Пасха как время обновления крещения.
Слово в среду преполовения Великого поста,
после литургии Преждеосвященных Даров

20.03/2.04.2003

После преполовения поста Церковь начинает молиться о тех, кто будет креститься на Пасху, и мы все должны думать о внутреннем обновлении принятого когда-то нами крещения, о том, с чем мы придем к встрече Пасхи. Ту внутреннюю сосредоточенность и внимание, которые мы старались стяжать в пост, мы должны постараться не растерять на Пасху и сохранить на всю оставшуюся жизнь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнюю среду мы достигли преполовения Четыредесятницы. Ровно половина всего Великого поста сегодня пройдена, поэтому на литургии Преждеосвященных Даров, которую мы только что отслужили, появляется новая ектения — о «елицех ко просвещению», т.е. о той части оглашенных, которые готовятся принять крещение уже в ближайшую Пасху, поэтому в оставшиеся дни Великого поста за них, наряду с обычными молитвами об оглашенных, молятся особо. Конечно, в нашем приходе на Пасху или на Лазареву субботу (которая тоже является особым временем для крещения), вероятно, никто и не крестится; тем не менее, великие христианские праздники, как Пасха, абсолютно для всех в каком-то смысле являются временем крещения. Потому что если это не время крещения актуального, то это для каждого христианина время, когда должно совершаться обновление того крещения, которое мы приняли когда-то и которое обновляется покаянием. Собственно, поэтому каждый великий праздник и является концом особенного периода покаяния — поста, и поэтому столько говорится об обновлении в пасхальном богослужении. И вообще, эта седмица напоминает нам не только Страстную седмицу, Великую Пятницу (что, конечно, не может быть иначе, потому что на этой седмице совершается поклонение Кресту), но и саму Пасху. Поэтому (может быть, кто-то заметил) в канонах как воскресных, так и на будничных утренях в эту седмицу звучат ирмоса пасхального канона, т.е. специально пасхальные песнопения вторгаются в середину поста (кто слушал внимательно, тот мог заметить). Так особым образом совершается некое проявление грядущей Пасхи. И поэтому сейчас мы особенно должны думать о собственном обновлении, о том, как мы придем к встрече Пасхи, когда закончится оставшееся уже не такое длинное время поста.

Я не буду говорить обо всем, о чем тут можно сказать, а скажу только одно. Нужно придти к Пасхе так, чтобы Пасха не была для нас временем духовного разорения, как это бывает, к сожалению, во все великие христианские праздники с людьми, которые неправильно их празднуют. Сейчас, пока еще Пасха не наступила, мы должны стремиться к тому, чтобы наше менее рассеянное, чем обычно, состояние ума, наша внутренняя сосредоточенность на спасении души стали для нас обязательными и привычными, чтобы это было не состоянии только того короткого времени, каким является пост, а чтобы мы сохранили это во время празднования Пасхи и во всю оставшуюся жизнь. Именно это мы выносим из поста, когда он заканчивается, и именно это мы можем взять с собой, если сможем это стяжать как постоянное состояние души, в Царствие Небесное. Поэтому да подаст нам Господь стяжать в оставшиеся дни этого поста то сосредоточенное настроение, т.е. истинный духовный пост, когда душа наша постится от всяких посторонних увлечений, и пронести это через праздник Пасхи и через всю нашу жизнь. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz