Преподобный
Феодор Студит. Письма к разным лицам.
©
Примечания Т. Сениной.
Часть I.
Вчера, когда мы наслаждались достославным твоим присутствием, после некоторых других бесед, для которых ты и прибыл сюда, у нас зашла речь о предметах Писания, и мы, находясь в большом недоумении, расстались друг с другом, не достигнув в этом согласия.[1] Конечно, господин, мы, как люди простые, совершенно не соответствуем присущей тебе мудрости. Но чтобы молчанием о том, о чем должно говорить, нам не навлечь на себя осуждения,- ибо Писание говорит: обличением да обличиши ближняго твоего, и не приимеши ради него греха, а с другой стороны, обличая премудрого, будем еще более возлюблены им, - мы почли необходимым высказать тебе то, что должно.
Ты, господин мой, - скажу кратко, - соединяя вместе многие вопросы и возражения, сказал, что, кроме веры, ни о каких других заповедях Господних никому не следует вразумлять предстоятельствующего пастыреначальника, когда он, по неведению или по своему желанию, делает что-нибудь непозволительное. А мы говорили, что следует, и даже очень, но только тем, которые превосходят других знанием и благоразумием. И каких только доказательств неосновательности такого мнения мы не можем привести? Приведем пример из Ветхого Завета.
Во-первых, что ты думаешь о поступке Даниила?[2] Не удостоился ли он похвал за то, что не только вразумил, но и осудил старцев, беззаконно обвинивших святую Сусанну, хотя он был в таком возрасте, который по закону не давал права говорить и высказываться свободно?[3] Так или нет? И разве ты не одобряешь Иоава, который, когда божественный Давид задумал пересчитать народ, что послужило поводом к гневу Божьему, возражал, удерживал и старался убедить Царя не делать этого?[4] Ты ведь знаешь историю. Убеждает меня в том и Иофор, который напоминал великому Моисею и уговаривал его не так управлять народом, некоторым образом вразумляя его и склоняя к своему желанию.[5] А кто он был? Иноплеменник, хотя и тесть Моисея. И кому он говорил? Тому, кто делал все по откровению Божию. Но скажем об этом немного, чтобы речь наша не была длинной.
Надобно перейти к Новому Завету. Послушаемся, если угодно, почтеннейший, повеления громогласного проповедника вселенной: Аще ли последнему открыется, первый да молчит; и это относится не только к вере, как возражает твоя любовь. Также, - чего я едва не забыл, - великий проповедник истины Иоанн обличал Ирода.[6] Прошу ответить мне. Знаю, что против меня готова насмешка: "Он ставит себя наравне с пророком". Но это не так, почтеннейший. Сия же, - говорит апостол, - писана быша в научение наше. И еще св. Павел сказал: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу.
А как можно мыслить право, действуя неправо, когда божественный Иаков утверждает, что вера является от дел, и те, которые погрешают в одном, не имеют и другого?[7] При столь многих и при таких свидетелях, я не думаю, чтобы твое благородство стало возражать. Если же не так, то пришли недостоинству нашему разбор вышеизложенного, так же, как и яснейшие возражения из того, что будет у тебя заготовлено. О, если бы они были налицо! И мы замолчим и будем просить прощения за свою настойчивость, хотя и происходящую от ревности. Ибо только осуждать легко и доступно для всякого желающего, как ты читал. А приводить свое мнение, основываясь на свидетельстве богодухновенного Писания, свойственно мужу поистине здравомыслящему и умному. Впрочем, чтобы слишком не распространить письма, мы на этом закончим речь, присовокупив еще для полнейшего доказательства изречения св. Василия Великого. Пребывай здоровым со всем домом своим, возлюбленный господин наш, благоденствуя во всех отношениях, ибо мы, и когда пишем, и когда не пишем, желаем сохранить благо любви твоей.[8]
Из 20-го слова святого Василия о подвижничестве: "И предстоятелю, если преткнется, должны напоминать преимущество первые из братии по возрасту и благоразумию".[9] Из слова 34-го: "Кто не принимает одобренного предстоятелем, тот должен открыто или наедине представить ему свое возражение, если имеет какое-либо твердое основание, согласно со смыслом Писания, или молча исполнять приказанное; если же он сам постыдится, то пусть употребит на это посредниками других".[10] Из нравственных правил его же, слово 12-е: "Слушатели, наставленные в Писаниях, должны испытывать то, что говорят учителя".[11] "Предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и после многого испытания, с целью благоугодить Богу, как подлежащий испытанию и от самих вверенных ему".[12]
[1] Письмо написано на другой день после того, как асикрит Стефан лично являлся в монастырь для обсуждения вопросов, связанных со вторым браком Константина VI; не позднее сентября 796 г. (см.: ДОБРОКЛОНСКИЙ, Преп. Феодор... Т. II (Одесса, 1914) 159.
[2] Имеется в виду участие пророка Даниила в деле оправдания св. Сусанны, когда он обличил оклеветавших ее старцев (Дан. 13).
[3] Пророк Даниил был в то время юным отроком, как сказано в Библии (Дан. 13:45).
[4] См. II Цар. 24:1-9.
[5] См. Исх. 18:13-24.
[6] См. Мф. 14:4; Мк. 6:18; Лк. 3:19.
[7] Иак. 2:17-18.
[8] Св. Феодор мог бы привести в свою защиту еще и 31 Апостольское правило, которое запрещает пресвитеру отделяться от епископа, "не обличив епископа ни в чем противном благочестии и правде"; отсюда следует вывод, что священник может обличать епископа в уклонениях от благочестия, даже если дело не касается догматов веры. Интересно, что в русском переводе Книги правил этот канон был подредактирован: "не обличив судом епископа"; но в подлинном тексте правила слова "судом" нет.
[9] См.: Правила, пространно изложенные, в вопросах и ответах. Вопрос 27 // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч. V (М., 1901) 132.
[10] См.: Там же. Вопрос 47. 164.
[11] См.: Нравственные правила. Правило 72:1 // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч. III. 478.
[12]
Там же. Правило 70:37. 476.
Следующее
письмо
|