Слово в среду ваий после литургии Преждеосвященных Даров
15/28.03.2007
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Продолжается седмица Ваий, т. е. ветвей, в честь того праздника, к которому она подводит. Этот праздник наступит в ближайшее воскресенье - Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваий. Последний день нынешней седмицы - суббота, которая называется Лазарева, потому что воспоминается воскрешение четырехдневного Лазаря, а все воспоминания этой недели посвящены разным событиям из его жизни и смерти. В понедельник - Лазарь заболел, а сегодня, в среду - Лазарь умер.
Мы уже чувствуем, что приближается Пасха. Еще яснее чувствуем, что приближается Лазарева суббота, а за ней Вход Господень в Иерусалим. И, конечно, многие чувствуют, особенно те, кто не первый раз проходят богослужения Великого Поста, что сейчас уже постное время немного разряжается, окрашивается совсем уже близким праздником. Можно сказать, что это двойной праздник - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим.
Но нельзя забывать и о другом: все эти дни, начиная с понедельника и до среды, обстановка в воспоминаниях, которые нам предлагаются, только сгущалась, и кульминацией стала сегодняшняя смерть Лазаря.
Ведь что
видели сестры Лазаря, когда он умер? Они видели только то, что его некому
было вылечить, потому что не было Господа рядом. Да и потом, уже после смерти
Лазаря, опять нет Господа, который бы его воскресил. Марфа сказала Христу,
что если бы Он был рядом во время смерти, то воскресил бы брата. Получается,
что и этой надежде не суждено было сбыться, и все разрушается… Дальше тело
Лазаря будет погребено, как это и положено, а на Востоке это делается в течение
тех же суток, когда человек умирает, потому что там жарко, и тело мертвое
долго хранить нельзя - оно начинает смердеть. И, казалось бы, ниоткуда не
приходит никакой помощи. Но, в конце концов, происходит нечто неожиданное,
то, что мы будем вспоминать тогда, когда наступит время для этих воспоминаний.
А сегодня еще время для этих воспоминаний не наступило.
И сегодняшний день нас научает тому, как надо жить, когда кажется (а это происходит
часто или даже слишком часто), что все наши надежды на лучшее рушатся. Конечно,
люди мирские думают, что у них рушатся какие-то мирские надежды, если происходят
какие-то несчастья, болезни, кто-то умирает из родственников, близких людей.
Они от этого страдают и не понимают, как дальше жить, им кажется, что разрушается
вся их жизнь. Действительно, та жизнь, которую они вели раньше, под ударами
разных несчастий может разрушиться - ничего в этом нет такого необычного,
хотя и тяжело переживать. Это бывает сплошь и рядом, даже в мирное время,
а во времена всяких народных бедствий так происходит чуть ли не со всеми и
всегда. Люди, которые смотрят по-христиански, конечно, тоже грустят по этому
поводу, но больше их печалит и приводит в состояние безнадежия то, что они
вот уже далеко не первый год пытаются стать лучше, пытаются подвизаться, но
душа как была "смердящим Лазарем", так и остается, и никто не приходит
его воскресить.
Святые отцы рассказывают такую историю: шел один египетский подвижник вместе со своими учениками мимо мирского кладбища. И какая-то женщина там рыдала у могилы над покойником. И говорит тогда старец своим ученикам: "вот как рыдает она над своим покойником, а мы совершенно не печалимся из-за нашего внутреннего покойника. Душа наша в состоянии покойника, а мы над ней не рыдаем". То есть мы хуже мирян. Вот о чем могут печалиться и из-за чего могут приходить в еще более безнадежие те люди, которые стремятся жить по-христиански.
Но ответ всегда один и для тех, кто еще почти не понимает, что такое жить по-христиански, то есть людей, живущих мирскими интересами, и для тех, кто пытается думать о чем-то духовном: мы всегда должны пребывать в состоянии какого-то видимого безнадежия.
Если нам кажется, что в нашей жизни есть что-то, на что мы может положиться, например, дети, деньги, работа, или какие-то, не дай Бог, духовные достижения у нас, то это, конечно, обман. Это значит, что мы на них надеемся вместо Бога. И значит, если Господь захочет нашего спасения, то даст нам какую-то возможность выйти из этого обмана. И, конечно, если мы будем очень упорствовать в том, чтобы оставаться в этом обмане, продолжать надеяться на то и на это, то Господь обязательно покажет нам на практике, как все это рушится. Но мы будем страдать не так, как праведный Иов пострадал, который другим являл свою несокрушимость упования на Бога и стал примером на многие тысячи лет, а мы будем страдать именно от того, что мы не являемся ни для кого примером, и для того, что бы нам хотя бы самим для себя сделать эти самые выводы.
И если мы более или менее трезво осознаем свое положение, то мы понимаем, что в нашей жизни нет ничего прочного. Ни с мирской точки зрения, потому, что мы можем в любой момент хоть под машину попасть, причем не обязательно мы умрем, а можем стать инвалидами лежачими или еще кем-то, и вся наша жизнь изменится. Или мы можем стать инвалидами не лежачими, но такими, какими уже не сможем вести ту жизнь, какую вели до сих пор, грешить теми грехами, которыми мы привыкли, зато обратимся к Церкви с покаянием. Со многими такое бывает - горе служит только для пользы души. Я сам знаю такие примеры, в нашем приходе они есть. В жизни их, конечно, неизмеримо больше. Мы должны понимать, что ничего нет в нашей жизни крепкого, все очень хрупко. Кроме одного. Кроме одного, на чем мы должны строить свою жизнь, если мы люди верующие. Кроме Бога. Потому что это и крепко, и это не хрупко. Даже если мы потеряем абсолютно все, на что мы привыкли надеяться, то Господь нам все равно подаст и наилучшим образом именно то, что нужно для нашей жизни вечной, для нашего спасения. Вот это то, в чем мы должны безусловно верить Богу. А если мы верим в то, что у нас есть какие-то духовные достижения, какие-то родственники, семья, то, конечно, верить мы Богу не будем. Будем верить всему перечисленному, но не Богу. И это, конечно, нас подведет. Причем Господь по милосердию своему сделает, скорее всего, так, что это подведет нас еще в жизни сей, чтобы не подвело нас окончательно, как бывает с самыми упорными, в жизни вечной.
Поэтому мы не должны сомневаться, что наш внутренний покойник обязательно воскреснет, если мы сами этого будем хотеть. Вопрос лишь в том, сколько будут продолжаться эти его четыре дня, пока он смердит и разлагается. Этого, конечно, никто не знает заранее, и нет никаких общих правил, которые можно было бы тут вывести. Может быть, только одно общее правило можно взять из Библии - что у Бога тысяча лет яко день единый. Но мы вряд ли проживем тысячу лет, так что понятие "один день" превосходит протяженность нашей жизни. Но, как бы то ни было, не может быть такого, что человек хотел подвизаться, старался, несмотря на то, что многократно отступал и оступался, и Господь не даст ему умереть в покаянии, чтобы душа его действительно спаслась. Это совершенно исключено, если мы будем прилагать для этого усилия. Ведь если мы хотим получить хорошую работу, то прилагаем усилия - получаем образование, ходим, ищем, и, может быть, какие-то связи свои задействуем, стараемся хорошо себя зарекомендовать, придя на эту работу. Если мы хотим получить расположение какого-то человека, мы тоже много чего делаем, стараемся.
Но прежде всего нам нужно стараться для Царствия Небесного - это самое важное. И неудивительно, что это требует больше всего стараний, которые не должны прекращаться все то время, пока продолжается наша жизнь. Поэтому не будем унывать от того, что сейчас мы переживаем среду нынешней седмицы, когда Лазарь уже умер, но еще не воскрес. И даже не будем унывать, если завтра и послезавтра будем переживать все то же самое, а страх будет все увеличиваться и увеличиваться. Потому что мы должны ожидать того, что придет Господь и его воскресит. А для того, что бы Он пришел, и наши ожидания были бы не напрасны, мы должны уподобиться Марии и Марфе, которые пошли его искать и встречать. Потому что Он не приходит к тем, кому Он совершенно не нужен. А те, кто Его ищет, как Мария и Марфа, те Его находят, даже тогда, когда уже все вероятия, по-человечески рассуждая, не оправдались.
Поэтому
не будем унывать, видя нашего внутреннего покойника, а будем ожидать его воскресения
и ждать Христа, чтобы Он пришел и его воскресил. Аминь.