Слово на день Входа Господня в Иерусалим
19.03/1.04.2007
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем праздник, который называется Вход Господень в Иерусалим, или, как называется он в народе, Вербное воскресенье. Но ни народное название, ни церковное не объясняет нам его смысл, и как он связан с библейскими праздниками. Ведь мы знаем, что все праздники Нового Завета так или иначе связаны с праздниками Ветхого Завета - в случае Пасхи даже названия у них одинаковые, в случае Пятидесятницы тоже. Такая связь есть всегда. И вот тот праздник, который мы совершаем сегодня, является одним из нескольких праздников христианских, которые соответствуют так называемому Судному дню.
Что такое День Суда, что это за ветхозаветный такой праздник? Иначе еще он называется День Очищения. Это день, когда подводятся итоги жизни - итоги прожитого года и итоги всей жизни, - потому что мы все предстанем на суд. И те, кто жил праведно, на этом суде одерживают победу, а символом этой победы являются ветви, которые носят в руках победители. Ветви, которыми встречают Христа, - это как раз такие ветви. Это пересекается с триумфами, которые устраивали победителям на войне и победителям спортивных состязаний в античном мире - их всегда встречали пальмовыми ветвями.
Вход Господень в Иерусалим триумфален и в античном смысле этого слова. Этот триумф - символ Его победы. Во-первых, победы над смертью временной, потому что Его встречали так в Иерусалиме ради того, что Он только что совершил чудо над Лазарем. Во-вторых, это символ Его победы над другой смертью, - символ Его скорого уже собственного воскрешения. Но, конечно, самое главное - что это символ победы над смертью вечной, потому что вечная погибель, в которую весь человеческий род был ввергнут, преодолевается только страданиями и воскресением Иисуса Христа.
Конечно, хоть и важно, что Христос избавил от тления само наше тело, и воскресение мертвых проповедуется и осуществляется благодаря тому, что произошло воскресение Христово, но это лишь подчинено главной цели - спасению нашей души и тела в жизни вечной, единой жизни с Богом. Таков догматический смысл сегодняшнего праздника.
Что это означает применительно к каждому из нас? Мы должны понимать, что если будем жить в Церкви, то будем получать все то, что Церковь дает своим верным, то есть то, что она имеет внутри себя, то, что никто не может получить извне. Мы сами будем через Церковь приобщаться к жизни вечной еще на земле. Это общее положение, которое, наверное, почти все из нас знают. Но мало кто из нас знает, как же сделать так, чтобы это общее положение работало в частном случае лично меня.
Может быть, в частном случае моего соседа я и знаю, что ему нужно делать, чтобы исправиться, и норовлю ему об этом сказать, может быть даже в грубой форме. А если я даже и молчу, то хожу и думаю. Но вот применительно к себе понять это оказывается трудно. Как же можно придти к этому пониманию?
Прочитать в какой-то книжке, или гулять-гулять, или молиться-молиться, и потом вдруг просветлиться - вот теперь я должен делать это, пойти туда или переехать куда-нибудь… Такие вещи не являются решением. Действительно, бывает в жизни, что какие-то важные решения, важные для спасения нашей души, приходят, и мы их выполняем. Но в любом случае они еще не означают, даже если они правильные, что мы действительно после этого живем спасительно. Для того, чтобы жить спасительно, нужно принимать для себя какие-то решения каждую минуту, потому что каждый раз мы внутренне принимаем какие-то решения: исполнить ли какаю-то обязанность сейчас или исполнить ее позже, или совсем не исполнять; да и просто помолиться ли мне сейчас или рассеиваться мыслями, или блуждать где-то. Это все такие мелкие решения, из которых складывается наше спасение или наша погибель.
Как на этом уровне заставлять себя жить так, чтобы приходить к чему-то полезному? Для этого мы должны постоянно ставить себе очень частные задачи. Коль скоро сегодняшний праздник нас к этому побуждает, то можем сравнить свою жизнь с войной или спортивными соревнованиями, потому что Христа встречали так, как обычно встречали военных или спортивных победителей.
Для того, чтобы победить на войне или в спорте, нужно победить во многих мелких сражениях. Обычно не удается победить во всех этих сражениях, но, как говорят, одно сражение еще не делает войну. Можно выиграть очень большое сражение и проиграть войну, а можно проиграть много сражений, но войну все-таки выиграть. И ни в какой войне не бывает, как это и в Библии сказано, чтобы были одни только победы. Иногда мы побеждаем, а иногда терпим поражение. Наша задача состоит не в том, чтобы никогда не терпеть поражения, а в том, что бы победить во всей войне.
Поэтому мы должны очень четко понимать, какие у нас сражения именно сейчас, то есть ставить очень четкие тактические задачи - мелкие и исполнимые. Христианином является только такой человек, для которого прямо здесь и сейчас все время существует какая-то очень конкретная задача лично для него, над которой он сейчас как-то трудится. Христианин должен не просто как-то стихийно меняться к лучшему, а сознательно ставить себе такие задачи. Потому что зачастую наши задачи - это пустые слова, за которыми ничего не стоит, кроме какого-то самообольщения. Никакой работы над собой здесь нет, кроме разве что разрушительной. Для созидательной работы должны быть очень конкретные вещи, определены какие-то приоритеты: сейчас мне очень важно не делать вот этого, не грешить вот этим грехом или, наоборот, делать какое-то дело, исправить какую-то добродетель. Причем это должна быть не какая-то глобальная добродетель типа "любить ближнего". Кто может любить ближнего? Только Господь Бог, и мы по мере того, как приближаемся к Богу. Только тогда мы будем приближаться к ближнему и его любить в том смысле, в котором заповедано. Задача должна быть такой: вот у меня есть ближний Иван Петрович, у меня с ним такие-то сложности в отношениях, я ему должен не делать или, наоборот, делать то-то и то-то, и вот я пока никак этого не могу, но я над собой все-таки работаю, чтобы начать все-таки это делать. Набор таких решаемых задач, которые не рассчитаны на двадцать лет, а на месяцы, должны быть у нас всегда. Только тогда мы будем, конечно, очень медленно, но зато реально изменяться к лучшему. Только тогда мы будем христианами.
Но если
мы будем так делать, то у нас будет другое искушение, потому что мы устанем
от такой жизни, нам захочется закрыть глаза и пустить все на самотек. Мы можем
захотеть сознательно это сделать, но если даже и не захотим, то получится
все равно именно это.
Чтобы этого избежать, существуют разные способы, но первый и главный - это Церковь. Мы все время должны готовиться к тому, чтобы исповедоваться и причащаться. Именно одно с другим, потому что, если мы исповедуемся перед человеком, то у нас начинается его восприятие как человека, с которым можно договориться, не все ему сказать и так далее. Но когда мы готовимся все