28.04/11.05.2003
Тайные ученики Христа в испытаниях явили себя более крепкими, чем явные. Урок нам: не следует внешним образом слишком обнаруживать свое христианство. В то же время, поскольку совсем не обнаруживать его нельзя, нужно быть готовым к искушениям тем большим, чем больше мы свое христианство обнаруживаем, и тогда уже бояться искушений - неизбежных - не надо.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в
третью неделю по Пасхе, считая первым само пасхальное воскресенье, Церковь совершает
память жен-мироносиц, а также Иосифа Аримафейского и Никодима, т.е. тайных или,
по крайней мере, не очень известных (если говорить о женах-мироносицах) учениках
Христовых, которые, когда все ученики разбежались, как раз тогда остались верны,
и потому Иосиф с Никодимом с участием жен-мироносиц погребли Тело Христово (хотя
жены-мироносицы пришли ко гробу тогда, когда помощь их уже не понадобилась),
и потому им первым открылось воскресение Христово. И конечно, как и все в Евангелии,
это являет какой-то урок для нашей повседневности, несмотря на то, что в нашей
жизни совершаются не такие эпохальные события, как те, что описаны в Евангелии,
но в масштабах нашей жизни они все равно эпохальны.
И первое,
что надо помнить, не только в отношении других людей, но и в отношении себя
самих, это то, что не всегда те, кто явным образом являются последователями
какого-то учения или какого-то человека, а самое главное, те, кто ведут себя
наружно как христиане, - не всегда они крепки внутренне. Они могут быть при
этом и внутренне тоже христианами - ведь Апостолы, конечно, не были, кроме Иуды,
какими-то предателями и отступниками, но они оказались слабее тех, кто внешне
свое христианство особенно не проявлял. И здесь есть определенная закономерность.
А именно - труднее сохранить внутреннюю твердость, если ты внешне проявляешь
свои убеждения. Это не значит, что не нужно внешне проявлять свою веру. В какой-то
степени это совершенно необходимо, и если совсем ничего не проявлять, то мы
откажемся от исповедания Христа, и о таких людях Христос говорит, что кто Его
постыдится пред человеками, того и Он постыдится пред Отцом Небесным. И конечно,
совсем не проявлять свою веру нельзя. Но в то же время надо стараться поменьше
внешне проявлять наше христианство, стараться идти царским путем. Конечно, некоторые
живут, как юродивые или как столпники, вдаются в какие-то необыкновенные подвиги;
и некоторые это делают в состоянии прелести и во вред собственной душе, а может
быть, и душам окружающих, но некоторые делают это по призванию Божию и на пользу
себе и окружающим. Но это путь именно для некоторых, путь частный и особый.
А для большинства людей этот путь не подходит, для них существует путь общий,
который заключается в том, чтобы поменьше проявлять свое христианство, а поступать
так, как жены-мироносицы с Никодимом, которые, когда пришла необходимость показать,
что они последователи Иисуса, тогда они и показали; а до этого они и не особенно
это показывали. Так, жены-мироносицы не очень выделялись из толпы, то и дело
окружавшей Иисуса, а Никодим даже и вовсе, как сказано в Писании, "страха
ради иудейска" скрывал свое ученичество - однако, он скрывал его лишь до
тех пор, пока это можно было делать без предательства Христа, но тут же открылся,
когда этого потребовали интересы дела.
Но конечно,
в какой-то степени нам все-таки постоянно нужно показывать свое христианство.
И если мы оказываемся в такой обстановке, что вынуждены жить напоказ по-христиански,
потому что про нас знают, что мы христиане, и на нас смотрят, то тогда мы должны
знать вот что. Если наше христианство внешне проявляется во многом, то значит,
будет много искушений. Потому что если человек находится на виду и всячески
демонстрирует, что он христианин, то не может быть так, чтобы его не искушали
бесы. Потому что если такой человек устоит в христианстве, то это будет для
окружающих действенной проповедью; если же он не устоит, то это не только не
будет проповедью христианства, но будет заставлять людей думать, что христианство
ложно, т.е. это будет антихристианской проповедью, и очень эффективной. Достаточно
вспомнить, сколько людей сейчас, глядя, например, на патриархийное духовенство
(и, что хуже всего, необходимо признать: не только на патриархийное, а, бывает,
что и на наше), вообще отпадают от Церкви или просто не хотят в нее идти. Поэтому,
поскольку всем нам в той или иной мере необходимо внешне проявлять свое христианство,
все мы должны понимать, что будут искушения. И каждый раз, когда мы перед кем-то
представляемся христианами, мы должны знать, что за это на нас придет какое-то
искушение. Поэтому лучше заранее подумать, нужно ли это; а если это действительно
нужно, тогда надо готовиться к искушениями и ожидать их.
Но надо не
со страхом ожидать искушений, а принимать их с верой в Бога. Потому что про
все искушения, в конечном счете, сказано то, что в Евангелии говорится о мученичестве:
"Не думайте, что и как вам сказать, - а имеется в виду не только говорить,
а вообще делать, - потому что Сам Дух Святый будет в вас говорить вместо вас,
потому что Господь даст вам Духа". И вот так мы должны думать и при всех
своих делах; потому что если Господь нам Духа не даст, то сказать нам все равно
будет нечего.
И вот, пример
учеников Христовых, которые были не на виду или вообще были потаенными, как
Иосиф с Никодимом, но которые в результате оказались не только не ниже тех учеников,
которые все время ходили за Иисусом и были всем известны, а наоборот мужественнее,
и потому сегодня совершается особый праздник в их память, - этот пример и указывает
нам, что нам делать с нашим христианством: во многих случаях его надо просто
скрывать или, по крайней мере, не особо демонстрировать; если же необходимо
его показывать, то надо ждать искушений, но не бояться их. Потому что всякие
искушения, которые бывают оттого, что мы поступили по воле Божией, - а в таких
случаях искушения всегда бывают, потому что, как сказано у святых отцов, всякое
доброе дело сопровождается искушениями, которые либо предшествуют, либо последуют
этому делу, - все эти искушения Господь даст нам силы перенести. А наше дело
- только попросить. Поэтому не будем ничего бояться, будем подражать ученикам
Христовым, и тайным, и явным, но с рассуждением, т.е. зная, когда кому подражать
и когда какое поведение лучше и полезнее для спасения нашей души; и молитвами
празднуемых сегодня святых и всех других святых, да получим Царствие Небесное.
Аминь.
Обсудить
можно
|