Светлая Седмица как образ вечности.
Слово в Светлый понедельник

(15/28.04.2003)

Светлая Седмица — это как бы сплошной воскресный день, образ вечности. Надо стараться проводить ее согласно с церковными канонами — особенно посвящать это время Богу, посещать богослужения и причащаться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздник Пасхи занимает 40 дней, но первые его 7 дней являются особенно праздничными и как бы даже одним сплошным праздничным днем. И они так устроены, как будто бы каждый из этих дней является воскресным. И поэтому каждый день Светлой Седмицы — это воскресная служба следующего по порядку гласа: вчера был первый, сегодня второй, завтра будет третий, и так до Недели Фоминой. Это означает, что вся эта седмица особенно, как, собственно, и каждый воскресный день в христианском смысле, является образом вечности. И вот, тот покой, который мы обретаем, отчасти даже телесно и в смысле богослужения, а во многом и по нашему душевному самочувствию во время великих праздников, а особенно во время праздника Пасхи, — этот покой нам дается для того, чтобы почувствовать, хотя бы слегка, хотя в некотором очень небольшом приближении, тот покой, которым является вечность, вечное и небесное Царство.

Поэтому постараемся сейчас проводить дни Светлой Седмицы так, чтобы они, по возможности, в большей степени были для нас образом этого Небесного Царствия. Я напоминаю, что церковный устав, вопреки принятым, к сожалению, на Руси обычаям, говорит, что миряне и вообще все христиане должны стараться в эту седмицу прежде всего причащаться так часто, как только это возможно. А на Руси господствовало такое грубое суеверие, будто бы причащаться можно, только попостившись, а поскольку в эту неделю поститься нельзя, то значит и причащаться тоже якобы нельзя, и причащаются только дети. Это, конечно, не только неправильное мнение, но оно идет прямо против правила VI Вселенского Собора. Надо стараться причащаться. Потому что именно прежде всего через Святое Причастие мы соединяемся с вечностью. И вся вообще обстановка, все богослужение этой седмицы нам помогает в особенной степени приблизиться к этой вечности, и потому просто грех упускать такое время. Причем это грех не в переносном смысле, а в самом прямом — грех против святых канонов, против заповедей Господних, которыми являются церковные правила. Поэтому постараемся и время Светлой Седмицы, как особенно праздничное время, употреблять не для каких-то своих бытовых занятий, тем более не для каких-то глупых развлечений, в которых некоторые люди полагают смысл праздников, а употреблять эти дни для того же, для чего и Великий пост, в том смысле, чтобы стараться и это время принести в особенной степени Богу, а потом уже заниматься всеми остальными делами, которые есть в нашей жизни, — и таким образом приблизиться к Царствию Небесному. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz