Преподобный
Феодор Студит. Письма к разным лицам.
©
Примечания Т. Сениной.
Часть I.
Второй раз
уже я пишу к господину и отцу моему. Не знаю, получил ли ты мое письмо.[1]
И в нем мы, хотя и недостойно, сказали немного из того, чего требовало время
и что было нам по силам; и теперь скажем, что следует и что даст Бог на пользу
смиренной душе моей, а также, осмелюсь сказать, и к утешению твоего, отец, великодушия.[2]
Как прежде часто, так и теперь, я говорю и исповедую, что если есть во мне какой-нибудь
дар слова и способность писать что-нибудь малое, то это дано не ради меня, уничиженного
раба твоего, но ради тебя, имеющего обильную, в сердце источающуюся, благодать.
Поэтому ты
охотно и радостно продолжаешь учить и вразумлять не только нас, которых иные
ошибочно считают твоими племянниками, но и всех сыновей и детей твоих, рожденных
духом твоим. А то, что я говорю правду, доказали дела. Ты истинный пастырь,
положивший душу за овец своих, чтобы мы не уклонялись от истины и были
готовы сейчас охотно пролить и собственную кровь. Такова бдительность истинного
пастыря, обличающая лжецов и поистине являющаяся достойной пред Богом, Отцом
и Архипастырем! Итак, дарованное мне ради тебя весьма скудно приношу тебе, и
ты пожинаешь эти, - не знаю, как сказать, - тощие плоды семян, которые ты многозаботливо
и обильно сеял, как добрый земледелец. Что же скажу приличного и благопотребного
святой душе твоей, любезнейший отец мой? Кто отлучил меня от твоего, всегда
вожделенного, лица, от сладкоречивой беседы, от спасительного руководства? Ты
- мой свет, всегда сияющий светильник среди мрачных душевных помыслов, жезл,
укрепляющий немощь сердца моего, изменение уныния, бодрость, благовестие, радость,
умащение, празднество, слава. Без тебя и солнце не радостно для меня; я желал
бы лучше не видеть света, чем не лицезреть твоего образа. Нет для меня ничего
приятного на земле без твоего присутствия; ибо что вожделеннее истинного отца,
даже и пред очами Божиими? Это знает сын, любящий отца и поистине родной. Но
к чему много слов? Скажу, что случалось со мной.
Часто, когда
я и не намеревался идти в святую келью твою, незаметно, как бы влекомый кем-нибудь,
я приходил к тебе, вставал перед лицом твоим, так что часто, когда ты спрашивал:
"Зачем пришел?" - я не мог ничего ответить. Настолько от тебя зависело
мое спасение! Кто не стремится к свету? Но благодарю Бога, ради Которого я отторгнут
от тебя руками поправших закон Его и рожденных от подобных им. Да не вменит
им Господь Бог мой этого во грех, но да приведет их к осознанию безрассудства,
и пусть они окажутся безответными в этом. Тебя заключили, как мы слышали, в
тесную хижину, но таким образом показали тебя жителем неба. Ведь они заключили
под стражу сокровище исповедания Божия и не уразумели. Если бы видели они, могли
бы познать из этого, что сделали тебя досточтимым среди людей, спасительным
для мира и вожделенным для многих.
Ты принял
бесчестие и оскорбления вместе со Христом, подвергся гонению, как блаженный.
Рассеяли овец твоих, ибо поразили тебя, пастыря, как Христа. Хотя и дерзновенно
сказать, но это Его слова: Если Меня гнали, будут гнать и вас, - и другие,
которые последовали Ему, терпят одинаковые с Ним страдания. Если только с
Ним страдаем,- говорит великий Павел,- то с Ним и прославимся. И
это так.
Мне же, непотребному
и недостойному, по святым молитвам твоим, праведный отец, Милосердный Господь
даровал утешение быть вместе с тобой духом, ибо я постоянно как бы вижу тебя,
беседую с тобой, принимаю благословение, пользуюсь твоим покровительством, даю
и получаю сведения к утверждению исповедания, которое ты исповедал. Мне кажется,
что я слышу слова, произносимые твоим внятным голосом: "Смиренный Феодор,
мы поистине претерпеваем малое, тогда как Бог подает прекрасную надежду".
Это для меня утешение и отрада.
Не бойся,
отец, за меня, раба твоего, совершенно отверженного. Подлинно, я - отребье неба
и земли и охладел более всякого человека. Однако дерзаю говорить, как имеющий
добрую надежду, хотя и недостойно, глядя ввысь, укрепляемый твоим предстательством,
не превозносясь тем, что я потерпел, но укоряя себя за то, что терпел не мужественно
и не как следует, но мало и незначительно в сравнении с животворными страданиями
святых. Ибо я читал о многих мученических подвигах, описанных в двенадцати книгах,
так что сердце содрогалось, и не смею сказать, что я потерпел что-нибудь ради
Христа.
А что вожделеннее,
отец, - напоминаю, как раб, - страданий ради Него? Воззри, отец, ввысь; смотри
на Господа, представляй лики Ангелов, воображай сонмы святых, созерцай сидящего
на высоко превознесенном престоле Судию мира, Который провозгласит тебя верным
рабом, хранителем Его заповедей и, что еще больше, - исповедником. Куда Он пошлет
тебя потом? Не в огонь вечный, который принимает не покоряющихся закону Его,
но в живоносную обитель, в бессмертный покой, в беспредельную радость. Вниди,
- скажет, - в радость Господа твоего.
Взоры всех
нас обращены на тебя, все мы сильны духом, когда ты стоишь твердо. Да будет
с тобой еще более помощь Божия, ограждающая тебя, укрепляющая тебя, утверждающая
тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся того, что сотворил тебе человек,
или, может быть, сотворит. Ты надеешься на Господа, ты - гора Сион,
не подвижишися вовек, ибо в тебе обитает Основатель и Создатель вышнего
Иерусалима.
Убегай от
ядовитых и обольстительных речей, искушающих тебя, подобно змеям, и желающих
удалить тебя от животворного древа истины, и, однажды утвердившись в истине,
утвердившись до совершенной непоколебимости на многих свидетельствах Священного
Писания и, отчасти, благочестивых людей, будь внимателен, чтобы тебе получить
и похвалу, которая содержится в следующем изречении: творяй сия не подвижится
вовек.
Братья все здоровы: господин диакон, отец мой, брат мой любезный, а ныне еще более достойный любви, и прочие возлюбленные и почтенные мои братья и твои дети. О них всех вместе со мной молись, отец. Все они совершают доброе течение; одного только желают - твоего здравия в Господе, и все то, что они терпят, переносится легко. Конечно, мы и скорбим, и сетуем, и скучаем, и унываем, и имеем множество порочных помыслов, ибо невозможно без печалей пройти настоящую жизнь, но укрепляемся надеждой и твоими молитвами. Обо мне же молись, отец, ибо я изучаю святого Исайю, и скажи мне, хочешь ли ты, чтобы я не только писал, но и читал.
[1] Письмо написано, очевидно, через некоторое время после предыдущего; св. Феодор ждал ответа от Платона на первое письмо и не получил его.
[2] Св. Феодор беспокоился за св. Платона, который оказался в Константинополе без братий, без поддержки, один на один с искушениями от противников (см. примечания к предыдущему письму).