(24.12.2002/6.01.2003)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы приблизились к празднику Рождества Христова, и сейчас мы встретили наступление того самого дня, в который родился Господь. И если мы будем правильно понимать церковный устав, то мы увидим, что каждый великий праздник, в том числе и сегодняшний, Церковь начинает с вечерни, с которой соединяется литургия, и которая должна служиться вечером, когда все должны причащаться. А потом, уже в сам день праздника, ночью или по крайней мере рано утром, служится еще одна литургия, когда опять все должны причащаться, т.е. получается, что два причащения подряд. Возник такой, далеко не святоотеческий и, прямо скажем, греховный обычай — люди думают, что надо причащаться только иногда, и для этого нужно как-то особенно менять свою жизнь, попоститься, а потом причаститься. Это совершенно неправильно.
Если мы православные христиане, то причащаться мы должны всегда. Мы должны особенно изменить свою жизнь только один раз и навсегда — именно тогда, когда мы становимся православными христианами, — и после этого уже жить, все время готовясь к причастию. Мы не должны жить весь год по-язычески и только какое-то время в году уделять тому, чтобы жить по-христиански и готовится к причастию. К причастию мы должны готовиться всегда. Но причастие в праздники — это, конечно, особый период жизни, но особый не тем, что в эти дни мы причащаемся, а в другие нет (особенность тут может быть разве что та, что в эти дни мы просто обязаны причащаться, если у нас есть хоть какая-то физическая возможность; а каждый день мы это делать не обязаны), а тем, что мы готовимся к этим дням как к дням, с одной стороны, праздничным, а с другой стороны — дням, которым должно предшествовать покаяние и особенное испытание себя. И перед особенно великими праздниками для того, чтобы помочь нам в этом самоиспытании, в Церкви установлены дни поста, когда мы тоже не только постились, но и причащались (по крайней мере, должны были это делать). и последний день Рождественского поста, сочельник, накануне праздника, т.е. сегодня, — это как раз день особо строгого поста; для того литургия и совершается вечером, чтобы перед этим целый день не есть, потом на литургии причаститься, потом можно немножко поесть, но без рыбы и без елея, и так вот подкрепившись, придти ночью на праздничную службу, после которой уже можно разговляться, потому что пост кончается, независимо от того, на какой день недели приходится Рождество; и во все дни от Рождества Христова до крещенского сочельника поста нет, поэтому в среду и пятницу на святках поста никакого тоже нет. Поэтому когда мы постимся и приходим к концу поста, который заканчивается днем особо строгого поста, т.е. почти целым днем совершенного неядения, мы причащаемся. И когда мы уже собираемся на рождественскую ночную службу, то мы опять готовимся к причастию. Потому что в Церкви всякое празднование сосредоточено вокруг причастия, и всякий пост подводит к причастию. Поэтому мы причащаемся и когда постимся, и когда празднуем, и на святках тоже надо причащаться. Не надо думать, что раз на святках нельзя поститься (а это так), то нельзя и причащаться. Это очень греховная мысль. Причащаться на святках надо. Другое дело, что нельзя пьянствовать. Потому и воскресные дни на святках остаются такими же праздничными, как все остальные; более того, на воскресный день сразу после Рождества Христова приходится особое празднование, связанное с Рождеством, и поэтому надо праздновать, приходить в церковь и причащаться, но поститься не надо. Надо готовиться иначе. Конечно, надо следить за своими грехами; например, не напиваться на Рождество и вообще на святках.
Кроме того, будет старый новый год, как в России называют этот праздник. Но вообще-то старый новый год — это праздник чисто светский, потому что для Церкви 1 января никогда не было новым годом. Никто не возбраняет праздновать такие светские праздники, пожалуйста. Но надо помнить, что это еще и церковный праздник, причем двойной — Обрезание Господне (восьмой день после Рождества) и память святого Василия Великого, литургию которого мы сейчас служили, особо почитаемого святого. И поэтому лучше не ждать до полуночи, чтобы отпраздновать старый новый год. Если есть время сидеть до полуночи и после полуночи, и потом не надо идти на работу, то это время лучше провести совершенно иначе — пойти на всенощное бдение, новый год отпраздновать до полуночи, чтобы уже после полуночи ничего не есть и не пить, а утром придти на литургию и постараться причаститься. Вот это будет по-христиански. А просто нелепое празднование старого нового года, идущее от дореволюционных времен, ничему нас хорошему не научит, потому что и праздновать тут особо нечего, и нехорошо, когда светские празднования отвлекают нас от церковных, от того, что «единое на потребу», от причастия.
И не надо думать, что мы празднуем, если мы не причащаемся и находимся вне Церкви. Я уж не буду говорить, что многие празднуют сейчас Рождество Христово, даже и не зная, Кто родился, — просто «Рождество» празднуют. А поскольку «рождество» — слово славянское, а не русское (по-русски будет «рождение»), то скоро народ уже вообще забудет, что оно значит. Просто какое-то такое непонятное слово… мало ли есть праздников с непонятным названием… по крайней мере, в истории их было много. А если мы понимаем, что это Рождество Христово, то мы должны праздновать его так, как велит Христос, как Он это установил в Своей Церкви. А это прежде всего означает, что мы должны исповедаться и причаститься. И не надо тешить себя иллюзией, что без этого мы участвуем в празднике Рождества Христова. Без причастия в празднике Рождества Христова участвуют только те, кто действительно не может причаститься, по независящим от них причинам. Тогда Господь вменяет им непричастие в причастие. Но если мы просто по своему собственному нерадению не причащаемся, то тогда Господь нам ничего не вменяет, а наоборот, это вменяется нам в грех, и мы просто отпадаем от Церкви.
Вот, в эти дни постараемся быть повнимательней. Постараемся противостоять тем искушениям, которые бывают у христиан на радостях, особенно в дни праздников, потому что каждый день праздника — это день особого искушения. Постараемся также то время, которое осталось до Рождества, провести собранно, в покаянии, чтобы перед причастием в рождественскую ночь покаяться и вспомнить, может быть, то, о чем мы раньше все время забывали. Потому что Господь, может быть, так вот и вразумит, если человек сейчас исповедался и причастился, что ему надо и еще в чем-то исправиться. Господь да подаст нам всегда причащаться Его Святых Таин — по возможности, постоянно здесь, на земле, а главное — всегда в Царствии Небесном, «в невечернем дни царствия Его». Аминь.
Обсудить
можно
|