Лестница для монахов и мирян.

Слово в день памяти св. Иоанна Лествичника

 

24.03/6.04.2008 г.

"Лествица" св. Иоанна Лествичника - очень важное произведение для всех христиан, а не только для монахов, иначе Церковь не стала бы его вспоминать во время Великого поста; "Лествица" - это та лестница, по которой мы должны достигнуть Царствия Небесного; все христиане должны отречься от мира и сделать монахом внутреннего человека, внешнего делать монахом не обязательно; призыв Иоанна Богослова "не любите мира и того, что в мире" обращен ко всем христианам; от мира нельзя просто отречься, нужно любовь к миру постепенно заменять любовью к Богу; любовь к Богу заключается в исполнении заповедей; если мы будем жить по-христиански, то мир сам отречется от нас; для правильного отречения от мира нужно трудиться и молиться; трудиться надо так, чтобы были заняты и руки и голова; главная задача труда в том, чтобы меньше блуждали помыслы, и можно было молиться; само чтение Святых Отцов настраивает нас на определенный камертон.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в четвертое воскресение Великого поста, Церковь совершает память св. Иоанна Лествичника. К сожалению, сегодня многие люди, даже считающие себя православными, вообще не знают, кто это такой. Между тем, это очень важно, потому что иначе Церковь не стала бы вспоминать именно этого святого в воскресение Великого поста, когда даются самые главные уроки всем православным христианам относительно того, как надо жить православно.

И если люди просто живут по-светски и вообще ничего не знают о Церкви, и ничего не знают об Иоанне Лествичнике, то это еще не так удивительно. Но, к сожалению, у нас очень многие православные буквально обчитываются какими-то книгами типа "Что посоветуете, батюшка?" и прочей макулатурой, которая продается в церковных лавках, но совершенно не знают самых главных святых отцов, то есть тех, которые действительно позволяют узнать о христианстве. Поэтому даже они, может быть, не знают, кто такой св. Иоанн Лествичник.

Наконец, еще есть категория православных христиан, которые знают, кто такой Иоанн Лествиедняки рождались в лучших условиях, чем родился Христос. И кто к Нему пришел первый? Тоже люди, которые, казалось бы, никакого значения в обществе не могли иметь, - какие-то пастухи. Но зато с этими пастухами были Ангелы, а потом с волхвами была звезда, которая тоже была послана Богом, чтобы открыть им Мессию, а с царем Иродом не было Ангелов и звезды, и царь Ирод был обманут. И другое также немаловажное событие вспоминается сегодня из книги Чисел, когда пророк Валаам, вроде бы настоящий пророк, каким он считался, должен был проклясть колено Иудово; к нему потому обратились, чтобы он это сделал, и он хотел это сделать, - но вместо того, чтобы изречь проклятие, изрек благословение.


И вот, все это показывает как мы, христиане, когда хотим поступать по христианским заповедям, соответственно с самим нашим христианством, оказываемся все время на стороне слабого. То есть для христианства типично быть на стороне слабого, а не на стороне сильного. И именно тогда христиане и побеждают. Тогда проклятья, которые хотят изречь на их головы, обращаются в благословения; тогда колоссы на глиняных ногах рушатся, и оказывается что те, кто возводят эти колоссы, думая о своем великолепии и величии, не посмотрели на то, какие у них ноги. И оказывается тогда, что те, кого пытаются гнать цари, сами становятся царями. Хотя, конечно, если мы вспомним, каким Царем стал Иисус, когда Он отвечал на вопрос Пилата, то мы поймем, что это не есть победа на земле, которую мы и искать не должны.


