8/21.03.2003
С памятью 40 мучеников связывается подвиг мученичества как таковой, который есть дар Божий и возможен только при стяжании благодати Божией. Физическую боль могут терпеть и безбожники, и еретики, и язычники, но это не приносит плода для Царствия Небесного. А чтобы стяжать этот плод, надо иметь постоянную память Божию и молитву, тогда мы не испугаемся не перед какими трудностями, скорбями и болью.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память сорока мучеников, которые в самом начале IV века приняли мучение
в Великой Армении, в Севастийском озере. Это был военный отряд, который служил
в языческом войске и состоял из христиан, и за отказ принести жертву идолам
их всех загнали зимой в озеро, где они должны были замерзнуть, а тех, кто отречется
от Христа, ждала на берегу теплая баня. Но они все, за одним исключением, все-таки
решили претерпеть это мучение и умереть, а тот единственный из них, который
выбежал из озера и побежал в баню, сразу же там растаял и умер. И в это время
один из воинов-язычников, которые охраняли мучеников, увидел над головами всех
находившихся в озере сияющие венцы, и только над головой отрекшегося от Христа
не было венца. И тогда этот воин побежал в озеро к мученикам, исповедал себя
христианином и принял мученичество, восполнив число мучеников до сорока.
Эти мученики
стали (может быть, даже и не объяснить, почему, но это факт) самыми, можно сказать,
главными мучениками за всю историю христианства. Хотя в эпоху, предшествовавшую
установлению христианской империи и прекращению гонений на христиан, они пострадали
одними из последних, но прославились в числе первых. И во всех концах христианского
мира, от Исландии до Эфиопии, всегда почиталась их память и почитается до сих
пор. С их памятью связывается, прежде всего, подвиг мученичества как таковой.
Что это такое? Мы привыкли смотреть на это со стороны чисто внешней: кто-то
терпит телесные мучения за Христа и выходит победителем, наследуя Царствие Небесное.
Это, конечно, правильно, но это очень мало объясняет, что такое мученичество.
Потому что мученичество - это, прежде всего, дар Божий. В одном из воскресных
песнопений, степеннов, поется о Духе Святом, что Им "страдальчествы венчаются
мученицы и пророцы зрят". Т.е. та же самая благодать Божия, которая дает
пророкам видеть будущее, дает мученикам увенчаться страданиями. Внешним образом
видимое мученичество свидетельствует о том, что человек, претерпевающий страдания,
стяжал Духа Святаго. Именно поэтому только истинные христиане могут быть мучениками.
Мы знаем,
что терпеть мучения могли и язычники, и коммунисты, и еретики; причем еретики
иногда это делали по-своему ради Христа, потому что им предлагалось отречься
от той формы христианства, которую они исповедовали, а они отказывались. Например,
в эпоху владычества мусульман такое бывало очень часто. Но эти люди не могут
иметь благодати Святого Духа. Они могут иметь терпение, силу воли, - это все
хорошие качества, они и в христианах хороши, но мучениками делают не они, а
именно благодать Святого Духа. И поскольку никто не может знать, что нас ожидает
в будущем, и мы видим, что и в наше время бывают гонения, и никак нельзя сказать,
что внешнее мученичество для нашего времени неактуально, особенно в нашем приходе,
где первый настоятель стал мучеником, - мы должны лучше себе представлять, как
выглядит стяжание благодати Божией в нашей повседневной жизни. В повседневной
жизни мы должны иметь память смертную, память о том, что мы в любой момент можем
расстаться с этой жизнью, и поэтому должны постоянно смотреть за собой: о чем
я думаю в данный момент, чем я занимаюсь, куда направлены мои мысли? - в каждый
данный момент. Если наши мысли направлены по-христиански, то они будут содержать
память Божию или, что еще лучше, прямо молитву: "Господи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" или "Господи, помилуй". Если
это есть, то нас в каждый текущий момент времени не сможет рассеять ни какая-то
суетная потребность, ни какие-то наши обязанности, которые мы действительно
должны исполнять, но не должны при их исполнении отвлекаться от памяти Божией,
ни какие-то страхи. Именно когда мы молимся, мы понимаем, что как христиане
мы не можем думать: "А что с нами будет в будущем, когда может наступить
то-то и то-то, потому что сейчас у нас нет того-то и того-то, и нам будет не
прожить…"; и другого рода страха тоже не должно быть у христиан, если они
молятся и имеют память Божию, - страха, что мы можем физически умереть или нас
как-то будут мучить. И если человек действительно имеет сердечное внимание и
память Божию, то не только какие-то суетные интересы его не отвлекают, но также
и какие-то тяжелые ощущения, страхи, физическая боль и т.д.
Конечно, мы
знаем, что еще в античном мире люди научались, будучи язычниками, переносить
физическую боль, - например, стоики. Один из них, Эпиктет, был рабом, а другой
был императором, но для них это было неважно, как и для христиан. А так как
Эпиктет был рабом, то господин хотел поставить над ним эксперимент и сломал
ему ногу. А Эпиктет при этом никак не потерял самообладания, и вообще даже настроение
у него не изменилось. И вот, это все, конечно, хорошо, но для Царствия Небесного
это ничего не дает, это то добро, которое остается здесь. А для Царствия Небесного
мы должны иметь свою мысль погруженной в Бога, и тогда она не будет рассеиваться
(благодать Божия будет нам в этом помогать), какие бы тяжелые переживания нам
не предстояли. И тогда мы пройдем и через то тяжелое переживание, которым для
каждого человека является его смерть, и наследуем Царствие Небесное. Аминь.
Обсудить
можно
|