Немало различных христианских ересей и сект было на Руси, начиная с XIII в. и кончая новейшим временем. Известны ереси стригольников и антитринитариев (новгородско-московская ересь) в XIV столетии, Матвея Башкина и Феодосия Косого в середине XVI в., а позднее, в XVII в., раскол в православной церкви, приведший к выделению старообрядчества. Не без их влияния появилисьна Руси и так называемые €духовные христиане», численность которых составляла сотни тысяч человек и приближалась, по некоторым источникам, к миллиону. Первыми сектами духовных христиан» можно считать «хлыстов» (христововеров) и скопцов. Почти одновременно появились секты духоборцев и молокан. Возникнув в крестьянской среде, они довольно быстро через оброчных крестьян проникли в города, в среду городских лавочников и ремесленников.
Христововерие и отпочковавшееся от него скопчество, уходят своими корнями в эпоху становления капиталистических отношений и являются выражением кризиса феодально-крепостнической системы. Социальной средой, питавшей эти секты, было крепостное, в основном оброчное, крестьянство, стремившееся, как отмечает советский исследователь А. И. Клибанов, аскетизмом, отрицанием православной обрядности — «иконоборчеством» показать свой полный разрыв с ненавистным миром крепостников, непримиримость с этим миром».
Это был протест против экономической и духовной зависимости от крепостников, протест, который, наряду со стихийными народными волнениями, выразился и в формерелигиозного учения, призывавшего осудить роскошь и разврат правящего сословия, подчиняться не его законами постановлениям, а лишь святому духу». Крестьяне не хотели быть собственностью Воронцовых, Меньшиковых или Романовых, они пускались в бега или уходили в люди божии» (самоназвание «хлыстов»), хотя это сулило им жестокие преследования и ссылки.
«Едва ли не каждое сочинение об экономическом положении русского крестьянства в пореформенную эпоху указывает на так называемую €дифференциацию» крестьянства» писал В. И. Ленин. Крестьянин, по его словам был с вполне подчинен рынку, от которого он зависит и в личном потреблении, и в своем хозяйстве, не говоря даже о податях».
Новые явления экономической жизни, например, эксплуатация в форме денежной ренты, широко практиковались в хозяйствах светских и духовных феодалов. А денежная рента, как отмечал К. Маркс, «предполагает уже более значительное развитие торговли, городской промышленности, вообще товарного производства, а с ним и денежного обращения».
© velsat.net - Атеистическое издание Денница