"Хлеб будущего века подавай нам сегодня и каждый день".

Слово в Великий Четверг

23.03/5.04.2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий Четверг, Церковь совершает вспоминание о Тайной Вечери, воспоминание того события, которым Господь установил Евхаристию. Это не единственное, но самое главное воспоминание сегодняшнего дня. В этот день все православные христиане стремятся причаститься, и даже те, кто причащается довольно редко, особенно стремятся попасть в храм и причаститься в Великий Четверг. Хотя, конечно, и в другие дни, особенно в праздники, особенно на нынешней седмице, особенно в Пасху надо это делать. Но сегодня особый случай, потому что богослужение, которое мы только что совершили, относится к установлению самого таинства Евхаристии - таинства причащения Тела и Крови Господних.

Что же это таинство означает в нашей жизни? К сожалению, тот образ христианской жизни, который стал преобладать в последние четыре-пять столетий, абсолютно противоположен тому, что говорится в Евангелии, говорят святые Отцы и тому, чему учат церковные каноны. Более того, если каноны церковные строго запрещают нам уклоняться от того, что установлено самим Господом относительно Евхаристии, то в течение столетий такие уклонения стали как бы узаконенными. Хотя не было никаких Вселенских Соборов, которые могли бы отменить соответствующие правила, но в жизни они отменялись.

Мы можем прочитать, например, в каких-нибудь катихизисах XIX века, в которых вообще мало что хорошего написано, - спасибо, если там еще не написано прямой ереси, - что причащаться надо хотя бы раз в год или четыре раза в году. И так многие священники говорят до сих пор. Но мы знаем, к чему привело это православие XIX века: к 1917 году, когда народ, искренне сам себя считающий православным, потому что по меркам этого катихизиса, конечно, он и был православным, на самом деле пошел за большевиками, которые не скрывали не просто безбожия своего, но и своей враждебности ко всякой религии. Этот народ пошел на приманку, конечно, материальную приманку настолько, что уничтожили всю историческую Россию, а самое главное - отказался от православной Церкви и отдал на убиение те тысячи, если не миллионы, новомучеников и исповедников российских, которые принесла наша страна и наша Церковь в XX веке.
Это значит, что тот образ православия, который был в России, и по которому считается нормальным причащаться четыре раза в году (и это еще называлось, что ты благочестивый человек, потому что многие не делали даже этого) - это образ православия мнимого, это самообман. Миллионы людей считали себя православными, и церковь им в этом потакала, но, на самом деле, они, конечно, отпали от Церкви и даже не знали об этом, чтобы исправляться. Вот теперь мы должны возвратиться к тому образу отношения к Евхаристии, который действительно существует в Церкви и соответствует святым Отцам.

Что это означает? То, что Евхаристия - это постоянная наша пища. Мы молимся перед каждым причастием в любой литургии и помногу раз в день произносим слова молитвы "Отче наш". В ней есть слова: "хлеб наш насущный даждь нам днесь…". Эти слова имеют несколько главных смыслов одновременно. Что значит слово "насущный", тем более, что ни в славянском, ни в греческом его не было, пока не придумали? Оно имеет два смысла: "надсущный", то есть сверхъестественный, и "насущный" в значении "наступающий" (так можно перевести с греческого), - "хлеб будущего века". "Хлеб будущего века" и "хлеб сверхъестественный" одинаково точно относятся к Евхаристии. "Даждь нам днесь" - "дай нам уже сегодня хлеб будущего века". Мы молимся так каждый день. Это потому, что нормой христианского жития является ежедневное причащение. Это постоянная наша пища, которой мы соединяемся со Христом. Если мы не можем это делать ежедневно, то мы должны это делать каждый раз, когда в церкви служится литургия. Это обязанность, а не вопрос желания и настроения.

Некоторые говорят, что апостольское правило (8-е) устанавливает такую обязанность только для священников, так как, если священник участвует в литургии и не причащается, то он запрещается в священнослужении, но для мирян аналогичное апостольское правило (9-е) это что-то вроде рекомендации, а наказания за его нарушение никакого не предусматривается. Но это заблуждение. Специально, чтоб никто не думал, будто апостольское правило не предполагает одинакового наказания за присутствие на литургии без причащения для мирянина и священника, есть еще одно правило - 2 правило Собора Сардикийского, который признан Вселенскими Соборами. Согласно ему, миряне за то, что они стоят в церкви и не причащаются просто потому, что не готовились, должны церковной властью быть отлучены от причастия до тех пор, пока не покаются в таком поведении, пока они не явят плодов достойных покаяния.

Это ненормально, когда люди приходят, чтобы просто "послушать литургию". Все молитвы в литургии не для того, чтобы их "слушали", но для того, чтобы в них участвовали. В них речь идет о тех и от имени тех, кто сейчас собирается причащаться и просит получить причастие, а после причащения благодарит за это причастие. Если мы сейчас не собираемся причащаться, то тогда что мы здесь стоим и молимся с теми, кто собирается? А если мы только что не причастились, то за что благодарим? Это все очень важно. Поэтому мы должны все время стараться жить Церковью, во все праздничные и другие дни стараться причащаться. Важнейшим из таких дней является воскресенье, то есть каждую неделю такой день как минимум один.

Еще говорят, что к причастию надо как-то особо готовиться. Но что это за особенность? Если мы православные христиане, то надо сказать иначе: надо особо жить. Христианская жизнь - это такая жизнь, когда ты всегда "особо готовишься".

Что значит "особо жить"? Жить так, чтобы готовиться к причастию, разумеется. Ставить себя перед лицом Божиим, каждый день каяться в грехах и, когда мы имеем такую возможность, перед священником как перед свидетелем приносить исповедь свою Богу. Богу, а не священнику. Это мы должны делать всегда. Это значит, что мы должны готовиться к причастию, которая есть встреча с Богом. Может быть, ближайшая наша встреча с Богом будет не причастие, а такая, когда мы предстанем лицом к лицу, выйдя из этой жизни. Но готовиться мы все равно должны одинаково, нас не касаетащаться, ходить на богослужения, молиться дома и вообще настраиваться на соответствующий лад, стараться изменить себя, свою жизнь. Изменить ее не только так, чтобы почаще ходить в церковь, но так, чтобы иначе реагировать на всю окружающую действительность. Так, чтобы сначала помолиться, а потом сказать, а еще лучше - сначала помолиться, а потом подумать. Тогда мы начнем хоть немного жить по-христиански.

Поэтому постараемся настроиться на Страстную седмицу, которая сейчас нам предстоит, а также на то, чтобы уже сейчас понемногу готовиться к Великому посту следующего года, исправляя те недостатки, которые мы заметили за собой в прошедшей святой четыредесятнице. Каждый следующий пост, если мы до него доживем, должен быть для нас временем "работы над ошибками", а пост - это именно то время, когда такие ошибки особенно хорошо можно наблюдать. Будем стараться использовать те великие средства для нашего спасения, которые особенно в эти дни Господь посылает нам через Церковь. Аминь.


 

Hosted by uCoz
2418 91075878