9/22.03.2003
Евангельский рассказ об исцелении прокаженного являет нам пример добродетели смирения и показывает, как мы должны относиться к своим грехам. Господь иногда медлит избавлять нас от грехов, потому что мы хотим от них избавиться, будучи движимы тщеславием или гордостью. Мы должны избавляться от грехов так, чтобы стяжевать смирение, а оно стяжевается через терпение. Мученики для нас - образец терпения; мученики-воины - самый наглядный пример этой добродетели.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний
день является особенным праздником, одним из немногих праздников, всегда приходящихся
на Великий пост, праздником в честь 40 мучеников, которые в самом начале IV
века были замучены в Великой Армении в Севастийском озере за то, что они отказались
принести жертву идолам, потому что они были христианами, целый воинский отряд.
Кроме того, каждая суббота Великого поста тоже является особенным днем, когда
нашему вниманию Церковь предлагает нечто особенное для нашего назидания. И сегодня,
во вторую субботу Великого поста, мы слышали в Евангелии рассказ о том, как
Господь исцелил прокаженного, когда этот прокаженный подошел к Нему и просил:
"Господи, аще хощеши, можеши мя очистити!" И Господь ответил ему:
"Хощу, очистися". И вот, этот прокаженный, получивший исцеление, явил
нам пример добродетели, которую мы хорошо знаем по названию, и знаем, что она
очень важная и чуть ли не самая важная из всех, но очень плохо представляем,
что это такое в практической жизни. Это добродетель смирения. Прокаженный не
просто просил избавить его от болезни, но просил Господа его избавить, если
Господь этого хочет. А поскольку все евангельские рассказы об исцелении телесных
болезней мы должны понимать, прежде всего, как рассказы об избавлении от болезней
душевных, т.е. от наших грехов, то этот рассказ показывает, как мы должны относиться
к своим грехам.
Видя какие-то
свои грехи, мы можем негодовать на это, не терпеть этого; но в таком нашем негодовании
и нетерпении или стыде по поводу наших грехов может быть и неизбежно есть очень
много тщеславия. Потому что мы христиане, а в христианском обществе неприлично
иметь такие грехи, и нам хотелось бы от них избавиться. А может быть, даже и
еще хуже - дело не в тщеславии, а в гордости. Потому что тщеславие - это когда
мы не хотим показать себя плохими перед другими; а гордость - это когда мнение
других для нас не имеет значения, а просто мы не хотим выглядеть сами перед
собой так, как выглядим, когда осознаем какие-то наши грехи. И конечно, мы хотим
от этих грехов избавиться. Это желание правильное, поскольку мы хотим избавиться
от грехов, но в то же время оно само по себе содержит в себе нечто греховное,
потому что мы хотим это сделать из гордости или из тщеславия. И поэтому Господь
и медлит избавлять нас от некоторых грехов. И мы прекрасно знаем, что все это
бывает не зря. Потому что бывает так, что от каких-то слишком явных грехов мы
действительно избавляемся и можем точно сказать, что больше не имеем каких-то
дурных привычек, которые имели раньше; но что с нами происходит вследствие этого
чаще всего? - Мы впадаем в превозношение: начинаем думать, что стали как-то
лучше, забываем о тех грехах, которые у нас еще остаются, и вообще не можем
увидеть те свои грехи, которых мы пока в себе не сознаем, но они есть, а мы
с ними и не боремся, потому что не видим их. И мы начинаем думать, что мы "не
якоже прочии человецы", выражаясь словами известного фарисея из Евангелия,
потому что, скажем, какие-то наши знакомые еще не избавились от таких-то и таких-то
грехов и дурных привычек, а мы вроде как сдерживаемся… Действительно, такое
быстрое избавление от грехов или усовершенствование в добродетелях, вроде того
чтобы мало есть, мало спать, много молиться, - оно часто ведет как раз к тщеславию.
Поэтому Господь дает нам избавляться от тех или иных грехов только постепенно,
с промедлением, после некоторой борьбы; как правило, это бывает именно так.
Потому что только таким образом мы можем не просто избавиться от грехов, а избавиться
от них так, чтобы стяжать при этом смирение. Только на основании смирения можно
строить свою христианскую жизнь, т.е. избавляться от каких-то грехов, не впадая
в новые и, к сожалению, худшие.
Вот поэтому
мы должны обращаться к Богу со смирением. А смирение соделывает терпение, как
говорит Апостол, потому что смиренным человек не может быть без терпения. И
вот, христианские мученики - это, прежде всего, для нас образ христианского
терпения. Мы, конечно, понимаем, что далеко не все христиане в каждый данный
момент терпят такие мучения, как терпели мученики во время своих мученических
подвигов, но мы должны понимать, что если они терпели такие страшные мучения,
то тем более мы должны терпеть те малости, которые приходится терпеть нам. И
недаром мученики называются в одном из церковных песнопений "воинством
Царя Небесного", и много где у святых отцов и в богослужебных текстах мученики
называются воинами, потому что мученики - это те, кто своим оружием, а именно,
благодатью Божией, которую они стяжали молитвой и терпением, посрамляют мучителей
и врагов христианства, и прежде всего диавола.
Но особенно
Церковь почитает и любит тех мучеников, которые действительно были воинами на
земной военной службе, как и эти ныне празднуемые 40 мучеников, которые были
отрядом римской армии и состояли, таким образом, на службе у языческого императора.
Но хотя Римская империя и была тогда языческой, все равно следовало ее защищать,
потому что сохранение этой империи было залогом распространения христианства
как в самой этой огромной империи, так и за ее пределами. Об этом говорит Евангелие,
и эту мысль переформулировала святая инокиня Кассия в своей знаменитой стихире
на Рождество Христово: "Августу единоначальствующу на земли многоначалие
человеков преста", - т.е. когда римский император Август стал единым правителем
на земле, потому что все остальные правители были либо ему подчинены, либо ничего
не значили по сравнению с ним, тогда человеческое многоначалие, когда каждый
сам себе начальник, прекратилось, и тем самым создались условия для того, чтобы
все обратились к единому Богу, хотя это обращение произошло и не сразу, а в
течение нескольких столетий. А для военного человека важно не проявлять каждую
минуту свою храбрость, а прежде всего проявлять послушание начальству и терпение
- ту самую добродетель, которая так важна для стяжания Царствия Небесного. Потому
что храбрость, проявленная не вовремя, может повлечь за собой вред; а также
и подвиги, за которые христиане могут браться не вовремя и не по чину, тоже,
как известно, ведут только в духовное расстройство. А все должно быть вовремя
и через послушание, и нужно иметь терпение для того, чтобы совершать наши подвиги
только тогда, когда на это есть, так сказать, приказ командования. Как говорит
апостол Павел, "вся благообразно и по чину да бывают", - т.е. мы все
должны делать именно в установленном Богом порядке.
Молитвами
святых мучеников, к которым мы обращаемся, - а прежде всего Церковь среди мучеников
поминает 40 мучеников Севастийских, которые являются как бы символом мученического
подвига как такового, и именно потому в честь них в Великом посту установлен
такой особенный праздник, - молитвами всех этих мучеников да подаст нам Господь
прежде всего добродетель терпения, чтобы, говоря о своих грехах, мы обращались
к Нему со словами: "Господи, аще хощеши, можеши мя очистити". Аминь.
Обсудить
можно
|