Княгиня Ольга как образец христианской трезвости.

Слово в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги (11/24.07.2008)

Равноапостольная Ольга приняла крещение под старость, и при ее жизни Русь оставалась языческой; многие люди не видят в крещении Руси ничего кроме политической целесообразности, но надо уметь понимать, что и подлинно христианское поведение может быть политически целесообразным; прежде всего, мы должны быть христианами, и тогда христианство не лишит нас трезвости, а, наоборот, прибавит нам ее; мы должны стараться быть такими же гармоничными и правильными христианами, как княгиня Ольга; мы не должны смущаться тем, что нас никто не понимает в нашем христианстве; обратившись в православие, нам надо православно жить, по возможности исполнять христианские заповеди, по возможности ходить в церковь и участвовать в богослужении; не обязательно помощь Божья будет проявляться во всех наших практических делах, но в том, чтобы нам быть христианами, в том, чтобы нам становиться ближе к Богу, помощь Божья будет всегда и несомненно.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память равноапостольной Ольги, одной из первых русских святых и одной из самых великих русских святых. Мы называем ее равноапостольной и почитаем ее как одну из тех, кто совершил подобно апостолам подвиг - принес крещение народу. Хотя если смотреть ее житие, то может показаться, что для этого нет основания, потому что сама она только лишь под старость приняла крещение.

Княгиня жила благочестиво, в Киеве построила церковь, и там даже была небольшая христианская община, но все это время Русь была языческой. Более того, ее сын Святослав так и остался язычником, и умер в язычестве. И ее любимый внук Владимир также был язычником во время ее жизни. Казалось бы, не получилось у Ольги апостольского подвига.

Но мы знаем, что из этой христианской общины в Киеве спустя уже какое-то время после смерти Ольги и произошло крещение Руси, а сам князь Владимир, ее внук, тоже станет равноапостольным. Но кто же такая сама Ольга?

Ольга, конечно, была государственным человеком, одним из великих русских государей. Как государственный человек она, несомненно, стяжала великие блага, но это как раз у многих вызывает сомнение. Все понимают, что и политически целесообразно было, чтобы Русь крестилась, и если Ольга пыталась сделать к этому шаги, какие она могла в свое время сделать, то в этом ничего кроме политической целесообразности многие люди не видят.

Они считают так, что серьезный и действительно ответственный человек, который занимается многими практическими делами, руководит многими людьми и принимает на себя ответственность за их жизни, может рассуждать о религии только прагматически: что принесет ему выгоду в житейском, земном плане. Так же они оценивают выбор Ольги, но судят по себе.

На самом деле разные бывают люди даже и среди тех, кто занимается руководством людьми, управлением государством и многими другими практическими вещами, потому что во всех областях жизни люди могут быть по-настоящему верующими и могут быть неверующими. Если они верующие по-настоящему, то они не только делают правильный выбор в житейском смысле в пользу христианства, но тогда они и сами живут по-настоящему по-христиански.

Ольга могла бы жить так же, как и раньше жила, тем более, что она и тогда была в качестве правителя Руси по-человечески весьма разумна и уважаема, но Ольга стала жить христианкой. Говорят, и, наверное, этому можно верить, хотя доказать это и невозможно, что для Владимира воспоминания общения с бабушкой в детстве очень были важны для того, чтобы он сам потом стал христианином. То есть Ольга все-таки заронила то зерно, которое при ее жизни не успело прорасти, а потом все-таки проросло.

Поэтому надо понимать, что хорошо, если мы являемся какими-то ответственными людьми, если у нас какая-то ответственная работа, и если мы практически понимаем, что нам надо делать. Но при этом мы должны быть людьми верующими и понимать, что приоритеты в нашей жизни диктуются вовсе не какими-то земными сиюминутными соображениями, а диктуются исключительно тем, что относится к жизни вечной, к христианству.

Прежде всего, мы должны быть христианами. Тогда это не только не лишит нас трезвости, разумеется, в том случае, если мы действительно будем христианами как должно, примем святоотеческое христианство, а не какое-то другое, - то в этом случае христианство, наоборот, прибавит нам трезвости, мы сможем лучше понять, что надо делать в наших житейских делах. С другой стороны, верно и обратное.

Если мы еще ничего не знаем о христианстве и, живя в миру, стараемся быть просто ответственными людьми, если мы хоть как-то верим в Бога и стараемся обратиться к Его помощи - а это доступно и за пределами христианства, - то в случае, если мы, действительно, будем устойчивы в своем душевном расположении, нам будет открываться и большее. Тогда Господь может нас призвать к тому, чтобы стать христианами. Мы, конечно же, тогда не откажемся пойти вслед за этим призывом.

Такая же была и Ольга. Теперь, глядя на нее более чем через тысячелетие, которое по времени нас отделяет, мы можем ей подражать по возможности во всем. Мы должны стараться быть таким же гармоничным и правильным христианином как она.
С одной стороны - не упускать ничего из того, что касается наших житейских обязанностей. У кого-то они большие, у кого-то маленькие, но у всех они есть, у всех есть какая-то ответственность. Если мы будем делать что-то безответственно, портить, работать "спустя рукава", то помимо того, что мы делаем что-то плохое в житейском смысле, мы просто погрешаем перед Богом. С христианской точки зрения мы должны стараться делать все как можно лучше.

Но самое главное - мы не должны смущаться тем, что нас никто не понимает в нашем христианстве. Ольгу тоже почти никто не понимал в ее христианстве, по крайней мере, когда она вернулась домой в Киев, уж точно мало кто понимал. Надо делать то, что мы можем делать сейчас. Как при Ольге невозможно было обратить всю Русь в православие, так и сейчас этого сделать нельзя. Ну что ж, значит, это с нас не спросится, и этим мы заниматься не будем.

Мы будем заниматься тем, чтобы обратить в православие самих себя, своих близких. Но самое главное - обратившись в православие, нам надо православно жить, по возможности исполнять христианские заповеди, по возможности ходить в церковь и участвовать в богослужении. Такие возможности сейчас есть, а во времена Ольги с этим было труднее. Тогда мы можем не сомневаться, что будет нам помощь Божья. Но в чем она будет?
Не обязательно помощь Божья будет проявляться во всех наших практических делах. Но в том, чтобы нам быть христианами, в том, чтобы нам становиться ближе к Богу, помощь Божья будет всегда и несомненно.

Аминь.


 

Hosted by uCoz