3/16.06.2003
Зачем нужен отдельный праздник в честь Св. Духа? - Затем, что в Пятидесятницу явились не отдельные дары, а сама Ипостась Св. Духа, Который исходит от Отца и почивает в Сыне и, таким образом, почивает во всех христианах, приобщившихся к Телу Христову. Уныние попускается за грехи; если мы будем терпеливо его переносить, Господь просветит нас Духом Святым и вразумит, и выведет из всех наших тяжелых обстоятельств. Только через такие испытания можно обрести настоящую веру. Самая тяжелая ситуация - это сама наша жизнь, если мы живем просто так, не заботясь о спасении души; житейские неприятности попускаются для того, чтобы мы в итоге задумались о нашем спасении.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы продолжаем праздновать праздник Пятидесятницы, и второй его день,
особенно торжественный после дня самого праздника, называется в народе "Духов
день", что означает особый праздник в честь Святого Духа. Какой смысл имеет
установление особого праздника в честь одной из Ипостасей Святой Троицы, когда
они действуют всегда вместе, и когда воплощалась только одна из Ипостасей, и
не Святого Духа, а Сына? Церковь этим показывает исключительность того, что
произошло в Пятидесятницу. Потому что дары Святого Духа подавались и Ветхом
Завете, и мы в Символе веры исповедуем, что Святым Духом пророчествовали пророки,
а это было еще до пришествия Христа; были и другие, кроме пророчества, дары
Святого Духа, которые подавались и ветхозаветным праведникам, и Апостолам до
Пятидесятницы, еще при земной жизни Спасителя и после воскрсения, когда Он явился
им до вознесения и сказал: "Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся
им, имже держите, держатся".
Но в Пятидесятницу произошло нечто принципиально новое. Святой Дух, поскольку
Он от Отца исходит и в Сыне почивает, упокоился и в тех, которые сами пребывают
в Сыне. Потому что если мы получаем единство с Сыном, которое есть единство
Тела Христова (а у Христа только одно Тело), тогда Дух, от Отца исходящий и
в Сыне почивающий, почивает в нас. И вот это началось с Апостолов и именно в
день Пятидесятницы, когда именно Ипостась Святого Духа, а не просто отдельные
Его дары, оказывается главным, можно сказать, действующим Лицом Святой Троицы
в этом празднике, и потому установлено отдельное празднование в честь Него.
Но помимо того, что сегодняшнее празднование просто продолжает праздник Пятидесятницы
и как-то лучше его объясняет, оно еще и нечто особое говорит нам о дарах Святого
Духа. В основном об этом рассказывается в апостольском и евангельском чтениях,
которые сейчас прозвучали за литургией. Там вспоминаются слова Спасителя о том,
что именно Духом Святым можно правильно судить, и Господь судит Духом Святым,
и те, кто от Бога, тоже судят Духом Святым, а также вспоминается то, что Святой
Дух просвещает человека. Сегодня в Послании к Ефесянам Апостол Павел цитировал
древний гимн, который чуть-чуть полнее (не одна строчка, а две) сохранился у
святого Климента Александрийского: "Восстани, спяй и воскресни от мертвых,
и просветит тя Христос". Это относится многообразно к каждому из нас. Конечно,
в самом общем смысле это относится к общему воскресению, но также это относится,
в масштабах всей нашей жизни, и к воскресению нашей души и нашему спасению;
а в масштабах отдельных, даже и небольших периодов нашей жизни это относится
к тому, что именно Дух Святый нас просвещает. Действительно, когда мы находимся
в состоянии рассеянности, которое на языке христианской аскетики называется
унынием, когда мы ничего не хотим делать и как бы спим, и это состояние отражается
и на нашем внешнем поведении, в наших делах, а значит, оно тем более отражается
на внутреннем состоянии нашей души. Если даже в житейских делах у нас такое
состояние возникает, то тем более (хотя иногда может казаться и наоборот, но
на самом деле всегда бывает именно так) оно проявляется и в молитве и нашем
отношении к Богу. Единственное, что мы тут должны делать - это терпеть такое
состояние, которое Господь попускает по нашим грехам, потому что терпение это
добродетель, в которой мы можем упражняться даже тогда, когда мы ничего делать
не можем; а тогда Господь уже подаст нам Своего Духа и действительно нас просветит
- или всю нашу жизнь, или тот небольшой ее отрезок, в котором мы сейчас находимся.
Мы должны знать, что своими силами мы ничего потребного для нашего спасения
сделать не можем. Мы даже и потребного для поддержания нашей земной жизни сделать
своими силами не можем, если Господь нам не даст для этого каких-то условий,
сил, сопутствующих обстоятельств и т. д. Тем более что уж говорить о духовном.
Но это не значит, что мы ничего не должны делать. Мы должны делать то, что можем.
Если нам кажется, что мы ничего не можем делать, надо, по крайней мере, стараться
терпеть и это состояние и все равно как-то молиться и призывать Духа Святаго.
И тогда Господь через нужное время, достаточное для того, чтобы совершить нас
в терпении и в каких-то, может быть, других полезных навыках, обязательно подаст
Святаго Духа, какие-то Его дарования, для того чтобы мы перешли через очередные
искушения. А от каждого такого случая увеличивается наша вера. Точнее, она становится
все более и более реальной. Можно даже сказать и так, что без подобных случаев,
когда мы воочию убеждаемся в собственном бессилии, а потом, если мы не перестаем
как-то молиться, хотя бы и без слов, а просто через расположение души к Богу,
Господь все-таки сам разрешают те, может быть, ужасные проблемы, которые нас
обступают, - вот без этого никакой реальной веры в Бога у нас не будет. У нас
может быть умственное убеждение в том, что Бог есть, даже, может быть, это убеждение
будет соответствовать учению Православной Церкви, но мы сами не будем реально
в это верить. Что это означает? Это означает, что в своей реальной жизни мы
не будем на это полагаться, а будем полагаться на что угодно другое или, когда
у нас ничего другого не будет, будем приходить в отчаяние, что "все, никакой
поддержки нет, мы пропали…" А на Бога мы сможем полагаться только тогда,
когда у нас будет настоящая вера - не такая, как у бесов, которые, как известно,
"веруют и трепещут", но без толку, а другая, пусть и очень слабая,
но все же правильная, т.е. такая, при которой мы обращаемся к Богу как к Тому,
кто хочет нам помочь. И вот, когда Господь нам помогает, Он как раз и подает
нам дары Святого Духа, которые могут быть и видимы и понятны, а могут быть и
совершенно непонятны постороннему наблюдателю, но нам они в любом случае должны
быть понятны, если мы христиане и наблюдаем за своей собственной жизнью. И вот
так Господь нас и выводит из всех тяжелых ситуаций.
Но самая тяжелая ситуация в нашей жизни это не та ситуация, о которой мы можем
думать, что вот, как нам плохо с житейской точки зрения. Самая тяжелая ситуация
- это сама наша жизнь. Потому что для того, чтобы перейти из этой временной
жизни в вечную смерть, нам совершенно ничего не нужно делать: просто ничего
не делай, а живи, как живется, - и можно не сомневаться, что перейдешь. Это
самое плохое, что может случиться с нами, и именно для того, чтобы от этого
спастись, нам прежде всего и нужны дары Святого Духа. Все остальные наши неприятности
попускаются Богом для того, чтобы мы задумались сначала о них, а потом о той
главной неприятности, которая является причиной всего прочего, - о том, что
мы живем просто так и не хотим думать о своем спасении. Поэтому будем думать
о своем спасении, и тогда Дух Святой "наставит нас на землю праву",
как говорит псалмопевец. Аминь.
Обсудить
можно
|