15/28.03.2003
Обычай поминать усопших по субботам идет еще из ветхозаветной эпохи. Пост тогда был связан со скорбью об умерших; сейчас мы как бы возвращаемся к этому древнему смыслу поста, потому что и наши близкие могут в любой момент умереть, и у нас самих всегда есть "внутренний мертвец". Печаль по Богу и печаль мирская. Страх Божий изгоняет из человека все другие страхи.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
достигли, наконец, первой заупокойной великопостной субботы. Начиная со второй
субботы Великого поста по субботам обычно совершается память всех от века почивших
православных христиан, но в этом году она совершается только начиная с третьей
субботы, потому что со второй субботой совпал праздник 40 мучеников, когда заупокойная
служба по церковному уставу отменяется. А теперь наступает обычная великопостная
суббота - день нарочитого поминовения усопших. Конечно, мы знаем, что абсолютно
любая суббота является днем поминовения усопших. Но в заупокойные субботы Великого
поста это более подчеркнуто в богослужении, и православные христиане еще в большей
степени, чем в другие субботы стараются придти в храм, чтобы помянуть своих
усопших. Вот именно поэтому мы сейчас отслужили после литургии заупокойную литию.
Этот обычай
- поминать по субботам усопших - восходит даже не к тому времени, когда в субботу
Господь лежал во гробе, а к гораздо более раннему, еще иудейскому. Несмотря
на то, что у иудеев суббота была самым праздничным днем, несовместимым ни с
каким трауром и заупокойными службами, еще в дохристианское время у тех людей,
которые впоследствии стали христианами, появился другой обычай, а именно - в
середину самых праздничных дней вставлять дни траура, потому что существовало
пророчество о том, что "ваши праздничные дни обратятся в плач" (Амос
8, 10). Отсюда и идет обычай поста, потому что те обычаи, которые у христиан
связаны с постом, изначально в ветхозаветную эпоху в иудейском мире были связаны
с трауром, как это мы видим в книге Товита (где герою книги пришлось в праздник
Пятидесятницы выходить из-за стола и погребать мертвеца) и книге Эсфирь (где
героиня взяла на себя траур ради еще только лишь возможных, но так и не состоявшихся
умерщвлений соплеменников, и вероятно, это произошло именно в пасхальные дни):
лишение себя пищи, обычного омовения тела и перемены одежд, ношение всяких разодранных
и плохих риз, посыпание головы пеплом - все это было первоначально выражением
скорби о покойном, а потом стало аскетической практикой. Потому что даже если
у нас сейчас физически никто не умер, нам все равно есть о чем скорбеть. И то,
что сейчас в Великом посту у нас есть заупокойные субботы, это для нас имеет
значение, скорее, возвращения к тому, каков изначальный смысл поста.
Мы должны
помнить, что если даже у нас сейчас никто не умер, то все же в любой момент
кто-нибудь из наших близких может умереть, и мы тогда почувствуем себя к этому
совершенно не готовыми и будем думать, что вот, мы суетились, занимались какими-то
совершенно не нужными вещами… Очень часто так бывает, что когда кого-то постигает
смерть близких, он чувствует большую неуместность того, чем он занимался перед
этим; вот, это и означает, что он вел себя не по-христиански. Потому что, живя
по-христиански, мы должны заниматься только тем, что в любое время уместно,
чтобы такого чувства не возникало.
Но самое главное,
мы должны все время помнить о своем "внутреннем мертвеце", по святоотеческому
выражению. В IV веке некто из святых подвижников египетских шел мимо кладбища,
увидел женщину, причитающую над недавно похороненными своими близкими, и сказал
ученику: вот, как она убивается по умершим, так мы должны плакать по своей умершей
в грехах душе, - а мы совершенно не заботимся об этом. Поэтому внутренний траур
у нас должен быть постоянно. Собственно говоря, пост - это и есть траур. Поэтому
великопостные субботы и являются днями нарочитого поминовения усопших.
А если мы
христиане, то должны всё понимать, прежде всего, внутренне, и поминовение усопших
для нас должно служить напоминанием о нашем внутреннем трауре по нашей душе
- трауре, который является не просто внешним исполнением обрядов, а тем, что
способно действительно преобразить нашу душу. Поэтому христианская печаль, которая
есть "печаль по Бозе", совершенно отличается от той печали, которая
является одним из восьми греховных помыслов и одним из наиболее тяжких и основных
грехов. Потому что в миру печалятся от того, что чего-то не имеют, что хотелось
бы получить, или от того, что лишились чего-то; поэтому когда в миру печалятся,
например, по утрате кого-то, кто умер, то печалятся именно потому, что утратили
то, что было, утратили в физическом смысле. Такая печаль не по Богу, она греховна.
А та печаль, которая у нас должна быть, не касается ничего земного - ни того,
что мы не приобрели, ни того, что мы утратили или можем утратить; она не связана
ни с каким страхом, кроме страха Божия или, иначе говоря, страха за нашу собственную
душу, за ее окончательную участь в вечности. И если у нас будет этот страх,
то он, как говорят святые отцы - парадоксально, но это так, - изгонит все остальные
страхи. Потому что человек, который не боится Бога, начинает бояться всего подряд,
даже верить во всякие приметы, в сны и во все, что угодно, - что мы и видим
вокруг нас, а может быть, даже и в себе. А человек, который боится Бога, уже
не боится ничего другого. Также если человек имеет печаль по Богу, то все остальные
поводы для печали, которых может быть даже и очень много, не могут его потрясти
до глубины души, потому что благодать Божия, которую человек стяжевает через
покаяние и печаль по Богу, охраняет его от грехов, в том числе от греха печали
не по Богу. Поэтому такой человек оказывается неприступен для мирской печали.
И вот, да подаст нам Господь сохраниться от всякой печали и отчаяния, какие
бывают в миру, и всегда, даже когда наступит Пасха и праздничные времена, продолжать
внутренне иметь печаль по Богу, печаль о своей душе, и никогда, пока мы не вышли
из этой жизни, не прекращать внутреннего траура, потому что время этой жизни
- это исключительно время траура, т.е. покаяния, которым и является пост по
своему внутреннему содержанию. Аминь.
Обсудить
можно
|