23.04/6.05.2003
Чтобы полноценно поминать усопших, надо не просто подавать записки, а причащаться в дни поминовения. Откуда пошел обычай пасхального поминовения усопших. Судит Господь миру в Своем первом пришествии или не судит? - кажущееся противоречие в Евангелии. Как человек Христос не судит других людей; но как Бог Он является судом для мира. В период после земной жизни Христа судом для мира является Церковь - Тело Христово. Можно отвергать Церковь явно, не участвуя в Таинствах, а можно и неявно - оправдывая свои грехи тем, что в наше время не нужно подвизаться так, как святые отцы.
В имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
пришли в Церковь, чтобы совершить пасхальное поминовение усопших. В чем состоит
церковное поминовение усопших, как это делают православные христиане? Конечно,
оно состоит в каких-то молитвах; в нарочитые дни, к которым относится и сегодняшний,
в церкви совершаются особые моления, как это и было сделано вчера за вечерним
богослужением; а самое главное и конечное - это отнюдь не то, как думают многие,
чтобы подавать записки, а участие в Евхаристии. Мы должны, конечно, и писать
записки с именами усопших, чтобы они таким образом участвовали в Евхаристии;
конечно, по нужде можно ограничиться тем, что подать такую записку, а может
быть и так, что и записку подать нет возможности; но если у нас есть возможность,
мы не должны ограничиваться подачей записок и даже тем, что приходим в церковь
и присутствуем за богослужением и пытаемся как-то молиться, а должны участвовать
в богослужении настолько полноценно, насколько можем, т.е. готовиться к причастию,
исповедоваться и причащаться. Именно в этом состоит то участие православных
христиан в особых днях поминовения усопших, которое предписывается Церковью
- именно Церковью, а не какими-то народными обычаями, которые иногда просто
греховны, когда они идут против постановлений Церкви.
Что касается
самого пасхального поминовения усопших, то в Русской Церкви издавна сложилась
традиция делать это во вторник второй седмицы после Пасхи. Почему так сложилось
- Бог весть. Видимо, самая ранняя практика на Руси была такая же, какая сохраняется
до сих пор, например, в Грузинской Церкви, где днем поминовения усопших является
сам день Пасхи, т.е. Светлое Христово Воскресение. Такой обычай сохраняется
в Грузии, где вообще сохранилось много древних обычаев; но похоже, что такой
обычай был и на Руси, потому что в Киево-Печерском патерике описано, как один
из святых рубежа XI-XII веков прямо в день Пасхи идет в пещеры, где лежат погребенные
монахи этого монастыря, и приветствует их пасхальным "Христос воскресе!"
- а описано это, собственно, потому, что там произошло чудесное событие: они
ему ответили: "Воистину воскресе!" Но зачем он туда пошел? Ведь он
же не знал, что умершие ему так ответят. Очевидно, был такой обычай, хотя, конечно,
формально мы можем допустить, что ему просто захотелось туда пойти именно в
этот день. Но как бы то ни было, в Русской Церкви сохраняется такой вот не очень
древний (точно не византийский) обычай поминать усопших во вторник второй седмицы
после Пасхи. Ведь для всех усопших Воскресение Христово является даже большей
радостью, чем для нас, если говорить о христианской радости, потому что они
не отвлекаются на то, на что отвлекаемся мы, а потому их понимание церковных
праздников, а наипаче самого главного - Воскресения Христова и воскресения всех
усопших, которое празднуется в этот день, - ничем не омрачено.
А что касается
другого праздника, который выпал на сегодняшний день, то это память одного из
самых чтимых во всем христианском мире мучеников, а именно святого Георгия Победоносца.
И на Руси он тоже издавна был одним из самых, а иногда и самым почитаемым святым,
и в древней Руси он был даже, может быть, более почитаем, чем святитель Николай.
И во многих христианских Церквах было примерно так же. Ради памяти этого святого
мы сегодня читали за литургией в Евангелии от Иоанна отрывок, где Господь говорит,
что к Его ученикам и последователям (а все мученики - это Его ученики) будет
относиться все то, что относится к Нему Самому, - и в конечном счете это - быть
возненавиденным от мира и убитым. А также Он объяснил, что это будет означать
для людей. Он говорит: "Если бы Я не пришел и не говорил того, что говорю,
не делал того, что делаю, тогда они не имели бы греха; а теперь они все видели,
но все равно возненавидели и Меня, и Отца Моего, а потому это их грех".
Но еще яснее
об этом говорит евангельское чтение, которое полагается на вторник второй седмицы
после Пасхи, которое не связано с поминовением усопших, а является более древним
церковным установлением, положенным для сегодняшнего дня. В этом чтении как
раз объясняется одна вещь, которая может показаться и в каком-то смысле действительно
является важнейшим противоречием в Евангелии. Христос говорит Сам о Себе: "Я
пришел не для того, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир". Но мы помним,
что в другом месте Он говорит: "Ныне суд миру сему". Ладно бы Он сказал,
что суд миру сему будет во втором пришествии; но Он говорит: "ныне",
т.е. уже сейчас, когда Он впервые пришел на землю. И даже в самом том отрывке,
который мы сегодня прочитали, уже есть это противоречие. Потому что почти сразу
после слов о том, что Он пришел не для суда, Христос говорит, что суд состоит
в том, что свет пришел в мир, а люди его отвергли, потому что возлюбили тьму,
потому что дела их темные, и они не хотят, чтобы они были открыты при свете.
Но что такое свет? Даже из этого отрывка понятно, что Господь говорит о Себе,
а в другом месте Евангелия Он прямо говорит: "Аз есмь Свет миру".
Т.е. получается, что Господь пришел не для того, чтобы судить миру, но суд миру
это Свет, Который в него пришел, - и все равно выходит, что Он все равно судит
мир. И если воспринимать эти слова на поверхностном уровне, то они действительно
содержат противоречие и не могут быть просто логически объяснены; и таких мест
во всей Библии очень много - специально для того, чтобы побуждать нас к исканию
более глубокого смысла, который и так, конечно, был бы в этих богодухновенных
книгах, но у нас было бы меньше стимулов до него докапываться, если бы на поверхностном
уровне все казалось логичным, и мы бы чаще останавливались на поверхностном
понимании Священного Писания. Но на самом деле каждое место Писания, даже на
первый взгляд и понятное, имеет несколько уровней смысла, и мы должны докапываться
до более глубоких его пластов. Конечно, лучше не просто размышлять самим, а
искать разъяснения у толкователей богодухновенных - у отцов Церкви.
И здесь мы
должны понимать вот что. Господь, поскольку Он, воплотившись, приходит как человек,
приходит как один из людей. А никакой человек не может судить других людей.
И потому, приходя в "рабием зраце", т.е. в образе раба, что было важнейшей
чертой первого пришествия, Христос не мог придти как судия. Он пришел даже как
человек, который сам подвергается искушениям, хотя Он, в отличие от других людей,
устоял перед этими искушениями. Однако, Он остается в то же время Богом, а пребывание
Бога на земле - это и есть конечный суд. Потому что, будучи Богом в человеческом
теле, Христос был фактически Царствием Небесным. А о чем может идти речь на
суде? - О том, попасть или не попасть в Царствие Небесное; только в этом может
состоять приговор; ведь на суде Божием не будет такого разнообразия приговоров,
какое бывает мирском суде. А что такое настоящее и окончательное Царствие Небесное?
Это Тело Христово, это Церковь, это бытие с Богом, бытие человека с Богом, которое
впервые открылось именно в воплощении Христовом, в Его собственном Теле, и продолжает
открываться через Церковь во всем человечестве, потому что православные христиане
становятся участниками этого Тела Христова. Но тогда получается, что те, кто
еще в этой жизни приняли Христа, они, как Он Сам говорит, "на суд не приидут,
но прейдут от смерти в жизнь" сразу, потому что не может быть суда тем,
кто уже вошел в Царствие Небесное. Но зато те, кто отвергают Его в этой жизни,
отвергают не просто одного из проповедников спасения, не просто какого-то пророка,
а отвергают само Царствие Небесное, само спасение. Поэтому Свет, приходящий
в мир, и оказывается судом для мира. И поэтому Господь и говорит, что если бы
Он не пришел, отвергшие Его не имели бы такого греха, который бы их окончательно
погубил, - греха отвержения собственного спасения и Царствия Небесного. Но так
как Он пришел, и одни Его приняли, а другие нет, то не принявшие имеют грех
отвержения самого Царствия Небесного.
Мы говорили
сейчас в третьем лице о каких-то людях, которые жили во время земной жизни Христа.
Но понятно, что все это в такой же или в еще большей мере относится к тем, кто
жил уже после евангельских событий, и к людям современным. Сейчас в мире существует
Церковь Христова, пусть даже маленькая по сравнению с масштабами, например,
средних веков, но вообще она все равно огромна. Даже если учесть, что все члены
так называемых православных, а на самом деле экуменических церквей к Церкви
не принадлежат, все равно истинно-православных христиан в мире довольно много,
и все они составляют Церковь. И перед судом этой Церкви мы оказываемся в таком
же положении, как современники Христа при Его земной жизни оказывались перед
Ним. Сейчас тоже есть люди, например, где-нибудь в центральной Африке, которые
ничего не знают и не имеют возможности узнать о православии и Истинной Церкви;
Бог весть, как Он будет их судить, а нам это совершенно не нужно знать. Мы только
должны знать, что Бог будет их судить с одной стороны справедливо, а с другой
стороны милосердно, - хотя мы и не будем знать, в чем состоят эти справедливость
и милосердие. Но в отношении тех людей, которые имели возможность узнать о Церкви,
но не узнали, мы, если будем читать Евангелие, обязательно узнаем, как Он будет
их судить. Он предлагает принять церковную истину. Потому что даже если мы говорим,
что веруем в то, о чем сказано в Евангелии, мы все равно не становимся православными
христианами, если мы не причащаемся и не исповедуемся в Истинной Церкви, где
епископы право правят слово истины, по крайней мере, не отпадают в ересь. Если
мы отвергаем Евхаристию, то конечно, мы не можем рассчитывать на спасение.
Конечно, не
все, кто отвергают Церковь, делают это явно; не все говорят, что им Церковь
не нужна, и потому не причащаются и не исповедуются. К сожалению, все гораздо
тоньше. Потому что можно быть формально членом даже и истинной Церкви, а внутренне
все равно ее отвергаться. Тут можно сказать так: если мы отвергаемся от Христа
через какие-то наши невольные грехи или по увлечению, то это все-таки не является
радикальным отречением, и Господь не будет нас за это судить как людей совершенно
греховных и отпадших (хотя, конечно, в подобных отпадениях проявляются наши
многочисленные греховные слабости); но если мы будем себя оправдывать в этих
слабостях, говорить, что сейчас не нужно подвизаться так, как это делали святые
отцы, а хорошо уже и то, что мы делаем то-то и то-то, и за это нам уже все,
а наипаче Господь Бог, должны быть благодарны, - то тогда, конечно, мы рискуем
сильно ошибиться. Потому что тогда, конечно, Господь будет нас судить так, как
современных его земной жизни иудеев, которые были членами Ветхозаветной Истинной
Церкви и верили в Бога, но только не хотели исполнять Его заповеди, главная
из которых состояла в том, чтобы принять Христа. Но они не захотели Его принять
и не приняли - и таким образом они отвергли Царствие Небесное. Вот это то, что
угрожает всем нам.
Поэтому не
будем относиться к Церкви легкомысленно. Конечно, если мы вообще не причащаемся,
то мы не должны говорить, что мы верующие, дома молимся и верим в то, что сказано
в Евангелии, "а главное - что в душе". Конечно главное - что в душе;
но что может быть в такой душе, которая не питается церковными таинствами? Она
может только уподобиться гробу повапленному, т.е. покрашенному, который внутри
исполнен всякого трупного гниения. А если мы все-таки в Церковь пришли и участвуем
в таинствах, то мы не должны успокаиваться на этом, потому что пока мы не отошли
в Царствие Небесное, пока мы живем в этому удобоизменчивом мире, мы и сами удобоизменчивы,
и не должны себе доверять, даже если мы уже стали святыми - а ведь мы, поди,
еще и не стали ими. Однако Господь да подаст нам молитвами всех святых, в том
числе и наших усопших православных предков, все-таки оказаться вместе со святыми
и в сем веке, и в будущем. Аминь.
Обсудить
можно
|