Праздник основания современной Российской Церкви.
Слово в день памяти святых равноапостольных царей Константина и Елены

21.05/3.06.2003

Святые Константин и Елена создали первую христианскую империю. Но что же в этом хорошего, если в Церковь пришло много случайных людей и общий уровень христианской жизни снизился, начались расколы и нестроения? Обращение государства в христианскую империю, так же как открытые православные храмы, - это очень действенный способ проповеди христианства. Сегодняшний праздник - в некотором смысле праздник основания современной Российской Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний день мы совершаем память святых равноапостольных Константина и Елены. Это были не первые цари-христиане и даже на самом деле, видимо, не первые цари, которые сделали свое государство христианским, потому что многие считают, и наверное, это так и есть, что первым христианским государством стала Армения; но во всяком случае, впервые сделали христианскую империю именно они; а что значит какое-либо другое государство в сравнении с империей? - Можно сказать, что оно ничего и не значит без империи. Хотя армянам это было бы не очень приятно услышать, но это все-таки факт. И поэтому святые цари Константин и Елена - действительно равноапостольные, потому что проповедовали всем своим подданным христианскую веру.
Но тут сразу же возникает возражение. Всем известно, насколько IV век, когда святые Константин и Елена проповедовали христианство в империи, был богат всякими трудностями для Церкви. Наплыв огромной массы людей (хотя они все равно составляли меньшинство населения империи) в Церковь сразу же привел к огромному снижению уровня жизни христиан и многочисленным духовным проблемам, а также вызвал всякие расколы и нестроения церковные. И возникает вопрос: что же тут хорошего? Ведь люди, которые фактически остались язычниками, но при этом стали ходить в церковь, не спасаются, по единогласному утверждению святых отцов, которые, собственно, из-за этого так много возились и проповедовали им (взять хотя бы святителя Иоанна Златоуста). Т.е. такие люди совершенно напрасно ходят в церковь, напрасно соблюдают какие-то обряды, потому что если в душе они остаются язычниками, то ничто им не поможет. И тогда получается, на первый взгляд, что труд святых Константина и Елены и всех их многочисленных последователей, других святых царей, которые обращали свои государства в христианство, - труд их напрасен. Но все святые отцы считали совершенно иначе. Почему?

Потому что обращение государства в христианскую империю - это очень действенный способ проповеди христианства, не только такого вот поверхностного (это, скорее, побочный эффект проповеди христианства истинного), а именно истинного христианства. И нам это очень легко понять. Потому что нашему приходу знакома борьба за храм. Как мы хорошо знаем, не только вообще возможно жить без храма, но конкретно той общине, которая была у нас, тоже можно было жить без храма, да она и жила так, сначала даже и без священника, а потом со священником, но все равно без храма. И на вопрос: может ли христианство обойтись без храмов? - надо, конечно, ответить утвердительно. Точно так же мы легко можем ответить на вопрос, может ли христианство обойтись без христианской империи, - конечно же, может. Но почему тогда все-таки стоит бороться за храмы и по этой же причине стоит бороться за христианскую империю? - Потому что тогда огромное количество людей, для которых саму весть о христианстве, о том, что Христос воплотился, иными способами никак невозможно было бы донести, - эти люди получают возможность узнать о христианстве, и кто-то из них, совсем не огромное, а очень маленькое количество, действительно захочет обратиться и спастись; и это малое количество все равно будет очень большим относительно того малого числа христиан, которые обращаются посредством тайной проповеди, проповеди в условиях гонений, проповеди, которая идет от знакомых к знакомым, да еще и, может быть, в условиях конспирации. И не только само население империи оказывается объектом проповеди, но христианская империя всегда может снаряжать миссии, и даже поневоле это делает, и проповедует христианство другим государствам и народам, в числе которых когда-то оказалась и древняя Русь. Поэтому дело святых равноапостольных Константина и Елены никак не может быть принижено тем фактом, что средний уровень христиан действительно очень понизился. Ведь каждый спасается не по среднему уровню, а по тому уровню жизни, который есть лично у него; тут ничего не усредняется, и не может быть спасения "в среднем", как не может быть в больнице средней температуры 37,2. А так как люди обращаются в православие именно сами, то нужна империя, если она может существовать (хотя сейчас, похоже, уже не может быть ни в одном государстве действительно христианской власти, прошли те времена), и нужны храмы, которые пока что на земле еще могут существовать.

И помимо того, что в нашем собственном приходе обстоятельства, связанные с борьбой за храм, позволяют лучше понять, в чем заключалась деятельность святых Константина и Елены, мы должны понимать, что этот праздник и для всей нашей Церкви является особенно значимым, потому что главный и в то же время первый храм нашей Церкви, кафедральный собор в Суздале, освящен как раз в честь святых Константина и Елены. Там сегодня храмовый праздник. Это был первый храм Московской патриархии, приход которого перешел в 1990 году в Истинную Церковь и забрал с собой и храм (это было можно по тогдашним законам). Приход перешел сначала в юрисдикцию Зарубежной Церкви, а после административного разделения с Зарубежной Церковью этот собор является главным храмом нашей Российской Православной Церкви. Поэтому можно сказать, что это праздник не только основания христианской империи, но едва ли и не основания нашей нынешней церковной организации. Мы не будем говорить - нашей Церкви, потому что Церковь как таковая существует от Адама через Моисея в Ветхом Завете, а в Новом - через Господа Иисуса Христа; мы не будем даже говорить - нашей Российской Церкви, потому что она тоже существовала даже еще до святого Владимира (первые епископы на территории России появились еще до Крещения Руси); мы не будем говорить, что это день основания нашей Церкви советского периода, потому что мы преемствуем от Церкви Катакомбной, которая образовалась еще в 20-е годы; но если говорить о нашей современной церковной организации в ее нынешнем виде, состоящей уже далеко не только из катакомбных приходов, - вот эта церковная организация формировалась первоначально именно вокруг прихода Цареконстантиновского собора в Суздале, и, таким образом, можно сказать, что сегодняшний праздник, в каком-то смысле слова, это праздник основания нашей Церкви. И поэтому будем молиться о том, чтобы, молитвами наших небесных покровителей святых Константина и Елены, мы достигли исполнения их главного желания, а именно - христианской проповеди, чтобы, прежде всего, нам самим быть христианами, чтобы проповедь наша принималась среди тех, кто нас окружает. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz