3/16.10.2003
Память трех святых под именем одного. Творения св. Дионисия очень насыщены богословием, их надо читать и перечитывать, чтобы понять. Притча о жемчужине и купце; неправильное толкование - будто, приходя в Церковь, надо искусственно оглупиться. Правильное толкование дает Господь: новое - божественные истины, ветхое - земная премудрость. Когда отказываешься от всего ради жемчужины, получаешь уже всю премудрость земную к твоим услугам, независимо от того, сколько ты ее имел раньше. Поэтому не надо бояться все оставить ради Бога.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святого Дионисия Ареопагита, и в памяти этого святого для нас
соединена память нескольких святых. Во-первых, Дионисия Ареопагита, о котором
упомянуто в Деяниях Апостольских, ученика апостола Павла - и мы сейчас читали
за литургией отрывок о нем. А во-вторых, или, может быть, скорее, во-первых,
- автора корпуса сочинений, из которого мы сейчас читали немножко перед причастием,
надписанных именем Дионисия Ареопагита, но появившихся только в V веке. И этот
неведомый автор, который, по величию своего богословия и видений, которых он
сподобился, является одним из самых великих отцов Церкви, - он также почитается
под именем святого Дионисия Ареопагита. Это не говоря о том, что под тем же
именем почитается св. Дионисий, епископ Парижский, который был первым епископом
города Парижа и исторически был совсем другим человеком, нежели Дионисий Ареопагит.
Но их жития перемешались.
Конечно, сами произведения св. Дионисия Ареопагита - это нечто неисчерпаемое.
Они говорят абсолютно обо всем, о чем говорит православное богословие, т.е.
они касаются и догматики, и аскетики, и богослужения, но, конечно, войти в них
трудно, - и не столько потому, что язык там труден и своеобразен, не свойственный
ни одному другому святому отцу, сколько потому, что они очень насыщенны, там
все очень концентрированно изложено, и нужно так вот постепенно читать и перечитывать,
читать и перечитывать эти творения.
Но есть нечто
такое, что у Дионисия Ареопагита нам становится понятным, даже если мы совсем
его не читали. Это как раз то, на что более всего делает упор наше сегодняшнее
богослужение. Именно в честь св. Дионисия Ареопагита сегодня за литургией читалась
притча о том, что Царствие Небесное подобно некоей жемчужине, и мудрый купец
продает все, что имеет, чтобы купить одну только эту жемчужину, потому что лучше
иметь одну эту жемчужину, чем большое количество даже и дорогостоящего хлама,
который, может быть, и не хлам по сравнению с другими житейскими вещами, но
по сравнению с этой жемчужиной он уж точно таков. И вот, многие помнят эту притчу
и толкуют ее по-своему. Обычно считается, что надо от всего отказаться. А поскольку
речь тут идет именно о мудром купце, т.е. притча говорит о мудрости, то по неверному,
но очень распространенному толкованию сегодняшней притчи считается, что человек,
приходя в Церковь, должен оставить вообще свой ум, т.е. как бы искусственно
оглупиться. И действительно, мы видим, что так и происходит, причем, к сожалению,
не только в Московской патриархии и во всех лже-церквах "мирового православия",
но и в Истинной Церкви тоже есть эта болезнь, потому что она даже и не зависит
от догматики, а просто это такая неправильная личностная установка.
Но лучше посмотрим,
как Сам Господь разъясняет эту притчу. Потому что в том отрывке Евангелия, который
мы сегодня читали в память Дионисия Ареопагита, как раз не только эта притча
прочитана, но рассказывается и о том, как Сам Господь ее объяснил. А Он объясняет
ее так: премудрый книжник - это тот, кто из сокровища своего выносит новое и
ветхое. Новое - это, конечно, те божественные истины, которые открываются в
Церкви; а ветхое - это то, что человек знал и раньше. И действительно, так получается,
что когда от всего ветхого внутренне откажешься - а это действительно необходимо,
потому что мы должны все продать, чтобы купить эту жемчужину, - то окажется,
что ты его будешь иметь уже не в том количестве, в каком имел раньше, а в гораздо
большем. Потому что если бы даже ты обладал житейской мудростью и умом даже
и в большом количестве, что бывает далеко не всегда, то все равно это не вся
премудрость житейская, какая есть вообще в мире. А вот, если ты откажешься от
того, что имеешь, - независимо от того, много ты имеешь или мало, - от всего
житейского, то от Господа ты получаешь нечто большее: ты начинаешь владеть этим
ветхим всецело. И вся житейская премудрость тоже будет к твоим услугам, по крайней
мере, в тех пределах, насколько это нужно для твоего личного спасения и для
спасения тех людей, которым ты можешь как-то помочь. И поэтому премудрый книжник
может из своей сокровищницы не только новое, чего он раньше не имел, но и ветхое
- в том количестве, которого он раньше не имел: вся премудрость мира сего оказывается
у ног человека, живущего по-христиански.
Поэтому нам никогда не
надо бояться что-то оставить ради Бога, будь то премудрость или что-то материальное.
Потому что если мы ради Бога что-то оставляем, то мы потом это получаем даже
не сторицею, а просто всецело: все, что есть в мире, оказывается нашим. И Господь
об этом говорит в другой притче, когда говорит о том, что если мы оставим ради
Царствия Небесного наших близких - отца, мать, жену, детей, - то мы получим
в сто раз больше. Но мы понимаем, что в Царствии Небесном нам не нужно сто жен,
и "сто раз" здесь означает то, что мы получим абсолютно все, что человек
на земле получает через родственные связи и связи с материальным миром. Вот
так это и нужно понимать в нашей жизни, когда идет речь о премудрости земной,
нашем житейском разуме, который может быть очень маленьким, но мы почему-то
все время норовим поставить его выше божественных заповедей: "Да как же
я буду жить, если я буду исполнять заповеди? Нет уж, я лучше тут немного отступлю
от заповедей и буду поступать по своему житейскому разуму…" Чем меньше
у нас житейского разума, тем больше мы склонны следовать ему, а не заповедям
Божиим. Но если мы будем следовать заповедям Божиим, то мы отказываемся от своего
житейского разума, как мы отказываемся от житейских благ и каких-то связей с
людьми, даже от родственных связей с близкими людьми, тогда мы в Царствии Небесном
получим то, от чего мы отказались, и не в том количестве, которое у нас было,
когда мы отказывались, а в такой полноте, какая только может быть. Поэтому не
будем ничего бояться, а будем смотреть только на то, чтобы купить эту жемчужину,
которая есть Царствие Божие. Аминь.
Обсудить
можно
|