Также мы должны отметить про себя, что те, кто способствовал прообразовательно или буквально Рождеству Христову, не сидели сложа руки, думая что Господь за них все сделает. Конечно, "аще не Господь созиждет дом", говорит царь Давид, "всуе трудишася зиждущии" его - если Господь не построит дом, то зря его строили строители, ничего у них не получится. Но если они и строить не будут, то тогда у них уж точно ничего не получится. Это напоминает и одну современную притчу о некоем человеке, который все время молится: "Господи, пошли мне денег, пошли мне выигрыш в лотерею", - но ничего у него не получается, он ропщет на Бога: и, наконец, Бог ему говорит: "Ну, ты хотя бы билет-то купи лотерейный". И вот поэтому мы должны трудиться, мы должны накопить денег хотя бы на лотерейный билет, хотя бы все-таки его купить. И заметим, что так же делали и волхвы, которые все-таки обманули Ирода, не пошли и не рассказали ему о месте рождения Христа, когда поняли, что не надо этого делать. Так же делал и пророк Даниил, который истолковал Навуходоносору его сон. Так же делали и Иосиф с Марией, Святое Семейство, когда они, вместо того, чтобы оставаться на месте, предоставив Богу спасение Отрочати, вместо этого бежали в Египет и не просто бежали, но долго там оставались, пока Ирод не умер. То есть все делали то, что они могли сделать на земле, для того чтобы победила правда. Это, конечно, ничтожно мало. Но если этого "ничтожно мало" не делать, тогда не будет ничего. То есть мы должны делать то, что от нас зависит. Не в том дело, что мы, делая то, что от нас зависит, делаем что-то великое или хотя бы значительное в сравнении с тем, что действительно нужно для того, чтобы победила правда, - но в том, что мы сами должны быть в этой правде, и делать то, что можно для нее, каким бы незначительным это ни казалось и даже ни было на самом деле.


Вот это и есть главный принцип всякой - хочется сказать - церковной политики. Потому что, конечно же, при жизни в нашем приходе, когда все время Церковь истинная в целом подвергается различным искушениям, и когда, в частности, наш приход все время подвергается каким-то своим искушениям, которые, даже может быть, свойственны именно ему, а не Церкви в целом (я имею в виду всю Истинно-Православную Церковь), в это время люди, естественно, начинают думать, что "вот, какая перед нами большая сила", что ее "не сломить", что "наше дело пропало" и так далее. Но на самом деле, если наше дело христианское, то против нас всегда должна быть большая сила, которая заведомо превышает, причем во много раз, нашу силу. Но мы должны понимать, что эта сила всегда является колоссом на глиняных ногах. Мы должны заботиться о том, чтобы с нами была правда Божия, а для этого мы прежде всего должны стоять в православной вере.


Если мы гонимы за то, что исповедуем православную веру, то тогда никакого вреда нашей душе никто не нанесет, и более того, даже какой-то вред для приходской жизни - что кто-то, может быть, не получил нужного окормления церковного, - этот вред тоже кажущийся, потому что те, кому это нужно - все-таки мы должны здесь верить Господу, - это окормление получат так или иначе, пусть даже в каких-то ненормальных условиях; а кто не получит, тем оно было и не нужно, и, вполне возможно, они не воспользовались бы им и в более благоприятных условиях. А мы должны просто смотреть, чтобы за нас была православная вера, чтобы не мы были хульниками православной веры, а наши гонители; мы же должны исповедовали православную веру; то же самое относится и к канонам. Если же у нас есть по человечеству какие-то прочие немощи и грехи, то мы должны в них каяться, но понимать, что мы виноваты в любом случае Богу, а не дьяволу, и именно перед Богом мы должны каяться, а не перед нашими гонителями, которые если и используют какие-то наши прегрешения и ошибки как повод для этих гонений, то они это делают не из любви к правде, а просто потому, что находят возможным их так вот использовать.


И мы должны понимать, что на самом деле успех наших гонителей, если мы гонимы за правду, будет только лишь в такой степени, в какой это попущено Богом, а Богом это будет попущено только в такой степени, в которой это полезно для нашего вразумления и исправления. И тем меньше будет эта степень, чем быстрее мы будем исправляться и вразумляться - то есть, прежде всего, жить по догматам и канонам, хранить православную веру, а во вторых, просто быть христианами в своей повседневной жизни, то есть молиться, исповедоваться и причащаться и все-таки иметь память Божию во всех наших делах - не только тогда, когда мы идем в церковь но и в бытовых делах тоже. И вот тогда Господь Сам будет разводить перед нами воды Чермного моря и реки Иордан, от обхождения вокруг стен Иерихона они сами будут падать, и проклинающие нас будут поневоле нас благословлять, думая что таким образом нас проклинают, колоссы на глиняных ногах будут падать, и ничто не остановит победу Православной Церкви над этим миром. Но эта победа, как мы должны помнить - это победа над миром, потому что Господь говорит: "в мире скорбны будете, но дерзайте: Я победил мир", - но это не победа в мире, потому что в мире христиане будут скорбны. Но мы должны одержать победу над миром, чтобы мир не мог влезть в наши души, и не мог победить нас - чтобы мы вместе с миром и вместе с теми, кого мир уже победил, не осудились. Аминь

Hosted by uCoz