Слово в день памяти св. Филарета (Вознесенского) (28.10/10.11.2007)
Митрополит Филарет - предпоследний первоиерерх РПЦЗ; после смерти св. Филарета РПЦЗ перестала быть защитницей истинного православия; нетленные мощи св. Филарета были обнаружены в 1998 году и снова закопаны; после вскрытия нетленных мощей разные ИПЦ прославили св. Филарета во святых; митрополит Филарет обличал глав отпавших от православия церквей в своих "скорбных посланиях"; в 1983 году РПЦЗ вынесла анафему ереси экуменизма; после смерти св. Филарета к власти в РПЦЗ пришли как раз те люди, с которыми он в ней боролся; мы должны подражать тем, кто выбрал истину и быть в ИПЦ; как православные христиане, мы должны каждый день готовиться к причастию; необходимо все свои дела делать с памятью Божией и с молитвой; нельзя отдыхать от памяти Божией.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память святителя Филарета - предпоследнего первоиерарха Зарубежной церкви, которая была создана в русском рассеянии, в эмиграции теми русскими людьми, которые хотели сохранить верность православному вероисповеданию. Потому что были разные люди, были и безразличные к вере среди эмигрантов, были и такие, кто хотел оставаться православными, но они увлеклись всякими новомодными тогда учениями, ересью экуменизма и модернизма, и пошли поэтому в другие церковные организации, а те, кто ими не увлеклись, вошли в Зарубежную церковь.
И в 1964 году главой этой церкви был избран самый тогда младший по рукоположению епископ Филарет, который тогда был возведен в сан митрополита и до самой своей смерти был главой Зарубежной церкви. В 1985 году он преставился, и именно после этого Зарубежная церковь стала терять то, что имела в защите истинного православия, что привело ее, уже в этом году, к окончательной катастрофе - бесславному поглощению Московской патриархией.
Но Господь прославляет своих святых. Когда эти процессы разложения Зарубежной церкви были уже отчетливо видны, тогда в 1998 году, благодаря счастливой случайности, были обнаружены нетленными мощи святителя Филарета. С 1985 по 1998 прошло 13 лет, он был похоронен в не очень хорошем месте, в сыром, и, тем не менее, когда его гроб открыли, то оказалось, что его мощи совершенно нетленные и даже сохраняют телесный цвет, то есть даже нельзя сказать, чтобы они мумифицировались, что тоже является разновидностью нетления, но они были еще более нетленными. При этом металлические застежки Евангелия, с которым его похоронили (потому что священников и епископов по обычаю хоронят с богослужебным Евангелием), заржавели и рассыпались. Это показывает, что действительно там была влажность, и там должны были идти процессы гниения и разложения, и только чудом Божиим они не шли. Действительно, это чудо нетления мощей.
Само по себе чудо нетления мощей, даже если оно такое сверхъестественное, не доказывает ничьей святости. Но когда это сопровождается тем, что известно о праведной жизни человека, и когда это сопровождается еще другими чудесами, как в данном случае, потому что по молитвам к этому святителю после его смерти и еще при его жизни разные люди испытали различные чудеса, и эти истории собираются и понемногу издаются, - тогда все это вместе, в совокупности, является свидетельством его святости.
Но в 1998 году Зарубежной Церковью чисто формально управлял православный, но уже очень старенький тогда, ныне покойный, митрополит Виталий. Но фактически ею управляли те самые люди, которые затем привели ее к объединению с Московской патриархией, и будущий митрополит Лавр сказал тогда, чтобы мощи св. Филареты опять закопали, чтобы не допустить никакого массового почитания. Действительно, ему удалось сделать так, чтобы мощи не лежали открыто в монастыре, где похоронили св. Филарета, чтобы к ним можно было приехать и поклониться, "на вскрытии" - как это церковно называется, то есть на виду у всех. Они лежат под землей. Но, тем не менее, туда все равно можно приехать им поклониться. Уже и до этого момента многие почитали св. Филарета во святых, но после того, как стало известно об открытии его нетленных мощей, уже ничто не могло остановить распространения его всеобщего и общецерковного почитания. И в разных Истинно-Православных Церквах его или прославили во святых, как это произошло в нашей Российской Церкви и в Святой Православной Церкви Северной Америки, где прославление его произошло в 2001 г., либо это собираются сделать, фактически почитают, но официально еще не сделали. И это прямо сейчас, в ноябре, будет обсуждаться на совещании Русской Истинно-православной Церкви в Воронеже.
