Притча о купце и жемчужине.
Слово в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита

3/16.10.2003

Память трех святых под именем одного. Творения св. Дионисия очень насыщены богословием, их надо читать и перечитывать, чтобы понять. Притча о жемчужине и купце; неправильное толкование - будто, приходя в Церковь, надо искусственно оглупиться. Правильное толкование дает Господь: новое - божественные истины, ветхое - земная премудрость. Когда отказываешься от всего ради жемчужины, получаешь уже всю премудрость земную к твоим услугам, независимо от того, сколько ты ее имел раньше. Поэтому не надо бояться все оставить ради Бога.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого Дионисия Ареопагита, и в памяти этого святого для нас соединена память нескольких святых. Во-первых, Дионисия Ареопагита, о котором упомянуто в Деяниях Апостольских, ученика апостола Павла - и мы сейчас читали за литургией отрывок о нем. А во-вторых, или, может быть, скорее, во-первых, - автора корпуса сочинений, из которого мы сейчас читали немножко перед причастием, надписанных именем Дионисия Ареопагита, но появившихся только в V веке. И этот неведомый автор, который, по величию своего богословия и видений, которых он сподобился, является одним из самых великих отцов Церкви, - он также почитается под именем святого Дионисия Ареопагита. Это не говоря о том, что под тем же именем почитается св. Дионисий, епископ Парижский, который был первым епископом города Парижа и исторически был совсем другим человеком, нежели Дионисий Ареопагит. Но их жития перемешались.
Конечно, сами произведения св. Дионисия Ареопагита - это нечто неисчерпаемое. Они говорят абсолютно обо всем, о чем говорит православное богословие, т.е. они касаются и догматики, и аскетики, и богослужения, но, конечно, войти в них трудно, - и не столько потому, что язык там труден и своеобразен, не свойственный ни одному другому святому отцу, сколько потому, что они очень насыщенны, там все очень концентрированно изложено, и нужно так вот постепенно читать и перечитывать, читать и перечитывать эти творения.

Но есть нечто такое, что у Дионисия Ареопагита нам становится понятным, даже если мы совсем его не читали. Это как раз то, на что более всего делает упор наше сегодняшнее богослужение. Именно в честь св. Дионисия Ареопагита сегодня за литургией читалась притча о том, что Царствие Небесное подобно некоей жемчужине, и мудрый купец продает все, что имеет, чтобы купить одну только эту жемчужину, потому что лучше иметь одну эту жемчужину, чем большое количество даже и дорогостоящего хлама, который, может быть, и не хлам по сравнению с другими житейскими вещами, но по сравнению с этой жемчужиной он уж точно таков. И вот, многие помнят эту притчу и толкуют ее по-своему. Обычно считается, что надо от всего отказаться. А поскольку речь тут идет именно о мудром купце, т.е. притча говорит о мудрости, то по неверному, но очень распространенному толкованию сегодняшней притчи считается, что человек, приходя в Церковь, должен оставить вообще свой ум, т.е. как бы искусственно оглупиться. И действительно, мы видим, что так и происходит, причем, к сожалению, не только в Московской патриархии и во всех лже-церквах "мирового православия", но и в Истинной Церкви тоже есть эта болезнь, потому что она даже и не зависит от догматики, а просто это такая неправильная личностная установка.

Но лучше посмотрим, как Сам Господь разъясняет эту притчу. Потому что в том отрывке Евангелия, который мы сегодня читали в память Дионисия Ареопагита, как раз не только эта притча прочитана, но рассказывается и о том, как Сам Господь ее объяснил. А Он объясняет ее так: премудрый книжник - это тот, кто из сокровища своего выносит новое и ветхое. Новое - это, конечно, те божественные истины, которые открываются в Церкви; а ветхое - это то, что человек знал и раньше. И действительно, так получается, что когда от всего ветхого внутренне откажешься - а это действительно необходимо, потому что мы должны все продать, чтобы купить эту жемчужину, - то окажется, что ты его будешь иметь уже не в том количестве, в каком имел раньше, а в гораздо большем. Потому что если бы даже ты обладал житейской мудростью и умом даже и в большом количестве, что бывает далеко не всегда, то все равно это не вся премудрость житейская, какая есть вообще в мире. А вот, если ты откажешься от того, что имеешь, - независимо от того, много ты имеешь или мало, - от всего житейского, то от Господа ты получаешь нечто большее: ты начинаешь владеть этим ветхим всецело. И вся житейская премудрость тоже будет к твоим услугам, по крайней мере, в тех пределах, насколько это нужно для твоего личного спасения и для спасения тех людей, которым ты можешь как-то помочь. И поэтому премудрый книжник может из своей сокровищницы не только новое, чего он раньше не имел, но и ветхое - в том количестве, которого он раньше не имел: вся премудрость мира сего оказывается у ног человека, живущего по-христиански.

Поэтому нам никогда не надо бояться что-то оставить ради Бога, будь то премудрость или что-то материальное. Потому что если мы ради Бога что-то оставляем, то мы потом это получаем даже не сторицею, а просто всецело: все, что есть в мире, оказывается нашим. И Господь об этом говорит в другой притче, когда говорит о том, что если мы оставим ради Царствия Небесного наших близких - отца, мать, жену, детей, - то мы получим в сто раз больше. Но мы понимаем, что в Царствии Небесном нам не нужно сто жен, и "сто раз" здесь означает то, что мы получим абсолютно все, что человек на земле получает через родственные связи и связи с материальным миром. Вот так это и нужно понимать в нашей жизни, когда идет речь о премудрости земной, нашем житейском разуме, который может быть очень маленьким, но мы почему-то все время норовим поставить его выше божественных заповедей: "Да как же я буду жить, если я буду исполнять заповеди? Нет уж, я лучше тут немного отступлю от заповедей и буду поступать по своему житейскому разуму…" Чем меньше у нас житейского разума, тем больше мы склонны следовать ему, а не заповедям Божиим. Но если мы будем следовать заповедям Божиим, то мы отказываемся от своего житейского разума, как мы отказываемся от житейских благ и каких-то связей с людьми, даже от родственных связей с близкими людьми, тогда мы в Царствии Небесном получим то, от чего мы отказались, и не в том количестве, которое у нас было, когда мы отказывались, а в такой полноте, какая только может быть. Поэтому не будем ничего бояться, а будем смотреть только на то, чтобы купить эту жемчужину, которая есть Царствие Божие. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz