/iliada_83.html'>83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250

Hosted by uCoz
удить, когда и кому какие блага или скорби Бог пошлет; а надо нам думать только о том, о чем думала эта жена — о том, чтобы помазать Господа миром.

Что же такое это миро? Миро является самым драгоценным из того, что у нас есть. Вот, что у нас есть самого драгоценного, то и является миром. И поскольку что-либо, что у нас есть, является драгоценным, постольку оно и является этим миром, о котором говорит Евангелие. А самое дорогое, что у нас есть, — это наша бессмертная душа. И поэтому мы должны возлюбить Господа всею душею своею и не отвлекаться на то, чтобы любить что-то еще. Если мы говорим слово "любить" применительно к Богу, то мы должны знать, что применительно к чему бы то ни было другому мы этого слова сказать не можем. Потому что только любовь Божия дает нам Божие присутствие и правильное отношение ко всему, что не есть Бог, потому что тогда это отношение формируется в Боге. Если же мы начинаем любить Бога, а параллельно, пусть даже намного слабее (хотя обычно бывает наоборот — во много раз сильнее), в этом же смысле любить что бы то ни было еще, хоть родную маму, то все это, конечно, оборачивается против нас; хотя, конечно, Господь, по Своему долготерпению и милосердию, постепенно и мягкими, по возможности, вразумлениями подводит нас к осознанию этого, чтобы мы сами, если действительно хотим Царствия Небесного, постепенно это поняли и исправились.

И вот, исходя из того, что мы должны приносить Богу прежде всего нашу душу, а не просто какие-то дела, пусть даже самые хорошие, мы должны выбирать, чем мы будем заниматься. Нам нужно разбираться, какие дела от нас Богу нужны, а какие не нужны, хотя бы они сами по себе были очень полезными и от кого-то другого были бы очень даже Богу нужны. И вот, разбираясь в этом, мы видим, что наши дела должны быть направлены на пользу нашей души, но пользу именно в смысле христианском. Т.е. мы должны стремиться делать то, что ограждает нашу душу от искушений — но только не от волнений душевных и не от душевного дискомфорта, которые многие православные христиане по своему безумию называют искушениями, — а от расслабления и отпадения от Бога, что действительно является искушением. Поэтому мы не должны впадать во многопопечительность о каких-нибудь нуждающихся людях, которым мы можем как-то помочь, если альтернативой этому выступает жизнь сосредоточенная и уединенная, когда мы можем посвятить себя Богу. Но бывает, причем гораздо чаще, и по-другому — когда, оставаясь предоставленными самим себе и имея возможность жить уединенно, мы вовсе не приносим свою жизнь Богу, а тратим ее совершенно впустую, занимаясь какими-то бесцельными делами или даже, еще хуже, впадая в разные грехи или какие-то дикие пожелания. В таком случае совершенно ясно, что самое худшее и большое попечение доставляем себе мы сами, и гораздо меньше попечений и, значит, большую беспопечительность мы будем иметь, находясь среди разных житейских хлопот, будь то хлопоты семейные или забота о каких-то людях или делах, или какая-то работа. Потому что и работа — это тоже некоторый вид заботы о людях: и начальник заботится о подчиненных, и вообще всякая общественно-полезная работа приносит какую-то пользу другим людям.

И вот, исходя из этого, мы должны смотреть, чем нам заниматься. Если же к нам просто подходит какой-то человек и говорит: "Я бедный, давай, мне помогай!" — это, конечно, совсем не означает, что мы должны ему помогать. Или, может быть, ему и надо помогать, но совсем не так, как он думает; может быть, ему надо помочь тем, что дать ему по голове, чтобы он задумался, зачем он тут шатается и пристает к людям. В любом случае, решение должно быть творческим, и мы никогда, ни в какой ситуации, не должны принимать те решения, которые нам навязывает эта ситуация, — это если выразиться аккуратно, потому что, конечно, не просто ситуация нам что-то навязывает, а люди стоящие за этой ситуацией и создающие ее, и не просто люди, а, к сожалению, бесы, которые действуют и через людей, и через обстоятельства. Но действуют они, обладая не бесконечной властью, которой у них нет, а лишь постольку, поскольку Бог им попускает, чтобы мы научились какому-то опыту — конечно, не без того, чтобы нам учиться на опыте своих ошибок.

И вот, не надо смотреть, что нас кто-то упрекает, что, мол, есть такие-то и такие христианские дела, а мы их не делаем, а вместо этого молимся. Это совершенно ложное обвинение. Если мы действительно молимся, то и слава Богу. Это в тысячу раз важнее, чем помогать всем нищим и бедным, которые все равно всегда будут существовать. Но вот если мы и не молимся, и не помогаем ближним, то тогда, конечно, надо задуматься о том, что, может быть, чтобы зря небо не коптить, по крайней мере, нужно помочь какому-нибудь одному человеку. Но в то же время, конечно, надо думать о всех привходящих обстоятельствах — например, помогая людям, мы не должны устанавливать с ними никаких отношений помимо тех, которые устанавливаются у нас по Богу. Т.е. ради Бога — да, это человек мне интересен, у меня с ним такие-то дела; если не ради Бога, а сам по себе — он мне не интересен, и у меня с ним нет никаких дел. Христианство состоит не в том, чтобы никого не обижать, а в том, чтобы говорить согласно с волей Божией. А воля Божия иногда состоит в том, чтобы кого-то обидеть; и Сам Христос тоже, случалось, обижал кого-то; если бы никто на Него не обижался, то никто бы Его и не распял. Поэтому не надо думать, что мы будем святее Самого Господа Иисуса Христа, и что на нас никто не будет обижаться. Хотя, конечно, не надо этими соображениями оправдывать наше желание свой гнев и прочие страсти вымещать на окружающих.

Итак, будем стараться приносить Господу миро. Ему ничего другого от нас не нужно. Ему не нужны дела милосердия; Ему не нужно, чтобы мы были добропорядочными семейными людьми, чтобы мы хорошо работали на работе, чтобы мы были просто хорошими людьми, — все это само по себе Ему от нас не нужно, а Ему нужно именно наше миро, сердечное расположение нашей души. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz