ричинам чисто человеческим, но в любом случае, это все
для нашей пользы, для того, чтобы мы очищались от страстей. И если мы будем
думать, что мы исповедники потому, что нас тоже гонят за правую веру, то, конечно,
мы окажемся исповедниками своего собственного тщеславия, или, по крайней мере,
гордости. И такого рода исповедание, хотя человек тоже всякие лишения претерпевает,
конечно, служит не стяжанию Царствия Небесного, а вечной погибели. Потому что,
действительно, мы знаем, что многие люди ради каких-то своих страстей идут на
большие лишения, и тоже становятся своего рода подвижниками, и, бывает, большие
физические подвиги претерпевают, лишь бы творить какие-то свои грехи. И мы также
не должны творить свой грех гордости и тщеславия, что, вот, мы истинно-православные,
а должны смиряться и понимать, что это наши грехи, и под каким-то предлогом,
иногда и под предлогом Православия, на нас осуществляются какие-то гонения.
И многие исповедники именно так и думали, и не превозносились во время гонений,
и поэтому они и выдерживали их с честью. Если же превозноситься во время гонений,
то милостью Божией, мы можем пасть, чтобы тогда, по крайней мере, осознать,
если мы раньше этого не сделали, свою гордость. А если уж мы совсем ожесточимся,
то мы можем и не пасть, а так вот и прожить, и только на том свете понести наказание,
не имея возможности исправиться.
Поэтому, с одной стороны, будем взирать на исповедников и сравнивать свои малые гонения с их большими, и поэтому вменять свои собственные тяготы ни во что, а, с другой стороны, будем стараться все-таки им подражать, потому что хотя бы и малыми были наши гонения, но если мы их терпим за Христа, то мы все-таки приобщаемся подвигу исповедников, несмотря на то, что, может быть, это ничтожная доля процента от этого подвига, но это уже не столь важно в глазах Божиих, поэтому и для нас это не должно быть столь важно. Главное - чтобы мы действительно были на их пути. А их путь это все-таки путь не какой-то специфический именно для исповедников православной веры, а общий для всех христиан, которые являются в своей жизни, в борьбе со своими страстями прежде всего, исповедниками веры, потому что исповедать свою веру мы должны прежде всего перед своими страстями. Мы просто должны понимать, что всякое поношение нам - за наши грехи, что оно полезно, и стараться избавляться от этих грехов, тогда мы и Православие сохраним. Аминь.