ричинам чисто человеческим, но в любом случае, это все для нашей пользы, для того, чтобы мы очищались от страстей. И если мы будем думать, что мы исповедники потому, что нас тоже гонят за правую веру, то, конечно, мы окажемся исповедниками своего собственного тщеславия, или, по крайней мере, гордости. И такого рода исповедание, хотя человек тоже всякие лишения претерпевает, конечно, служит не стяжанию Царствия Небесного, а вечной погибели. Потому что, действительно, мы знаем, что многие люди ради каких-то своих страстей идут на большие лишения, и тоже становятся своего рода подвижниками, и, бывает, большие физические подвиги претерпевают, лишь бы творить какие-то свои грехи. И мы также не должны творить свой грех гордости и тщеславия, что, вот, мы истинно-православные, а должны смиряться и понимать, что это наши грехи, и под каким-то предлогом, иногда и под предлогом Православия, на нас осуществляются какие-то гонения. И многие исповедники именно так и думали, и не превозносились во время гонений, и поэтому они и выдерживали их с честью. Если же превозноситься во время гонений, то милостью Божией, мы можем пасть, чтобы тогда, по крайней мере, осознать, если мы раньше этого не сделали, свою гордость. А если уж мы совсем ожесточимся, то мы можем и не пасть, а так вот и прожить, и только на том свете понести наказание, не имея возможности исправиться.

Поэтому, с одной стороны, будем взирать на исповедников и сравнивать свои малые гонения с их большими, и поэтому вменять свои собственные тяготы ни во что, а, с другой стороны, будем стараться все-таки им подражать, потому что хотя бы и малыми были наши гонения, но если мы их терпим за Христа, то мы все-таки приобщаемся подвигу исповедников, несмотря на то, что, может быть, это ничтожная доля процента от этого подвига, но это уже не столь важно в глазах Божиих, поэтому и для нас это не должно быть столь важно. Главное - чтобы мы действительно были на их пути. А их путь это все-таки путь не какой-то специфический именно для исповедников православной веры, а общий для всех христиан, которые являются в своей жизни, в борьбе со своими страстями прежде всего, исповедниками веры, потому что исповедать свою веру мы должны прежде всего перед своими страстями. Мы просто должны понимать, что всякое поношение нам - за наши грехи, что оно полезно, и стараться избавляться от этих грехов, тогда мы и Православие сохраним. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz