21.05/3.06.2003
Святые Константин и Елена создали первую христианскую империю. Но что же в этом хорошего, если в Церковь пришло много случайных людей и общий уровень христианской жизни снизился, начались расколы и нестроения? Обращение государства в христианскую империю, так же как открытые православные храмы, - это очень действенный способ проповеди христианства. Сегодняшний праздник - в некотором смысле праздник основания современной Российской Церкви.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний
день мы совершаем память святых равноапостольных Константина и Елены. Это были
не первые цари-христиане и даже на самом деле, видимо, не первые цари, которые
сделали свое государство христианским, потому что многие считают, и наверное,
это так и есть, что первым христианским государством стала Армения; но во всяком
случае, впервые сделали христианскую империю именно они; а что значит какое-либо
другое государство в сравнении с империей? - Можно сказать, что оно ничего и
не значит без империи. Хотя армянам это было бы не очень приятно услышать, но
это все-таки факт. И поэтому святые цари Константин и Елена - действительно
равноапостольные, потому что проповедовали всем своим подданным христианскую
веру.
Но тут сразу же возникает возражение. Всем известно, насколько IV век, когда
святые Константин и Елена проповедовали христианство в империи, был богат всякими
трудностями для Церкви. Наплыв огромной массы людей (хотя они все равно составляли
меньшинство населения империи) в Церковь сразу же привел к огромному снижению
уровня жизни христиан и многочисленным духовным проблемам, а также вызвал всякие
расколы и нестроения церковные. И возникает вопрос: что же тут хорошего? Ведь
люди, которые фактически остались язычниками, но при этом стали ходить в церковь,
не спасаются, по единогласному утверждению святых отцов, которые, собственно,
из-за этого так много возились и проповедовали им (взять хотя бы святителя Иоанна
Златоуста). Т.е. такие люди совершенно напрасно ходят в церковь, напрасно соблюдают
какие-то обряды, потому что если в душе они остаются язычниками, то ничто им
не поможет. И тогда получается, на первый взгляд, что труд святых Константина
и Елены и всех их многочисленных последователей, других святых царей, которые
обращали свои государства в христианство, - труд их напрасен. Но все святые
отцы считали совершенно иначе. Почему?
Потому что
обращение государства в христианскую империю - это очень действенный способ
проповеди христианства, не только такого вот поверхностного (это, скорее, побочный
эффект проповеди христианства истинного), а именно истинного христианства. И
нам это очень легко понять. Потому что нашему приходу знакома борьба за храм.
Как мы хорошо знаем, не только вообще возможно жить без храма, но конкретно
той общине, которая была у нас, тоже можно было жить без храма, да она и жила
так, сначала даже и без священника, а потом со священником, но все равно без
храма. И на вопрос: может ли христианство обойтись без храмов? - надо, конечно,
ответить утвердительно. Точно так же мы легко можем ответить на вопрос, может
ли христианство обойтись без христианской империи, - конечно же, может. Но почему
тогда все-таки стоит бороться за храмы и по этой же причине стоит бороться за
христианскую империю? - Потому что тогда огромное количество людей, для которых
саму весть о христианстве, о том, что Христос воплотился, иными способами никак
невозможно было бы донести, - эти люди получают возможность узнать о христианстве,
и кто-то из них, совсем не огромное, а очень маленькое количество, действительно
захочет обратиться и спастись; и это малое количество все равно будет очень
большим относительно того малого числа христиан, которые обращаются посредством
тайной проповеди, проповеди в условиях гонений, проповеди, которая идет от знакомых
к знакомым, да еще и, может быть, в условиях конспирации. И не только само население
империи оказывается объектом проповеди, но христианская империя всегда может
снаряжать миссии, и даже поневоле это делает, и проповедует христианство другим
государствам и народам, в числе которых когда-то оказалась и древняя Русь. Поэтому
дело святых равноапостольных Константина и Елены никак не может быть принижено
тем фактом, что средний уровень христиан действительно очень понизился. Ведь
каждый спасается не по среднему уровню, а по тому уровню жизни, который есть
лично у него; тут ничего не усредняется, и не может быть спасения "в среднем",
как не может быть в больнице средней температуры 37,2. А так как люди обращаются
в православие именно сами, то нужна империя, если она может существовать (хотя
сейчас, похоже, уже не может быть ни в одном государстве действительно христианской
власти, прошли те времена), и нужны храмы, которые пока что на земле еще могут
существовать.
И помимо того,
что в нашем собственном приходе обстоятельства, связанные с борьбой за храм,
позволяют лучше понять, в чем заключалась деятельность святых Константина и
Елены, мы должны понимать, что этот праздник и для всей нашей Церкви является
особенно значимым, потому что главный и в то же время первый храм нашей Церкви,
кафедральный собор в Суздале, освящен как раз в честь святых Константина и Елены.
Там сегодня храмовый праздник. Это был первый храм Московской патриархии, приход
которого перешел в 1990 году в Истинную Церковь и забрал с собой и храм (это
было можно по тогдашним законам). Приход перешел сначала в юрисдикцию Зарубежной
Церкви, а после административного разделения с Зарубежной Церковью этот собор
является главным храмом нашей Российской Православной Церкви. Поэтому можно
сказать, что это праздник не только основания христианской империи, но едва
ли и не основания нашей нынешней церковной организации. Мы не будем говорить
- нашей Церкви, потому что Церковь как таковая существует от Адама через Моисея
в Ветхом Завете, а в Новом - через Господа Иисуса Христа; мы не будем даже говорить
- нашей Российской Церкви, потому что она тоже существовала даже еще до святого
Владимира (первые епископы на территории России появились еще до Крещения Руси);
мы не будем говорить, что это день основания нашей Церкви советского периода,
потому что мы преемствуем от Церкви Катакомбной, которая образовалась еще в
20-е годы; но если говорить о нашей современной церковной организации в ее нынешнем
виде, состоящей уже далеко не только из катакомбных приходов, - вот эта церковная
организация формировалась первоначально именно вокруг прихода Цареконстантиновского
собора в Суздале, и, таким образом, можно сказать, что сегодняшний праздник,
в каком-то смысле слова, это праздник основания нашей Церкви. И поэтому будем
молиться о том, чтобы, молитвами наших небесных покровителей святых Константина
и Елены, мы достигли исполнения их главного желания, а именно - христианской
проповеди, чтобы, прежде всего, нам самим быть христианами, чтобы проповедь
наша принималась среди тех, кто нас окружает. Аминь.
Обсудить
можно
|