(7/20.04.2003)
Люди, которые в этот день не готовятся к причастию, а только стремятся унести домой освященную вербу — язычники, а не христиане, сколько бы лет они ни ходили в Церковь. История праздника восходит к двум праздникам Ветхого Завета. Ветви символизируют победу над грехом и победу над смертью. Господь победил грех и смерть, принеся в жертву Самого Себя. Мы тоже должны это сделать, но как? — Мы должны не жалеть себя и никакой части нашей жизни не оставлять для того, чтобы "пожить самим", иначе наша жертва будет осквернена. Если мы какую-то часть нашей жизни хотим держать свободной от Бога, то тогда вся наша жизнь будет от Него свободной, а после смерти мы попадем в ад. Мы должны всю нашу жизнь без остатка истратить на стяжание благодати Божией.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник, который называется Неделя Цветоносная или Неделя Ваий, т.е. воскресный день, когда несут цветы или ветви, которые у нас изображаются вербами, за отсутствием пальмовых ветвей, — а также называется Вход Господень в Иерусалим, по тому событию, память которого совершается в этот день. Что это за событие, зачем нужны эти вербы?
Многие люди совершенно не думают о том, чтобы в этот день причаститься, но зато очень даже думают о том, как бы пойти освятить вербу, особенно в тот храм, где народу поменьше. Сразу таких разочарую: по церковному уставу благословение вербы совершалось вчера вечером, во время всенощного бдения, а на литургии его совершать уже не положено, литургия существует для того, чтобы причащаться, и поэтому никакого освящения вербы сегодня уже не будет. А причастие для желающих сегодня было. И люди, которые готовятся не к причастию, а к тому, чтобы принести домой освященную вербу и поставить, чтобы она стояла целый год, — эти люди вообще не христиане, что бы они о себе ни думали, они язычники. И конечно, такая их вера никак не может привести в Царствие Небесное. Можно только гадать о том, насколько сурово Господь их будет судить за такую веру. Потому что, конечно, ничего хорошего язычество в себе не содержит. "Вси бози язык суть бесове", и все те, кто верят по-язычески, суть служители сатаны. Вопрос только в том, насколько они сознательные служители. Конечно, у разных людей это по-разному, об этом только Господь может судить, но что для всех одинаково — это то, что ничего хорошего в такой вере нет. Поэтому те, кто гоняется за вербой вместо того, чтобы готовиться к причастию и причащаться, — это, конечно, люди бесноватые, в том смысле, что они просто одержимы языческой тьмой и к христианству никакого отношения не имеют, даже если ходят в Церковь 90 лет, с самого раннего детства.
Поэтому, конечно, прежде всего надо понимать, что является неправильным пониманием смысла этой самой вербы. А когда мы уже понимаем, какое понимание неправильно, можно задаться вопросам, какое же понимание правильно. И тогда окажется, что правильное понимание смысла вербы таково, что вполне допускает нам оставаться без верб вообще и даже без пальм, но тем не менее приобщаться к тому внутреннему содержанию праздника, ради которого вербы и существуют в Церкви. А в Церкви Христианской они существуют по преемству с Церковью Ветхозаветной, где ветви были атрибутом одного праздника, который совершался в другое время года и назывался Днем Очищения, и эти ветви означали победу на суде. Потому что День Очищения был днем, в который весь народ израильский раз в году через посредство священника испрашивал у Бога прощения во всех своих грехах. И вот, в знак того, что грехи прощены, что суд Божий состоялся и люди на нем были оправданы, т.е. победили на суде, носили эти ветви. Но этот праздник, совершавшийся осенью, был единым целом с другим праздником, наступавшим всего через пять дней после него, — Праздником Кущей, который означал воскресение. Поэтому ветви, которые носились в День Очищения, становились и атрибутом праздника, знаменовавшего будущее воскресение. Поэтому победа над грехом стала победой над смертью. И если сейчас мы говорим, что эти наши ветви являются атрибутом победителей, которые вместе со Христом в Его воскресении победили смерть, то это мы говорим правильно, но мы должны помнить, почему они победили, помнить о том, что победа над смертью совершается сначала как победа над грехом, а победа над грехом всегда оказывается победой над смертью.
Как же Господь победил грех? Он это объясняет тем, что Он совершил в этот день. Сегодняшний праздник вполне справедливо называется Входом Господним в Иерусалим, но это название не совсем точное, потому что если внимательно читать евангельские рассказы, то мы увидим, что Господь не просто вошел в Иерусалим, а вошел в Иерусалимский храм и его очистил (вот опять указание на День Очищения), изгнав оттуда торгующих. А дальше произошло то, о чем говорится затем в Евангелии и в богослужении дней Страстной Седмицы: Господь заменил его святилище. Святое Святых, главная часть этого земного Иерусалимского храма стала пуста, по слову Господа: "Се оставляется вам дом ваш пуст", — зато Сам Он стал святилищем и Сам стал священником, принесшим жертву за грех всего мира. Но что это была за жертва? — Это был Он Сам. Т.е. Он был тем священником, Который вместо жертвы принес Самого Себя. И вот, именно тем, что Он принес в жертву Самого Себя, именно этим Он победил грех и через это победил смерть.
