Господь как угль горящий, очищающий наши грехи.
Слово на Сретение Господне

(2/15.02.2003)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Сретения Господня, т.е. Его встречи («сретение» по-церковнославянски значит «встреча») в храме святым праведным Симеоном и праведной пророчицей Анной. Господь был принесен туда на сороковой день, как это требовалось по закону иудейскому, потому что родители ребенка после его рождения должны были проходить сорокадневное очищение, а потом принести установленные законом жертвы в Храме. И так как Господь, а еще раньше, пока он был младенцем, Его родители по плоти исполняли все иудейские обряды и установления — так на восьмой день был исполнен обычай обрезания, установленный Законом, — то на сороковой день Иосиф и Дева Мария принесли те жертвы, которые были необходимо принести в храме после рождения ребенка.

Конечно, когда мы празднуем это событие сегодня, мы опять вспоминаем (и богослужение нам об этом напоминает), что Христос воплотился в совершенное человечество и исполнил во всем закон, который был тогда установлен для человека, — Закон Моисеев. Но это не является главным содержанием праздника.

Кроме того, этот праздник является для нас также и праздником Богородицы; он числится в числе Богородичных праздников, и многие песнопения этого праздника обращены к Богородице, Которая родила Спасителя. Но и это содержание праздника — не главное.

Если же мы обратимся к главному содержанию этого праздника, то прямо прочесть о нем в Евангелии мы даже и не сможем. Но богослужение нам много раз указывает именно на это содержание. В богослужении все время подчеркивается, что Младенец Христос носится на руках Богородицы, передается на руки старца Симеона (это звучало и в припевах на 9-й песне канона, и в задостойнике, и сейчас на отпусте), — и при этом Он сравнивается с тем углем, который видел в видении пророк Исаия, которому угль был вложен в уста, чтобы их очистить, чтобы он мог выйти на проповедь. Казалось бы, из Евангелия никак не следует такое понимание этого праздника — что Христос является тем углем горящим, который серафим вложил в уста Исаии, чтобы пророк очистился и мог проповедовать Господа (об этом рассказывается в книге пророка Исаии, именно с этого начинается его пророческое служение). Но если мы вспомним, что именно таким божественным углем является для нас Евхаристия, Тело Христово, то тогда все станет понятно. А в древности и даже до сих пор на христианском Востоке во многих странах (например, в Сирии), частицы причастия называются углем; слово «угль» (имеется в виду горящий уголь) означает там Тело Христово. И если мы еще дальше углубимся в историю праздника Сретения, то мы поймем, почему так получилось.

Этот праздник — один из самых древних в Церкви, но раньше он праздновался на 12 дней позднее, потому что до IV века в Церкви Рождество Христово праздновалось не как отдельный праздник, а вместе с Богоявлением в один день. И вот, на 40-й день после праздника Богоявления (а не так, как сейчас — на 40-й день после Рождества Христова) совершался праздник Сретения Господня. Его перенесение с 14 февраля по старому стилю на 2-е произошло в VI веке, когда император Юстиниан издал специальный указ о том, чтобы праздник Сретения отмечался на 40-й день после Рождества. И смысл этого праздника был тогда гораздо более глубоким, он был связан не только со сретением Господним. Это был день, который назывался во многих случаях Пасхой, так же как и сам праздник Воскресения Христова; а в день Пасхи, как мы знаем, сходятся три ветхозаветных праздника, и самый главный из них — это даже не ветхозаветная Пасха как день избавления и спасения, а День Очищения — т.е. день, когда кровью Христовой очистились грехи всего мира, праздник искупления, праздник очищения. И это событие праздновалось также и в день Сретения. Поэтому в богослужении этого праздника подчеркнуто именно очищение от грехов, которое Господь совершил. Только в праздник Пасхи мы говорим об очищении кровью Христовой, а в праздник Сретения мы говорим об очищении Христом как углем, который был вложен в уста пророка Исаии.

Можно еще сказать, что этот праздник в древности был подвижным, в соответствии с пасхалией, а теперь у нас из него образовалось два праздника: один — неподвижный, который всегда празднуется в день Сретения Господня, одного и того же числа; другой — подвижный, он остался в пасхалии, и это не что иное, как Неделя мясопустная, Неделя о Страшном суде, когда звучат те же мотивы искупления, но подчеркивается то, что кто-то это искупление получит, а кто-то отвергнет. Т.е. Сретение Господне и Неделя мясопустная перед масленицей — это, можно сказать, две части одного и того же праздника.

И обращаясь сегодня ко Христу, как к углю, который серафим вложил клещами в уста пророка Исаии в видении, и который уже наяву Божия Матерь Своими руками принесла святому Симеону, мы должны вспоминать о том, что Господь каждому из нас даровал это очищение, т.е., как Он Сам говорит в Евангелии, «власть наступать на змию и скорпию». Хотя бы нам казалось, что мы, по причине многих своих греховных привычек, всегда будем грешить, и сколько мы ни каемся в грехах, в том числе на исповеди, а все не исправляемся, мы не должны приходить в отчаяние. Потому что избавление от грехов, особенно от таких тяжелых, которые мы долго не можем за собой осознать, а осознав, не можем освободиться, происходит зачастую совершенно неожиданно. Мы боремся с ними, боремся, и результата вроде бы никакого нет, но на самом деле результатом является то, что мы не ослабеваем, что мы продолжаем бороться и не приходим в безнадежие. И когда-нибудь, может быть, спустя много времени, а может быть, и не очень много, все это просто исчезает так, как будто бы никогда этого и не было. И весь путь христианской жизни, который идет именно так, можно сравнить с биением голыми кулаками по бетонной стене: стене от этого ничего не делается, нашим кулакам от этого много чего делается, и вроде бы никакой пользы нет; но Господь видит, что мы действительно стремимся освободиться от грехов, стремимся пробиться в Царствие Небесное и не ослабеваем в этом стремлении, — и тогда Он нам подает Сам ту силу, которой нам не хватает, и эта бетонная стена неожиданно рушится. И недаром то, что в Евангелии сказано о стяжании Царствия Небесного, можно перевести на современный русский язык примерно так: Царствие Божие берется штурмом, и употребляющие военную силу его захватывают, — по-славянски там сказано, что оно «нуждею берется, и нуждницы (т.е. употребляющие силу и принуждение) восхищают» его, а в греческом там употребляется именно то слово, которое можно перевести как «взять штурмом». Вот так мы должны не ослабевать, понимая, что мы имеем в себе этот всеочищающий угль — Господа нашего Иисуса Христа, — особенно если мы сегодня и в другие дни причащаемся Святых Таин. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz