Его Высокопреосвященству,
Высокопресвященнейшему Валентину,
Митрополиту Суздальскому и Владимирскому,
Первоиерарху Российской Православной Церкви.
Прихожан храма
святого благоверного
Царя-Мученика Николая
и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве
ПРОШЕНИЕ
Покорнейше
просим Ваше Высокопреосвященство развеять наши недоумения, связанные с публикацией
Вашего указа от 20 июля с.г. и прочих
документов, связанных с делом игумена Григория
(Лурье), клирика нашей Святой Церкви.
Впервые в
новейшей истории нашей Церкви ее клирик подвергается каноническому прещению
за "ересь" и "лжеучение". Нам, прихожанам московского храма,
хорошо памятны те времена, когда подобные обвинения в адрес о. Григория бросал
Антон Тер-Григорян со своими сторонниками, покинувшими нашу Церковь. Ваше Высокопреосвященство
лично приезжали в наш храм для того, чтобы выслушать позиции Тер-Григоряна и
тех прихожан, которых он "обличал". Тогда Вы убедились, что подобные
обвинения канонически необоснованны, а построены только на личных обидах и эмоциях.
Теперь, с
большим удивлением, мы обнаруживаем точно такие же обвинения в документах Высшей
церковной власти. Видимо, это означает признание "правоты" Тер-Григоряна
и его сторонников. Но если так, то почему же мы не видим ни одного определения
новоявленных "ересей", почему они никем не преданы анафеме, в чем
вообще состоит суть "лжеучения"?
Наш храм посвящен
Новомученикам и Исповедникам Российским. Они жили и совершили свой великий подвиг
в начале ХХ века, в эпоху разгара "имяславческих" споров. Естественно,
что большинство из Новомучеников так или иначе было причастно к этим спорам.
Много писал об Имени Божием как о нетварной Божественной энергии новосвященномученик
епископ Марк (М.А. Новоселов); святая новопреподобномученица Великая княгиня
Елисавета Феодоровна на собственные средства издала книгу схимонаха Илариона,
единомышленника о. Антония (Булатовича), "На горах Кавказа". Преподобный
Варсонофий Оптинский очень высоко оценивал эту книгу как пособие для делателей
Иисусовой молитвы, а всероссийский пастырь - святой праведный Иоанн Кронштадтский
- учил в точном соответствии с православным пониманием Имени Божия: "Имя
Божие есть Сам Бог. Потому говорится: Не приемли имени Господа Бога твоего
всуе. ... Как Господь есть препростое Существо, препростый Дух, то Он в
одном слове, в одной мысли - весь всецело, и в то же время - везде, во всей
твари. Потому призови только имя Господне - ты призовешь Господа, Спасителя
верующих, и спасешься. - Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Деян.
2:21)" (Моя жизнь во Христе, т. 1, с. 237).
Невольно возникает
опасение: не это ли святоотеческое учение подразумевается под словом "ересь"
в Вашем указе? Большинство из нас хорошо знакомы с богословскими произведениями
игумена Григория. Нам, в частности, памятна его полемика об "имяславии"
с покинувшим нашу Церковь бывшим чтецом Владимиром Моссом. Говоря по совести,
с точки зрения той православной веры, которой мы научены из Евангелия и из писаний
Святых отцов, мы не видим никакого "лжеучения" или отступления от
Истинного Православия в позиции игумена Григория.
Разобраться
в сути возникшего ныне спора нам особенно сложно, потому что ни Вы, ни Архиерейский
Синод, ни члены Следственной комиссии по делу игумена Григория, не могут выразить
словами, в чем состоит его "лжеучение". Правда, один раз довелось
услышать такую формулировку: "Отец Григорий считает Богом буквы и звуки".
Но игумен Григорий категорически отрицает, что он исповедует подобный абсурд.
Так можно
ли осудить уважаемого клирика, имеющего обширную паству, за "ересь",
содержания которой никто не знает? Такое осуждение может нанести непоправимый
урон всей нашей Церкви, чистотой веры которой мы очень дорожим. Такие акты выставляют
на всеобщее посмеяние у "внешних" наше Священноначалие.
Мы помним, что в 2001 году Архиерейский Синод нашей Церкви признал
богословскую оценку учения "имяславия" исключительной прерогативой
Всероссийского Поместного Собора. Смиренно просим Вас, Владыко, ответить нам,
Вашим верным чадам, на основании чего можно в нынешнее время судить о том, что
это "ересь". Разъясните нам, пожалуйста, суть этой "ереси",
дабы оградить нас самих от впадения в нее.
Надеемся, что инцидент с принятием в нашей Церкви указа, содержащего обвинения
в никому неизвестной "ереси", которую сам же Синод запретил так именовать,
будет разрешен каноническим путем и не приведет к новому расколу.
С молитвой
о Вас,
недостойные чада
Вашего Высокопреосвященства
Суворов
С. А., староста прихода.
Солдатов А. В.
Муравьева М. В.
Першина В. В.
Романовский А.
Романовская Л.
Савченко Ю.