24.07/6.08.2003
Память святых Бориса и Глеба быстро распространилась по всему христианскому миру. Почему их так почитают, если они не исполнили своего долга христианских государей, как его исполнил Ярослав Мудрый? Они отказались от меньшего ради большего - избрали совершенное отречение от мира в виде мученичества. Страстотерпчество - главный подвиг нашего времени; большинство Новомучеников пострадали подобным же образом, и мы должны быть готовы к тому же.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем один из первых праздников, установленных в Русской Церкви, - память
святых мучеников, точнее говоря, страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот праздник
был установлен в Русской Церкви еще тогда, когда она входила в Константинопольский
Патриархат, и поэтому далеко за пределами Русской Церкви, которая была тогда
всего лишь Митрополией в Константинопольском Патриархате, тоже распространилось
почитание святых Бориса и Глеба. А уже, вероятно, в XI веке оно распространилось
даже у православных армян, и на армянском языке есть их жития. И вот, почему
же с такой быстротой распространилось их почитание? Почему вообще оказалось
важным почитать во святых этих благочестивых христиан, которых убили, однако,
не за то, что им предлагали отречься от Христа, а они отказались, - им никто
такого не предлагал, - а за что-то совершенно другое. За что их убили?
Всех, кто
умирает во Христе, убивают за Христа. И иногда это бывает понятно внешним образом,
а иногда это бывает внешним образом даже и совсем непонятно, когда человек умирает
естественной смертью; но если человек подвизался, то он все равно свою жизнь
отдал за Христа. А бывает - и это очень характерно именно для нашего времени,
когда христианство во всем мире уже стало привычным, и мало кто берет на себя
неблагодарное занятие уничтожать христиан физически, - очень часто бывает, что
люди умирают просто потому, что исполняли свой долг, но при этом относились
к своему долгу по-христиански и поэтому предпочли умереть. Но про святых Бориса
и Глеба нельзя даже сказать и того, что они свой долг исполняли. Потому что
брату, который хотел их убить и захватить таким образом власть, они не обязаны
были давать над собой власть и позволять себя убить. И хорошо поступил, даже
с христианской точки зрения, Ярослав Мудрый, который убил этого Святополка и
сам взял власть, потому что, конечно, такой нечестивый правитель, как Святополк,
был бы для Руси очень вреден и с точки зрения христианства, и долг тех, кто
мог претендовать на место христианского государя - а это именно их долг, потому
что они по праву рождения, а не по собственному выбору могли становиться христианскими
государями, - этот долг заключался в том, чтобы такого злого правителя не допустить
до власти и чтобы управлять хорошо. Этот долг выполнил Ярослав Мудрый, и недаром
его, если не общецерковно, то местно тоже почитают во святых. Но все-таки подвиг
Бориса и Глеба выше, хотя они ничего хорошего для России не сделали, а наоборот,
способствовали тому, чтобы воцарился крайне злой и нечестивый правитель Святополк
Окаянный, и не благодаря святым Борису и Глебу, если смотреть с житейской точки
зрения, а благодаря их брату Ярославу этого все-таки не случилось. Что же тогда
христианского в их поведении?
То, что они
пренебрегли меньшим ради большего. Потому что хорошо, конечно, царствовать и
быть христианскими государями, это полезно, это благочестиво и ведет к спасению
души тех, кто правит по-христиански, как это было в случае Ярослава Мудрого.
Но еще лучше полностью отречься от мира. А полное отречение от мира происходит
не только в монашестве, но прежде всего и даже более, чем в монашестве, оно
происходит в мученичестве. И потому просто дать себя убить, хотя бы и тем, кто
не требовал ради спасения твоей жизни отречения от Христа, не оказывая им сопротивления,
которое оказать было можно и допустимо с точки зрения христианства, - так отдать
жизнь это и есть наибольшее отречение от мира. И хотя святые Борис и Глеб монахами
не были, а были, наоборот, высокопоставленными людьми, они проявили большее
самоотречение, чем монахи.
И вот еще
почему, может быть, так важен их подвиг для нашего времени, - и может быть,
как раз поэтому почитание Бориса и Глеба распространилось так широко во всем
христианском мире, а не только на одной Руси. Потому что это подвиг именно нашего
времени, когда никто не требует прямо отречься от Христа, а требуют какие-то
вещи, которые как-то косвенно, но, тем не менее, очень действенно отводили бы
нас от Христа. И это, в общем-то, было уже особенностью и XI века, а тем более
так стало в ХХ веке, когда большинство наших Новомучеников пострадали не потому,
что от них прямо требовали отречения от Христа. Это бывало очень редко, а обычно
от них требовалось то, что было тем же самым отречением от Христа, но только
в косвенной форме, когда, например, от архиерея или от священника требовали
пренебречь его пастырскими обязанностями или вступить в сделку с безбожниками;
либо их убивали просто за то, что они христиане, - от них просто вообще ничего
не требовали, а просто убивали и все. И именно таких мучеников среди наших Новомучеников
и Исповедников Российских ХХ века было большинство. Эти люди не очень стремились
себя спасти, не оказывали сопротивления; далеко не все из них были монахами
и священниками, которым даже не особенно-то и можно оказывать сопротивление;
большинство из них были мирянами, которые могли бы оказать сопротивление, но
они его в большинстве случаев не оказывали и, именно как святые Борис и Глеб,
умирали. Поэтому можно сказать, что Борис и Глеб, хотя жили, фактически, без
малого 1000 лет назад, являются одними из первых святых нашего времени. Они
проложили путь, по которому после них очень многие следовали, и чем дальше,
тем больше. Что уж говорить, если сам сонм Новомучеников Российских в церковном
почитании открывается царем Николаем, царицей Александрой и их детьми, от которых
тоже формально, на словах, никто не требовал отречься от Христа, а их просто
убили за то, что они препятствовали планам нечестивых безбожников захватить
власть или, по крайней мере, могли препятствовать. И они точно так же могли,
если не сопротивляться, то, по крайней мере, бежать - у них были к этому разные
возможности, - но они не сделали этого и повторили подвиг своих предков по Российскому
престолу святых Бориса и Глеба.
Поэтому, почитая
Бориса и Глеба, мы почитаем не просто святых и не просто одних из тех святых,
которые открывают вообще весь сонм русских святых, но почитаем одних из первых
святых, подвизавшихся одним из самых главных подвигов нашего времени - подвигом
страстотерпчества, т.е. перенесения страданий ради Христа: ради того, чтобы
принять высшее, мы должны быть готовы принять разные скорби и в том числе мученическую
смерть. И вот, глядя на святых Бориса и Глеба, будем воодушевляться и в нашей
жизни и молитвами их постараемся пройти такой же путь, как и они, чтобы вместе
с ними оказаться в Царствии Небесном. Аминь.
Обсудить
можно
|