12/25.05.2003
Самаряне оказались более готовыми к принятию Христа-Мессии, чем иудеи. Так и в наше время люди нецерковные часто оказываются более способными к восприятию истины Православия и принятию Истинной Церкви, чем те, кто сами себя считают православными. Общение с человеком нецерковным может быть более полезным, чем даже с православным. Надо относиться к окружающим так, как Христос отнесся к самарянам и не смущаться, если кто-то из православных такого отношения не поймет. Лучше жить в окружении нецерковных людей ("самарян"), чем в окружении внутренне безбожных православных ("иудеев").
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнее
воскресенье Церковь приводит нам на память рассказ о встрече Христа с самаряныней,
которая оказалась готовой принять христианскую проповедь и, что самое главное,
принять Христа как Мессию, а не просто как какого-то очередного пророка, в гораздо
большей степени, чем большинство иудеев. И не только эта самаряныня такой оказалась,
но и целый самарянский город Сихарь оказался готов к принятию христианства,
к признанию того, что Христос есть Мессия: они попросили Его остаться у них,
и Он пробыл у них два дня, хотя Он был послан специально не к самарянам, а только
к иудеям и среди иудеев должен был проповедовать. Но тем не менее, Он проповедовал
самарянам, да еще так долго и так успешно, а у иудеев Он проповедовал гораздо
менее успешно, и иудеи Его, наоборот, распяли.
Самаряне это
были люди, исповедавшие религию, сходную с иудейством; от религии Ветхого Завета
их религия отличалась тем, что многие важные вещи иудейской религии были ими
забыты, или они просто о них никогда и не знали, а вместо этого они разделяли
разные языческие суеверия, унаследованные ими от тех язычников, которые исконно
жили на самарянских землях. И вот, эти люди, которые и верить-то наставлены
были едва-едва и уж точно не принадлежали к Истинной Церкви, которой тогда была
Церковь ветхозаветная, - они приняли Христа лучше, чем иудеи.
И это имеет
очень большое сходство с нашим временем. Потому что в наше время довольно много
людей, которые сами себя называют православными и ходят в какие-то церкви; но
мало того, что они ходят в церкви, где исповедуется ересь экуменизма, а не чисто
православная вера, где православием называется совершенно другая религия, которая
только в ХХ веке стала вот так широко распространяться, - а эти люди даже и
не думают об этом и думают о каких-то совершенно других вещах. И поэтому, действительно,
часто бывает, что люди, которые ни в какую церковь не ходили, оказываются гораздо
более готовы к принятию истинного христианства, чем те, которые уже много лет
ходят в Московскую патриархию, в храмы, где поминают патриарха Алексия и других
епископов-экуменистов. Потому что там уже дается просто какое-то особое воспитание
и происходит какое-то внутреннее вырождение религии. И конечно, основа этого
в том, что люди думают, что становятся православными просто потому, что пришли
в церковь, которая называется православной. Точно так же иудеи думали, что принадлежат
к Истинной Церкви ветхозаветной просто потому, что они родились иудеями и принимают
участие в соответствующих обрядах. Но все оказалось совершенно иначе, и в наше
время тоже все оказывается совершенно иначе.
Подавляющее
большинство людей, которые сами про себя думают, что они православные (хотя
сейчас таких людей на общем фоне осталось довольно-таки мало), внутренне совершенно
не готовы меняться, и в этом они подобны ветхозаветным иудеям. Они получили
какой-то душевный комфорт благодаря постоянному посещению храма, где происходит
как бы такая бесплатная психотерапия, и им кажется, что в этом и состоит православная
жизнь. Они уже не ищут православия, потому что думают, что его нашли. И в этом
они совершенно подобны иудеям. А огромное количество наших современников, которые
почти или совсем никогда не ходят и даже не заходят в церковь, они как раз ищут
истину, но ищут ее вне Церкви, отчасти потому, что понимают, что в официальной
церкви искать нечего.
Поэтому мы
должны все время быть открытыми по отношению к тем, кто сейчас не ходит ни в
нашу Церковь, ни в какую-то другую, - даже больше всего надо быть открытыми
именно к этим людям. Мы должны это делать как на уровне нашей церковной организации,
так и на уровне нашей личной жизни.
Именно от
таких людей больше всего зависит будущее Поместной Российской Церкви. Будущее
нашей Церкви зависит от того, какой наша Церковь будет, от того, кто и зачем
в нее придет. Потому что число тех людей, которые сейчас в ней находятся, ничтожно
мало, и оно будет или совсем умаляться, или увеличиваться, - а тогда, если будет
увеличиваться, большинство составят те, кто сейчас не ходит никуда.
И в нашей
личной жизни мы не должны думать, что наши православные знакомые, пусть даже
члены Истинной Церкви, - это люди какой-то принципиально иной и лучшей породы,
чем все прочие. Мы хорошо знаем, что даже пребывание в Истинной Церкви не освобождает
моментально от разных дурных привычек и страстей, и очень часто мы общаемся
друг с другом в миру именно по своим страстям и только содействуем умножению
грехов друг друга (потому и нужна такая осторожность в общении). Но в то же
время нас никогда не должно отпугивать само по себе нецерковное состояние какого-либо
человека. Потому что, может быть, он про Церковь ничего не знает и совершенно
нецерковный, но по своему внутреннему расположению души он этой Церкви ищет,
и поэтому он, может быть, даже менее испорчен, и гораздо более полезным может
быть общение с ним, чем общение с нами. Потому что мы много чего хорошего знаем,
но мало что делаем, а делаем много плохого.
Поэтому будем
помнить, что мы находимся в мире, который почти сплошь состоит из "самарян".
Большинство наших современников - это не такие язычники, как были в древности,
которые вообще ничего про христианство не слышали; многие из них относятся к
христианству с какой-то симпатией и даже считают себя верующими; но представление
о христианстве у них, если смотреть серьезно, совершенно нулевое - все очень
расплывчато, на уровне каких-то неотчетливых стремлений. Поэтому мы должны помнить,
как самаряне приняли Христа, и стараться относиться к нашим современникам -
к этому самому большинству, которое о христианстве понятия почти не имеет, -
именно так как Христос отнесся к самарянам. И хотя ученики Христовы не поняли,
почему Христос так вот разговорился с самарянкой, но Он им объяснил, и после
этого они поняли. Поэтому мы тоже не будем смущаться, когда среди членов Истинной
Церкви кто-то нас не поймет, зачем мы общаемся с "самарянами". Мы
знаем, что это, конечно, может быть, и трудно понять, но возможно, - и со временем,
если объяснить, эти люди поймут.
Поэтому не
будем думать, что мы сейчас живем в каком-то особенно плохом окружении и в каком-то
особенно развращенном мире. Мир всегда был особенно развращен, и сейчас тоже,
тем более, что последние времена приближаются, как ни крути. Но в то же время
сейчас наш мир чем-то и лучше, потому что лучше иметь большинство современников-самарян,
чем большинство современников-иудеев, как это было до революции, когда почти
все поголовно вокруг были православными, а насколько они на самом деле были
православны, показала революция, когда подавляющее большинство народа пошло
за безбожниками, которые даже и не выдавали себя за верующих людей. Поэтому
не надо нам такого православного окружения, а лучше пусть вокруг нас будет мало
православных, но по-настоящему православных, и лучше мы будем жить с самарянами,
чем с иудеями. Будем благодарить Бога за то, что Он дал нам жить в такое время,
когда для нас в этом отношении меньше искушений и, может быть, легче спасаться,
и попросим Его, чтобы молитвами всех тех, кто за нас молится сейчас и, может
быть, будет молиться в будущем, Господь даровал нам жизнь вечную. Аминь.
Обсудить
можно
|