14/27.09.2003
Праздник Креста продолжает иудейский праздник Дня Очищения. Чтобы примириться с Богом через Крест, мы должны примириться друг с другом. Как узнать, обижаешься ли ты на кого-то? Надо интересоваться не тем, кто нас любит или не любит и кого мы любим или не любим, а только тем, как исполнить волю Божию.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который
установлен в память обретение Креста царицей Еленой. Но на самом деле этот праздник,
как об этом говорят и древние отцы Церкви, например, святой Ефрем Сирин, продолжает
иудейский праздник Дня Очищения. В ветхозаветное время было у иудеев два главных
праздника (точнее говоря, их было три, но два из них сливались в один) - Пасха
и День Очищения. И вот, оба они перешли, только изменив, конечно, свое содержание,
в новозаветную христианскую Церковь. А изменили они свое содержание потому,
что все установления Ветхого Завета, в том числе и все праздники, которые были
у иудеев, всегда являли собой указание на то, что имеет открыться впоследствии,
с пришествием Мессии, - на христианство. И вот, подобно этому и праздник Дня
Очищения перешел в Церковь христианскую. И до сих пор мы в этот день храним
пост. А почему этот день постный? Потому что точно так же еще в Ветхом Завете
в праздник Дня Очищения был положен пост, иудеи и сейчас соблюдают однодневный
пост в праздник Дня Очищения. Точно так же он есть и у христиан.
А что же общего
между Христом и этим иудейским очищением? Уже в самом богослужении очень много
общего, потому что в День Очищения, как написано в Книге Левит, первосвященник
входил во Святое Святых с кровью козлей и окроплял ею очистилище, т.е. верхнюю
крышку Ковчега Завета, которая была так устроена, что могла собирать в себя
кровь, и была сделана из негниющих древ. Подобно Ковчегу Божию, и Крест Господень
был сделан из негниющих древ. Только вместо крови жертвенного животного Крест
Господень окропила кровь Агнца, закланного за грехи мира. И как в Ветхом Завете
за грехи всего народа, так и кровь Христова пролилась за грехи всех людей, уже
не только народа иудейского, а всех тех, кто захотел примкнуть к народу Божию,
Новому Израилю. И поэтому неудивительно, что один праздник продолжает другой
- праздник Креста продолжает праздник Дня Очищения.
Но День Очищения
это также был день, когда прощались долги, когда оставляли друг другу всякие
обиды и невыполненные обязательства, и когда нам особенно уместно вспомнить
слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим". Потому, если мы хотим через пролитую на кресте кровь
Христову примириться с Богом, мы должны, как об этом многократно говорится в
Евангелии по другим поводам и как сказано в молитве "Отче наш", примириться
друг с другом. То есть мы должны примириться, собственно говоря, со всеми -
по крайней мере, примириться настолько, насколько это возможно с нашей стороны.
Потому что примирение есть дело обоюдное, и мы не можем нести ответственность
за другую сторону, не можем нести ответственность за то, простят нас или не
простят; но мы должны со своей стороны простить и тем самым (потому что это
самое главное условие) сделать все, чтобы нас простили те, кого мы обидели.
Мы должны постараться исполнить то, что мы кому-то обещали, а если не можем
исполнить, то покаяться в этом и попросить прощения у людей, которых мы подобным
образом подвели; ну, а самое, конечно, главное - это не в деловых, а именно
в душевных отношениях простить всем долги. Потому что мы не можем думать, что
сегодняшний праздник, и вообще Крест Христов, и вообще христианство принесет
нам какую-то пользу, даже если мы будем в Истинной Церкви и будем молиться,
исповедаться и причащаться, если мы сами будем держать на кого-то обиды.
