2418 91082378 2418 91097949 Слово о. Григория (Лурье) в Светлый Вторник. 7.05.2002

Слово в Светлый Вторник,
в день памяти преподобномучеников Давидо-Гареджийских
и тезоименитства Митрополита Валентина

(24.04/7.05.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Милостью Божией, мы сподобились встретить еще и в этом году праздник Пасхи, и милость Божия простерлась и настолько, что и в начавшиеся дни Светлой Седмицы пасхальной мы смогли причаститься еще раз Святых Даров. Как мы помним, это наша прямая обязанность — в дни Светлой Седмицы причащаться, а не просто ходить в церковь и неизвестно что делать и есть куличи. Потому что VI Вселенский Собор в одном из своих правил предписывает всем, в том числе и мирянам, в дни Светлой Седмицы, ныне совершаемой Церковью, участвовать в богослужении и наипаче причащаться. И эту обязанность мы должны исполнять. Хотя, конечно, поститься на этой седмице Церковь тоже не велит. И слава Богу, что мы продолжаем участвовать в празднике Пасхи.

И конечно, надо все равно помнить, что наше празднование пасхальное — это празднование действительно Воскресения Христова, которое нам нужно потому, что в нем и наше собственное воскресение содержится; а нам это нужно в свою очередь потому, что мы находимся под смертью. Кто не помнит о смерти, тому воскресение не нужно. И кто забывает о смерти, тот не может радоваться и воскресению Христову. Потому что зачем воскресение тем, кто не умирал и не собирается умирать? А тем, кто собирается умирать, тем, кто живет в царстве смерти и понимает это, тем, конечно, нужно воскресение Христово, и только они и могут его праздновать. И поэтому мы не будем в дни праздника отвлекаться от того, что всегда должны иметь православные христиане, а именно от памяти смертной и от постоянной молитвы. А празднование Воскресения Христова должно по-своему нас наипаче настраивать именно на память смертную, только с другой стороны, именно — со стороны победы над смертью, которая непременно будет и которая уже содержится и уже есть в воскресении Христовом. Это прекрасно.

Но сегодня, во второй день Светлой Седмицы, во вторник — т.е. это третий день сегодня уже Светлой Седмицы получается, — празднует Церковь особенно память тех, кто совершил победу над смертью в XVII веке. Это память святых мучеников, которые пострадали в количестве чуть ли не 6000 человек (их там было очень много, во всяком случае) в самом крупном грузинском монастыре того времени. Это было в 1640-е, если не ошибаюсь, годы, по крайней мере, в середине XVII века. Это лавра святого Давида Гареджийского. Давид Гареджийский жил в конце V века и в начале VI-го и основал эту лавру, и потом она стала самым крупным монастырем в Грузии, и так было в XVII веке, когда там было очень много монахов. И в XVII веке Грузию завоевал иранский шах Аббас, и его армия опустошила почти всю Грузию. И прямо в пасхальную ночь войска этого шаха иранского увидели вдали огни, и они пошли туда, и оказалось, что это лавра Давида Гареджийского, где совершается крестный ход в пасхальную ночь, поэтому там вот такие были огни, которые привлекли их внимание. Тогда мусульмане эти сказали монахам, что «или вы принимаете ислам, или вы все будете здесь убиты». Они сказали, что «хорошо, пусть мы будем убиты, только дайте нам дослужить пасхальную службу». И те им дали дослужить пасхальную службу, после чего их всех убили. И там до самого недавнего времени, даже уже до нашего века, оставалось просто довольно много костей этих монахов, и эти кости, конечно, почитались как мощи святых с самого начала, потому что их сразу сочли мучениками православные христиане. и конечно, с тех пор вот установлено это празднование во вторник Светлой Седмицы. Сначала оно было только в одной Грузинской Церкви, а потом уже, в XIX веке, и Русская Церковь от Грузинской заимствовала этот праздник.

И чему нас еще должна особенно научать эта история? Шах Аббас, который так вот воевал с православной Грузией — а Грузия не входила в состав России, это было самостоятельное государство, — он разорил там христианские святыни и вообще сделал все, что угодно; но в это время он старался дружить с московскими государями. И московские государи, вместо того, чтобы употребить свое влияние на то, чтобы защитить единоверных грузин, они это совершенно и не подумали сделать. И более того, шах Аббас во время той самой войны похитил в кафедральном соборе, самом главном в Тбилиси — в Мцхете — хитон Господень, главную святыню Грузинской Церкви. И он эту святыню преподнес в дар московскому царю. И был построен специальный храм в Москве, Ризоположенский, для того чтобы хранить эту святыню, и она там сохранялась до 1917 года. И не только ее приняли и не вернули в Мцхету московские цари, но установили даже у себя специальный праздник, он есть в календаре Русской Церкви — так называемый праздник Ризоположения, т.е. положения хитона Господня в Москве. Т.е. фактически, тогда убийца многих христиан шах Аббас, в знак дружбы с православным русским московским царем, подарил ему вот эту действительно великую христианскую святыню. Но чем все это закончилось? Ничем это хорошим не закончилось. Это закончилось 1917 годом. И во время 1917 года хитон Господень бесследно исчез. Эта святыня хранилась вот до самой революции в этой церкви в Москве, но во время революции она исчезла, и с тех пор никто ее больше не видел, и никто не знает, куда она теперь делась. И праздник этот перестал праздноваться, как, в общем-то, и нечестиво установленный. Потому что не должны христиане пользоваться несчастьями других христиан.

А в свою очередь, мы особенно должны помнить о мучениках, которые в соседних Православных Церквах, вот, в частности, в Грузинской, просияли, и должны особенно им молиться. И после окончания литургии можно будет приложиться к маленькой частичке мощей этих святых мучеников.

Но и кроме того, в нашей Церкви сегодня некое особое торжество, которое бывает именно в этот день года. Сегодня именины нашего Митрополита, нашего Первоиерарха. И вот, наш инок Димитрий повез поздравление от нашего прихода — сразу в этом году получается, что и с Пасхой, и с именинами, — и поэтому вот его здесь и нет, что он в Суздале. И конечно, у нашего первоиерарха именины получаются в самой что ни на есть боевой обстановке. Потому что таких гонений на нашу Церковь и именно на него, какие сейчас происходят, давно уже не было, а можно сказать, что и никогда таких не было. И они еще не закончились, хотя, конечно, можно надеяться, что многое уже позади. Но это как раз не плохо для православных христиан, а скорее, хорошо. Потому что жили бы мы спокойно, и было бы много всяких соблазнов, которые бывают от мирной жизни. А когда возникают всякие искушения, тогда мы понимаем, что надо Богу молиться, надо хранить Православие, потому что только за хранение Православия Бог помилует нас и нашего Митрополита, и с ним и всю Церковь. И потому закончить хотелось бы тем, чтобы мы сейчас спели «многая лета» нашему Митрополиту Валентину. Спаси, Господи!

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz