"Да
избавит нас Господь от настоящего века лукавого"
(Гал. 1:4)
Тяжкое время
переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской Земле: гонение
воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому,
чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена
злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны
заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных
и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей,
виновных разве только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что
все силы полагали на служение благу народному. И все это совершается не только
под покровом ночной темноты, но и вьявь, при дневном свете, с неслыханной доселе
дерзостию и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого
права и законности - совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей
отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске,
Севастополе и др.).
Все сие преисполняет
сердце наше глубокою и болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым
извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету
Св. Апостола: "согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут"
(I Тим. 4:20).
Опомнитесь,
безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только
жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню
геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни
настоящей - земной.
Властью, данною
нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас,
если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите
к Церкви Православной.
Заклинаем
и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми
извергами рода человеческого в какое-либо общение "измите злаго от вас
самех" (I Кор. 5:13).
Гонение жесточайшее
воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение
на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто
объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через
расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению
и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим
народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются
безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным
достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие
пастырей и учителей веры православной, признаются излишними и обращаются или
в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности.
Имущества
монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это - народное
достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею
самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси, право и правду,
обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие
и сплошное насилие над всеми и в частности над Святою Церковью Православною.
Где же пределы
этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это
наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех
вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой
ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви
захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы
противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который
остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками
народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют
даже прямо противно совести народной.
А если нужно
будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем
вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: "кто ны разлучит
от любве Божия: скорбь ли, теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда,
или меч?" (Рим. 8:35).
А вы, братие
Архипастыри и Пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенною
ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной,
немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться
в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого
воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся
силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца:
"созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16:18).
Тихон,
патриарх Московский и всея России
Января 19 дня, 1918 г.
* * *
Это послание было опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII / Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXХII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6)
Это патриаршее послание на том же заседании получило поддержку выступавших на нем членов Собора, а 22 декабря 1918 г. было официально одобрено всем Собором. Вот соответствующая выписка из его Деяний (см.: Там же. 36 (Деяние LXVII.35-37); на этом заседании члены Собора рассказывали о различных фактах гонений от большевиков против верующих, в частности, убийств некоторых священнослужителей, обысков, угроз и пр.):
"Прот.
А. П. Рождественский: По поводу всех этих ужасов, о которых мы слышали,
а особенно по поводу захвата святого достояния Церкви мы имели на днях утешение
слышать в Церкви послание Святейшего Патриарха, в котором он твердо и безбоязненно
обличает все эти беззакония, которые творятся настоящею властью. По поводу этого
послания особая небольшая комиссия при Соборном Совете предлагает Священному
Собору сделать следующее определение: "Священный Собор Православной Российской
Церкви с любовью приветствует послание Святейшего Патриарха Тихона, карающее
злых лиходеев и обличающее врагов Церкви Христовой. С высоты патриаршего престола
прогремело слово прещения и подъят меч духовный против тех, кто совершает непрерывное
надругательство над святынями веры и совести народной. Священный Собор свидетельствует,
что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской,
внемлет его призыву и готов жертвенно исповедовать веру Христову против ее хулителей.
Священный Собор призывает и всю Российскую Церковь во главе со своими архипастырями
и пастырями объединяться ныне вокруг Патриарха, дабы не дать на поругание святой
веры нашей".
Председательствующий
[на этом заседании им был митрополит Новгородский Арсений]: Угодно ли принять
предложение комиссии при Соборном Совете?
ПОСТАНОВЛЕНО: предложение комиссии при Совете принять".
Это соборное постановление, таким образом, до сих пор остается в силе.