Но нам может
показаться, что мы не держим вроде бы ни на кого никаких обид. Потому что, конечно,
хорошо, если мы замечаем свои обиды, потому что тогда нам легче с ними бороться,
тогда мы просим у Господа сил на покаяние и либо сразу, либо не сразу наши обиды
уходят; но к сожалению, гораздо чаще мы думаем, что мы не обижаемся на кого-либо
и потому не просим у Господа силы оставить эти обиды. Но на самом-то деле мы
обижаемся, но просто не хотим себе в этом признаться. А как это узнается? Когда
мы, например, узнаем, что с человеком, на которого мы в обиде, происходит что-нибудь
плохое, мы испытываем чувство, не дай Бог, радости или какого-то удовлетворения,
- а это значит, что мы что-то против него имеем. Если у людей какие-то нехорошие
планы, - тогда мы можем радоваться тому, что эти планы не удалось реализовать.
Но одно дело - радоваться тому, что не осуществились какие-то злые намерения,
а другое дело - радоваться чьему-то несчастью. Если какой-то человек, пусть
он даже трижды затевал что-то нехорошее, оказывается в беде, нам здесь радоваться
совершенно нечему. Конечно, слава Богу, если человек не получил сил сделать
какое-то зло, но в то же время весьма огорчительно, что этого удалось добиться
только путем нанесения этому человеку какого-то ущерба. Потому что мы можем
знать про других и про себя, что Господь из всех возможных решений выбирает
самое милостивое, в отличие от того, что могли бы выбрать мы; и если действительно
нельзя было остановить человека более мягкими средствами, то значит, нельзя.
Мы должны это понимать и в отношении других, и в отношении себя. Но когда с
другим человеком что-то происходит, и мы об этом узнаем, то мы по своей реакции
можем судить, обижаемся мы на этого человека или нет. У нас никогда не должно
возникать того, что в Советском Союзе называлось "чувством глубокого удовлетворения",
по поводу того, что у кого-то случилось какое-то несчастье или не удались какие-то
планы, пусть даже и плохие. Потому что одно дело - наше удовлетворение по поводу
того, что не сбылись какие-то злые планы, а другое дело - наше отношение к человеку,
который вынашивал эти планы. Здесь ни в коем случае нельзя позволять себе увлекаться
чувствами злорадства, мести и подобными, которые возникают у нас от обиды.
Поэтому будем
все время помнить изречение святого аввы Дорофея о том, что человек, который
начинает сам обижаться на обидевшего, подобен собаке, которая бросается грызть
брошенный в нее камень. Потому что никакой человек не является для нас источником
зла, хотя, может быть, сам для себя он и является источником зла - но ни в коем
случае не для нас. Для нас источником зла является только наша злая воля, которая
делает необходимым для нашего смирения и исправления какое-то зло в нашей собственной
жизни. Приходит ли это зло через каких-то людей или через стихийные бедствия
- это совершенно неважно, потому что все это попущено Богом по необходимости,
а сам по себе никакой человек нам ничего сделать не может ни плохого, ни хорошего,
потому что все от Бога. И наша любовь к людям должна исходить не из того, что
они делают нам что-то хорошее, потому что это, прежде всего, Господь, а не они
делают нам хорошее, - а из того, что есть заповедь о любви к ближним. И мы должны
сами стараться быть орудиями Божиими, чтобы делать добро всем остальным. Вот
это и будет любовь Божия. А если у нас будет любовь человеческая, то тогда будет
и ненависть человеческая, и мы кого-то будем любить, а на кого-то обижаться,
- а тогда получится, что Крест Христов для нас бесполезен, потому что мы сами
не хотим сделать того, о чем просим Бога в отношении себя. А Господь нам в Евангелии
совершенно ясно говорит, что Он не будет нас спасать и прощать, если мы сами
не прощаем.
Некоторые
люди говорят, что вот, как трудно жить по-христиански. Если жить мирскими интересами,
то жить по-христиански не то что трудно, а просто невозможно; не стоит и начинать.
Если же все-таки хочется жить по-христиански, то надо понимать, что тогда и
интересы должны быть другими. Тогда мы не должны интересоваться тем, кто нас
любит, а кто нет, кого мы любим, а кого не любим, кем из людей мы интересуемся,
а кем нет, - а должны интересоваться только волей Божией, чтобы она совершалась
относительно нас, а через нас относительно всех прочих людей. И тогда мы не
будем ни на кого обижаться и будем стараться всем приносить то маленькое добро,
которое, может быть, Господь через нас захочет сотворить. Аминь.
Обсудить
можно
|