6/19.03.2003
На второй седмице поста главное - не расслабиться душевно. Мученики Амморейские - особые мученики: они пострадали за Христа, будучи иконоборцами, но Православная Церковь признала их истинными мучениками, потому что они пострадали во время большого смешения православных с еретиками, когда людям было трудно разобраться в церковной ситуации. Параллель с Новомучениками Российскими 20-30-х годов, которые пострадали, оставаясь в общении с митрополитом Сергием. Мы не можем отвергать их святость, так же как не отвергла Церковь святость мучеников Амморейских, тем более, что в России ко времени революции очень мало было людей, разбиравшихся в святоотеческом Богословии. Преподобный Иов Анзерский и его пророческое видение о Новомучениках Соловецких. Святые мученики: связь веков.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Мы уже дошли
почти до середины второй седмицы Великого поста. И самое главное, наверное,
что можно об этом сказать, это то, что мы слышали сегодня в слове святого Симеона
Нового Богослова - что пока мы находимся в жизни сей, мы должны все время бежать
и не останавливаться, не думать, что может быть какая-то остановка, а все время
бежать к Господу Иисусу Христу. И если это относится ко всей нашей жизни, то
тем более это относится к посту. А на второй седмице поста всегда самое обычное
искушение - это просто расслабиться. Потому что все как-то напряглись в начале
поста; после этого в какой-то степени действительно необходим отдых, но душевное
расслабление крайне вредно. И потому надо, конечно, стараться и дальше причащаться
и в будние дни Великого поста, поститься и готовиться. Чем хороши вечерние литургии
- тем, что они заставляют человека в меру его сил поститься строго в те дни,
когда они служатся. И поэтому надо стараться не привыкнуть к посту и не ослабеть,
прежде всего, не в употреблении пищи, а в духовном внимании, которое требуется
в посту. И помогая нам в этом, Церковь предлагает памяти мучеников.
В Великом
посту всегда оказывается память 42-х мучеников Амморейских, которую мы праздновали
в уходящую среду. Память этих мучеников с IX века, когда они были причислены
ко святым за свой мученический подвиг, всегда празднуется на несколько дней
раньше памяти 40 мучеников Севастийских. Но судьба этих мучеников совершенно
другая и совсем другие вещи открывает для православных людей современности.
Мученики Амморейские пострадали во время войны между Византией и Арабским халифатом,
попав в плен. Это был военный отряд, который попал в плен к врагу. И оказалось
так, что их принуждали там принять ислам, они отказались, и их за это убили.
Так они стали мучениками, которые исповедали православную веру не перед язычниками,
а перед мусульманами. Конечно, есть и другие такие мученики; но именно в подвиге
Амморейских мучеников есть некоторая особенность. Византия в то время была неправославной.
Православные христиане и Православная Церковь там существовали, но они были
гонимы. Подвиг Амморейских мучеников пришелся на 830-е годы, когда официальная
византийская Церковь во главе с патриархом и император были иконоборцами, и
они не просто были еретиками, но еще и гнали православных христиан. А в византийской
армии вообще были сильны иконоборческие симпатии, и поэтому быть православным,
будучи даже и простым солдатом, было затруднительно, потому что трудно было
уклониться от обязательных религиозных обрядов с еретиками; но среди мучеников
Амморейских были высшие военные чины, которые имели положение даже и при дворе,
т.е. это были люди, занимавшие высокое положение в обществе, участвовавшие в
общественной жизни империи, а значит, они полностью и сознательно участвовали
в жизни еретической церкви. Когда об их мученичестве узнали, официальная византийская
Церковь продолжала быть иконоборческой, и тогда их и прославили как святых.
Но прошло немногим более десяти лет, и православие победило; настало то самое
Торжество Православия 843 года, память которого мы праздновали в прошедшее воскресенье,
и те самые люди, которые с такой строгостью отнеслись к иконоборческому духовенству,
так что даже после покаяния не согласились оставить их в сущем сане и пошли
на то, чтобы империя потеряла не только почти всех епископов, но и рядовых священников
(их приняли в Церковь, но только в качестве мирян, а служить они больше не могли),
- эти же люди продолжали почитать память мучеников Амморейских и не просто продолжали
ее терпеть, а сохранили в честь них весьма значительный праздник. Между тем,
принадлежность этих мучеников к иконоборцам никак не могла к тому времени забыться,
потому что современники их мученичества были еще живы во время восстановления
Православия. Т.е. Церковь совершенно сознательно сохранила память о них, как
об истинных мучениках.
О чем это говорит?
О том, что не всегда разделение между Православной Церковью и еретическим сборищем
происходит быстро. Собственно, быстро, мгновенно оно не происходит никогда,
и разные слои народа несут разную ответственность, если остаются в ереси. И
вот, люди, которым не хватило православности для того, чтобы исповедать веру
Христову перед теми, кто ее довольно правдоподобно искажал, тем более перед
авторитетом церковной иерархии, - эти люди были совершенно уверены в том, что
надо умереть за веру Христову, когда им было предложено отречься от Христа прямым
образом.