Чем же таким особенным он прославился? Ведь было много относительно много иерархов, которые лично жили аскетически и не отступали ни в какую ересь. Их много было и у греков, и у русских. И если бы св. митрополит Филарет был просто одним из них, и даже если бы он при этом стал святым, то, может быть, никто не обратил бы на это внимания. Но он стал святым, потому что на основе своей такой святой жизни он делал именно то, что должен был делать глава самой большой из тех церквей, которые подчинялись не советской власти, не западным правительствам (как Константинопольский патриархат, например), то есть свободной церкви.
Такие церкви были все маленькие, но самой большой была Русская Православная Зарубежная церковь. Вот ее глава делал то, что он должен был делать: исповедать истинное православие и обличить отступивших тогда от православия иерархов. Потому что как раз вскоре после начала первосвятительства святителя Филарета, в 1965 году, патриарх Константинопольский официально, на встрече с Папой Римским, отменил те анафемы, которым католичество было предано в 1054 году, под тем предлогом, что это все были частные мнение тогдашних людей, и они не являлись исповеданием Церкви. Хотя мы прекрасно знаем, что и в XI веке, и в последующие века все эти анафемы были подтверждены людьми святыми. Например, в XI веке с православной стороны в прениях с латинянами участвовал святой муж Никита Стифат.
Но все это было перечеркнуто, потому что Константинопольский патриарх Афинагор и многие другие деятели того времени совершенно не держали православной веры, они были увлечены всякой околохристианской политикой, которая совершенно игнорировала содержание православной веры, и они хотели дружить с самой большой католической церковью, для этого они и пошли на такие беспрецедентные поступки.
А святитель Филарет стал обращаться ко всем главам поместных православных церквей, отступивших от православия, с так называемыми "Скорбными посланиями". Ему пришлось написать три таких послания, в которых он говорит, как важно хранить православную веру, и обличает нынешнее отступление. И тогда же Зарубежная церковь вошла, наконец, в общение с греческими исповедниками православия, которые до недавнего времени были гонимы, поскольку они тоже отделились от своей господствующей церкви именно из-за того, что она тоже перестала хранить православную веру.
И хотя архиереи Зарубежной церкви мешали митрополиту Филарету делать то, что нужно для православного исповедания веры в самой Зарубежной церкви, но все-таки еще в 1983 году состоялся Зарубежный архиерейский собор, на котором была вынесена знаменитая, теперь всегда читаемая во всех истинно-православных храмах анафема ереси экуменизма. Экуменизм - это такой взгляд на всякие ереси христианского происхождения, будто бы это не ереси, а тоже какие-то разновидности христианства, тоже какие-то церкви, но этот взгляд радикально отличается от святоотеческого смысла христианства. Так вот, эта ересь экуменизма была обличена как ересь собором Зарубежной церкви в 1983 году.
Но уже вскоре после этого митрополит Филарет умер, а потом Зарубежная церковь управлялась так, что, фактически, те, с кем в ней боролся митрополит Филарет, они и стали в ней управлять.
И еще, интересное событие произошло у нас сейчас во время служения утрени: святителям положено на утрени читать одно и тоже евангельское чтение из Евангелия от Иоанна, которое мы сегодня и пытались прочитать. Но у нас в календаре, видимо, или ошибка, или специально так составлено, но оно началось чуть раньше, чем было положено, потому мы читали еще несколько стихов, которые идут перед тем, что положено читать в таких случаях. Как раз это были те самые стихи, где Христос говорит о фарисеях в их присутствии: если бы они ничего не знали, не веровали и так бы себя вели, тогда бы не было им осуждения. А так как они все знали относительно веры, но не принимают истины, поэтому они и будут осуждены, поэтому нет им прощения, что они не по неведению согрешают.
То же самое можно сказать и иерархам Зарубежной церкви от лица митрополита Филарета. Потому что это были люди, которые прекрасно знали, что такое православие и что такое ересь экуменизма. И они в этом традиционном и твердом православии, можно сказать, с детства воспитывались. И более того, некоторые из них еще задолго до кончины митрополита Филарета, с конца 1960-х годов, уже имели епископский сан, как нынешний митрополит Лавр.