А что значит принести в жертву самих себя? Потому что, если мы хотим участвовать в Христовой победе, мы, как мы хорошо знаем из слов Апостола и из богослужения, должны "в смерть Его креститься", т.е. вместе со Христом участвовать в Его смерти, в Его жертве. Но как это можно сделать, если Христос жил тогда, когда нас не было, и все это произошло один раз, и как мы можем в этом участвовать? Да что мы, если даже Апостолы не смогли в этом участвовать, — ведь когда Господь объявил Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, Фома сказал: "Пойдем и мы, умрем с Ним", — и они действительно пошли; но умер ли хоть один из них вмести с Ним? Никто не умер, а все, за одним исключением, сбежали и отверглись. Вот уже отсюда можно заключить, что не так-то просто поучаствовать в этой жертве. Даже Апостолы не смогли этого сделать тогда. Но из этого же, если посмотреть дальше, можно увидеть, как все-таки можно в ней участвовать. Потому что те же Апостолы, спустя годы после этих евангельских событий, приняли мученичество за Христа и, таким образом, участвовали в Его смерти и воскресении. И собственно еще задолго до приятия мученичества, уже со дня Святой Пятидесятницы они были готовы, чтобы его принять, поэтому они ничего не боялись, и Дух Святой укреплял их на проповедь. И вот это дает нам подсказку, как нужно жить нам.
Мы тоже должны не жалеть себя ради того, что требует от нас христианская жизнь. Мы не должны думать, что вот такая-то часть нашей жизни у нас предназначена для того, чтобы тратить ее на разные христианские дела, а другая часть нашей жизни, хотя бы даже одна десятая или одна сотая, существует у нас для того, чтобы нам пожить самим для себя. Ничего подобного, конечно, быть не может. Если это есть, то тогда мы и не христиане. Если мы хотим так вот сознательно что-то в нашей жизни удержать лично для себя, то мы этим оскверним всю нашу жертву, которую мы предлагаем, и наша жертва будет подобна жертве Каина — первой скверной жертве, принесенной на земле, — и мы уподобимся как раз тем иудеям, которые убили Христа. Ведь эти иудеи тоже были верующими в основном и думали, что они служат Богу. Но при этом у них было очень много своих представлений о том, как надо служить Богу, и они не были открыты навстречу тем представлениям, которые содержались в учении Спасителя. Поэтому мы не должны себя жалеть. Мы должны понимать, что вся наша жизнь, которая нам дана, и все средства к жизни, которые у нас были, есть и будут, даются нам только для одного — чтобы нам наследовать Царствие Небесное, чтобы нам участвовать в жертве Христа. Жизнь — она как деньги, которые можно потратить правильно, можно потратить неправильно, можно попытаться их ни на что особо не тратить и услышать то, что услышал раб, закопавший вверенный ему господином талант в землю, т.е. ничего хорошего в таком случае услышать не придется.
Поэтому жизнь надо тратить правильно и не бояться ее тратить, ничего не оставлять для себя "на черный день". потому что оставлять какие-то свои жизненные припасы или саму жизнь "на черный день" — это то же безбожие. Если мы думаем, что вот, не буду я сейчас помогать каким-то людям, а лучше будут делать себе запасы на старость, то уже даже это является, собственно говоря, сребролюбием; а что говорить, если мы сознательно хотим в своей жизни зарезервировать какое-то место, которое мы хотим держать свободным от Бога? У нас тогда не только это место, но и вся наша жизнь будет свободной от Бога, а после смерти мы попадем в самое свободное от Бога место, т.е. в ад, где Бог есть, но только снаружи прикасается к попавшим туда людям и падшим ангелам, и это прикосновение и есть то самое адское пламя.
Поэтому будем
помнить, что мы существуем не для того, чтобы принести домой вербу, чтобы она
стояла и украшала наш дом в течение года, и даже— дерзну сказать — не для того,
чтобы на Пасху объесться куличей. А существуем мы совершенно для другого — для
того, чтобы нашу жизнь потратить на стяжание Царствия Небесного, чтобы все эти,
образно говоря, деньги, которыми является наша жизнь, потратить без остатка
на то, чтобы купить по максимально выгодной цене как можно больше благодати
Божией (такой торговый язык употребляли многие святые отцы и, в частности, наш
Серафим Саровский, поэтому здесь я ничего не придумываю). И тогда Господь нас
помилует, для начала даст нам разум понимания Его заповедей — просто мы будем
потихоньку все больше и больше понимать заповеди и отходить от всяких нелепых
суеверий (вроде того, что в Вербное воскресенье не надо причащаться, а надо
притащить домой вербу, а на Пасху тоже не надо причащаться, а надо есть куличи),
и будем постепенно вместо этих суеверий узнавать, в чем состоит христианская
жизнь, и тогда, милостью Божией, достигнем Царствия Небесного и тоже будем победителями
греха и смерти вместе со Христом и с теми, кто в Новом Иерусалиме держит победные
финиковые ветви. Аминь.
Обсудить
можно
|