21.04/4.05.2003
Несколько названий праздника. Уверение Фомино. Главный смысл праздника связан с символическим значением восьмого дня после Пасхи. Христос - наша суббота, наше упокоение. Восьмой день недели открывает нам вечность. Любой воскресный день празднуется потому, что это образ вечности. О внутреннем благоухании весны и обновлении твари. Погода и прочие внешние условия зависят от того, что полезно для нашей души.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем особенный праздник, который имеет в церковном уставе несколько названий:
одно название - Неделя Антипасхи, т.е. то Воскресенье, которое находится напротив
Пасхи, сразу за Пасхой; другое название - Неделя Фомина, потому что в этот день
вспоминается уверение Фомино, о котором мы сегодня читали в Евангелии и о котором
очень много говорит богослужение сегодняшнего дня. Но эти названия не вполне
раскрывают смысл праздника и, может быть, даже самого главного они и не раскрывают.
Конечно, мы
не можем сегодня не праздновать уверение Фомино. Оно совершилось как раз на
восьмой день после Пасхи, и сегодня восьмой день после Пасхи, т.е. как раз годовщина
этого события. Уверение Фомы произошло тогда, когда ученики были собраны в Сионской
горнице и сидели запершись; Христос вошел к ним; но в первый раз Он пришел в
самый день воскресения, когда Фомы с ними не было, и Фома, когда узнал, отказался
верить даже не только тому, что ученики видели Господа, но вообще тому, что
Господь воскрес; а во второй раз Христос пришел к ним, когда Фома тоже был там,
и Господь, показывая, что слышал произнесенные в Его видимое отсутствие слова
Фомы, предложил ему коснуться Своего ребра и потрогать язвы от копия и от гвоздей.
Но самое,
может быть, главное, что сегодня совершается, связано с особым символическим
значением восьмого дня после Пасхе и восьмого дня как празднования воскресения.
Господь, когда сотворил мир, установил день субботний, день покоя, потому что
Сам, как говорится в Библии, почил в день субботний от дел Своих. И потом, когда
Бог дал закон, то важнейшей заповедью в нем была заповедь о почитании субботнего
дня - не просто потому, что это был какой-то особенный день; в принципе, все
дни недели одинаковы, состоят из одного и того же времени, и мы проживаем их,
находясь в одном и том же пространстве, и потому говорить, что суббота физически
чем-то отличалась от других дней недели, совершенно невозможно. Но она отличалась
символически, потому что это был седьмой день, день покоя, который был воспоминанием
не просто о покое Божием после сотворения мира, а прежде всего о том, что еще
не было получено, - о покое вечном в вечном Небесном Царствии. И поэтому Сам
Христос, в Котором мы находим вечное упокоение и Который Сам является этим Небесным
Царствием, Сам является этим вечным днем, - Он Сам в то же время и суббота,
наш покой. И святые отцы Церкви так и говорят о Христе, что Он и есть наша суббота.
Но эта суббота уже не символическая, а реальная.
В символическом
времени христианства многое изменилось. Особое значение получит тот день, который
следует за субботой. И если в обычном времени день, который идет за седьмым
днем недели, является первым днем следующей недели, то христианство открывает
совершенно другое измерение. За субботой следует тот день, когда Господь воскрес.
И воскрес Он в вечности. Поэтому это не просто первый день следующей недели,
но и восьмой день прежней недели, хотя она и состоит только из семи дней, и
восьмого дня в ней быть не может - но однако он есть. И вот, это восьмой день
открывает нам вечность и является не каким-то днем, а просто самой вечностью,
в которой день никогда не прерывается ночью. И именно открытие этой вечности
особенно символизируется сегодняшним праздником. Поэтому этот праздник (если
кто-то внимательно следил за богослужением, то он должен был это понять) выше
любого обыкновенного воскресного дня. Сегодняшнее богослужение состояло только
из песнопений, связанных с этим праздником, и были отменены почти все пасхальные
песнопения, которые поются в течение 40 дней после Пасхи, и обычной воскресной
службы тоже не было. Была служба только этому особому празднику, потому что
хотя это первое воскресенье после Пасхи и оно открывает ряд всех воскресных
дней, в которые мы совершаем память Воскресения Христова, но, открывая этот
ряд, оно само выходит из этого ряда и является совершенно особым образом вечности,
в большей степени, чем любой другой воскресный день, хотя всякий воскресный
день потому и празднуется христианами, что являет собой образ вечности - именно
в этом смысл празднования любого воскресного дня.
И еще. В песнопении
сегодняшнего дня говорится: "Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует".
Мы можем выйти на улицу, посмотреть на этот дождь и увидеть, что весна не так
уж и благоухает. Если это и весна, то очень ранняя, а отнюдь не такая, когда
уже начинается благоухание. И мы можем заметить, что народ вокруг, да может
быть, и мы сами, не очень-то и ликует. И отсюда вывод только один - что мы,
значит, еще не такая уж "новая тварь", а если и тварь, то достаточно
старая. И мы видим, что есть нам куда развиваться, есть над чем работать. И
конечно, просто чтобы не оставить ничего недосказанным, хотя все и так поняли,
о чем речь, скажу, что, конечно, празднование должно быть внутренним. Если Церковь
говорит, что весна благоухает и новая тварь ликует, значит внутри у нас так
и должно быть. И Церковь не просто дает нам повеление, что так должно быть,
но дает нам и силы для исполнения, потому что Господь не дает никаких неисполнимых
заповедей. Если мы что-то не исполняем, то значит, одно из двух: либо мы просто
еще не научились и не пришло время (потому что никто и не говорит, что мы всему
можем научиться сразу, а говорится обратное), либо мы просто сами не хотим.
Мы должны радоваться тому, о чем говорит Церковь, именно этому радоваться, совершенно
не глядя на то, что происходит вокруг. Потому что вокруг будет происходить ровно
то, что Господь устроит или попустит, и что будет полезно для спасения нашей
души. И уж, во всяком случае, это больше зависит от нас, а не от каких-то сил
природы. Силы природы зависят от того, что полезно для нашей души, и в соответствии
с этим себя проявляют.
А кроме того,
являясь жителями нашего города, мы вообще не должны считать дождливую погоду
какой-то плохой, потому что для жителей нашей местности такая погода - самая
родная и приятная. И поэтому вот еще один повод, может быть, умеренно, но тоже
слегка ликовать…
Господь да
подаст нам использовать ко благу и к некоторому внутреннему ликованию всякие
внешние обстоятельства, погодные и не только (потому что, конечно, еще больше
на нас влияют отношения с разными людьми), и да подаст нам все-таки стать новой
тварью и войти в день осьмый после Пасхи, который является днем вечности и память
которого совершается сегодня. Аминь.
Обсудить
можно
|