Но, тем не менее, их это не остановило от того, чтобы объединиться с отступниками от православия. Прежде всего, конечно, это относится к митрополиту Лавру и другим его соратникам, которые при митрополите Филарете были вполне уже зрелыми людьми и церковными деятелями, и как-то они мимикрировали под православных. По крайней мере, это были люди, которые сознательно выбирали между православием и кривославием (ересью) и выбрали то, что они захотели выбрать. Конечно, нам надо подражать тем, кто выбрал истину, и стараться уклоняться от тех, кто выбрал зло, поэтому нам нужно быть в истинно-православной церкви.
Но для того, чтобы действительно быть в православии, такой выбор необходим, но не достаточен. Если мы ходим в какую-то такую церковь, где действительно совершаются святые таинства, то это не означает, что мы сами освящаемся через них, потому что, как мы сами хорошо знаем, можно причаститься во спасение души и тела, а можно причаститься во осуждение. И если мы даже прочитаем очень много молитв перед этим, попостимся очень много дней, то это нас совершенно не гарантирует от того, чтобы причаститься не во осуждение.
А самое главное здесь совершенно другое: самое главное то, как мы живем в обычной нашей жизни, не тогда, когда мы хотим пойти в церковь и как-то, может быть, меняем свой образ жизни, а в обычной нашей жизни. Я бы добавил, что в обычной нашей жизни, если мы православные христиане, мы должны каждый день готовиться к причастию. Потому что причащаться мы должны часто, если такая физическая возможность есть, тогда мы каждый день и готовимся. Если мы в какой-то день не готовимся к причастию, то это значит, что в этот день мы отпадаем от церкви.
Как же так жить? А нужно жить все время памятью Божией и с молитвой относительно всех наших повседневных дел. Мы должны молиться не только тогда, когда идем в церковь, и не только тогда, когда мы начинаем день утренними молитвами и завершаем его вечерними молитвами, но надо молиться и просто в течение дня, в тех наших делах, которыми мы обычно занимаемся и склонны на них отвлекаться. Конечно, в некоторых случаях мы можем заметить, что это нас отвлекает от работы и нам кажется, что если мы сосредоточимся на работе и не будем думать о молитве, то у нас что-то лучше получиться. На самом деле - нет.
На самом деле память Божия, она всегда может быть такая, которая совместима с работой, которая нам поможет на работе не увлекаться, не входить в азарт, или, наоборот, не бояться, что у нас что-то там не получается, а тихо и спокойно делать то, что мы можем делать по своей работе. Возможно, этого все равно будет недостаточно, чтобы работа нам удалась, то есть во многих случаях этого будет достаточно, в каких-то - нет. Но мы все равно это будем воспринимать как-то с покорностью воле Божией, а с другой стороны - прося помощи Божией. То есть это все равно будет лучшим из того, что мы можем сделать.
А в каких-то случаях мы, наоборот, хотим отдохнуть, мы рады, что нам сейчас работать не надо, мы можем расслабиться. Но мы хотим отдохнуть заодно не только от всякой работы, от которой, на самом деле, надо отдыхать, но и от молитвы, от памяти Божией. И без того мы все время напрягаемся, а еще эта память Божия, - хочется просто расслабиться.
Конечно, это совершенно абсурдное рассуждение, но оно нам очень свойственно, может, не на логическом уровне, а на каком-то эмоциональном. И когда мы себя на этом ловим, то надо, наоборот, молиться.
И тут может оказаться, что тот вид отдыха, который мы хотели себе позволить, даже если он, в принципе, в каких-то ситуациях допустим для кого-то из христиан, он оказывается нам совершенно не по делу. И мы тогда почувствуем, что мы ничего не приобретем от отдыха, и нам это расхочется. Возможно, предчувствуя нечто подобное, мы и хотим забыть о Боге, чтобы только позволить себе этот вид отдыха. Это, например, может быть праздное смотрение телевизора или сидение в интернете. А если мы, например, как-то одумаемся, то нам и расхочется, и мы, может быть, все равно будем как-то отдыхать, но не таким бессмысленным образом.
Поэтому будем помнить, что для того, чтобы нам сохранить истинно-православное исповедание, нам нужно, прежде всего, сохранить самих себя, потому что если мы не сохраним самих себя, то некому будет держать православное исповедание. Точнее говоря, если мы будем его просто воспроизводить по памяти, мы будем подобны попугаю или магнитофону, но не тому, кто имеет вечную душу, которая может спастись.
Поэтому будем стараться держать православное исповедание, самой истиной которого является непрестанная молитва и память Божия, а все остальное приложится.
Аминь.