Но ведь мы
знаем, что в еретической церкви могут быть люди, которых замучили за то, что
они сохранили верность вере во Христа; однако, Церковь давно уже произнесла
свой приговор, еще во II-III веках, что такие мученики истинными мучениками
не являются. Мученики, которые бывают среди еретиков и раскольников, исповедают
ложную веру во Христа, и поэтому Царствия Небесного им эта вера принести не
может. Но надо понимать, какое было смешение тогда в Византии, когда только
недавно произошло разделение между истиной и ложью. Потому что всего за несколько
лет до страдания Амморейских мучеников Православная Церковь не была гонимой,
но не была официальной, а официальной оставалась иконоборческой, и простым людям
было очень трудно сориентироваться. Они просто еще во многом даже не знали,
в какую церковь они ходят. Конечно, православные всячески старались о том, чтобы
христиане не сквернились общением с иконоборцами, но в то же время было очень
много разных градаций. Нечто подобное, как мы можем вспомнить, было в истории
нашей страны в ХХ веке, особенно в довоенное время. Действительно, в 1927-28
годах уже в основном прошел сергианский раскол, и православные с одной стороны
и сергиане с другой стороны действительно разделились. Но хотя и началось это
разделение, и какие-то епископы и духовенство четко определили отношения между
собой - кто с кем в общении, а кто с кем не может общаться из-за разности в
вере; но что говорить о всех прочих членов Церкви, даже и епископах? Ведь вот,
мы знаем, что один из исповедников и мучеников того времени и один из самых
авторитетных иерархов Российской Церкви, Кирилл Казанский, и то менял свою позицию
по отношению к сергианской церкви. А окончательно определить, что в данной церковной
организации уже нет благодати Божией, может только общее мнение святых отцов,
которого в 30-х годах, разумеется, еще не было. Вот подобное же смутное время
было в 830-е годы в Византии. И поэтому, как мы не можем отвергать православность
тех мучеников, которые в 1930-е годы пострадали за Христа от большевиков, будучи
в общении с митрополитом Сергием (хотя, возможно, какие-то из них действительно
были еретиками; но здесь уже нужно смотреть индивидуально, и это дело Господа
Бога), отвергать их просто на основании того, что они были в общении с митрополитом
Сергием, не можем отрицать их святость, тем более что только после 1936 года
сложилось общее мнение Новомучеников о том, что у сергиан нет благодати таинств,
- так, подобно этому, Церковь прославляет и мучеников Амморейских, оставив в
честь них праздник, установленный иконоборцами, несмотря на то, что все помнили,
что эти мученики служили в армии, вращались при дворе и участвовали в церковной
жизни иконоборцев.
Также мы должны
помнить и то, что мы не можем очень строго подходить к православности исповедания
Новомучеников 20-30-х годов ХХ века, поскольку до революции епископы в большинстве
своем о богословии не думали, а те, кто думали, держались иногда самых причудливых
мнений. Тех, кто держались именно святоотеческого богословия, было очень немного.
Мы можем почитать об этом в письмах священномученика Марка Новоселова, который
очень определенно говорит о состоянии тогдашнего духовенства. Поэтому если даже
человек несколько заблуждался в момент своего мученичества, это еще не означает,
что суд Божий над ним произошел как над еретиком. Потому здесь Церковь и не
судит с поспешностью и резкостью.
Можно также
вспомнить, что к этой же проблеме имеет отношение и память другого святого,
праздновавшегося в уходящую среду, - преподобного Иова Анзерского, в схиме Иисуса.
Он был поначалу духовником Петра I, который его сослал потому, что Иов был оклеветан;
оклеветали его в таком, с позволения сказать, преступлении, что он, якобы, не
сообщил о государственном преступлении, открытом ему на исповеди. Действительно,
мы знаем, что в то время (это были 1700-е годы) духовенство в целом было оппозиционным
Петру; все надеялись, что он умрет, что удастся провести заговор во главе с
царевичем Алексеем, поэтому обвинение Иова было правдоподобным. Но, конечно,
во-первых, он не имел права разглашать то, что ему открыто на исповеди, а во-вторых,
как считается, и не было никакого заговора, просто Петр был очень подозрителен,
хотя и имел к этому поводы. В результате Иова сослали на Соловки, и он там и
остался жить. Позже Петр осознал свою ошибку, пытался призвать его обратно,
потому что продолжал его лично очень уважать, но Иов не захотел вернуться. Он
принял схиму и создал на Соловках Анзерский Голгофский скит (вот, именно тогда
он был создан). И в 1713 году, когда он был освящен, святому Иову было видение,
что множество звезд падает с неба на ту гору, где стоит главная церковь скита.
А в 1920-е и особенно 30-е годы вся эта гора действительно, как звездами, покрылась
могилами исповедников, потому что в Соловецком лагере, где содержалось множество
монашествующих и духовенства, именно это место было известно наибольшей жестокостью
еще даже до времен всеобщего истребления тамошних узников в 1937 году, и там
особенно много умирали, о чем подробно написано у Солженицына в "Архипелаге
ГУЛАГ". Таким образом, действительно сбылось пророческое видение преподобного
Иова. Вот так получается, что святые и первых веков христианства, и IX века,
и XVIII века - все имеют отношение к нашей недавней истории, к Новомученикам
и Исповедникам Российским. И пример мучеников Амморейских должен удержать нас
от поспешного осуждения тех, кто принял мученичество или стал исповедником в
30-е годы, будучи в общении с митрополитом Сергием (конечно, главная фигура
тут - это священномученик Иларион Троицкий, епископ Верейский); а память преподобного
Иова Анзерского должна напоминать нам о том, что уже в то время, когда закладывались
основы той самой имперской России, которая похоронила Православную Церковь Российскую
и тем самым привела страну к революции, пророческие видения говорили о том,
к чему приведет не только революция, а, в значительной мере, именно правление
Петра I, при котором церковные иерархи позволили государственной власти окончательно
совершить над Церковью насилие и превратить ее в придаток государства.
И вот, постоянно
назидаясь примером этих подвижников, не только в своей личной жизни, но и вообще
для лучшего понимания того, что такое Церковь, и каково наше место в Церкви,
будем стараться проходить поприще Великого поста и как можно чаще причащаться
Святых Христовых Таин. Аминь.
Обсудить
можно
|