Почему в нас не растет слово Божие.
Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

13/26.10.2003

Притча о сеятеле. Одни люди вообще не принимают слово Божие, т.к. обуреваемы миром. Другие принимают с радостью, но при притеснениях не устаивают; для таких даже и в мирное время хождение в Церковь по сути не приносит плода, если они не изменятся внутренне. Часто мы сами бываем своими гонителями. Но самый "любимый" наш случай - семя, упавшее в терние: в нашей душе растет слишком много другого рядом со словом Божиим. Господь - "Бог-ревнитель", Он хочет быть в нашем сердце всецело, чтобы ничего и никого другого, кроме Него, там не было.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии от Луки притчу о сеятеле, где рассказывается о том, как некий сеятель вышел сеять семя свое, и некоторые семена упали у дороги, и птицы их склевали, и они вообще не проросли; другие попали на каменистую почву, где им не хватало воды, и они едва смогли пробиться и тут же зачахли; другая часть этих семян упала в терние, и выросло терние вместе с этими семенами и заглушило их ростки; но некоторая часть семян попала на добрую почву, в доброе место и принесло стократный плод, т.е. на каждое одно семя вышло сто принесенных.

И Господь объясняет эту притчу Своим ученикам: семя есть слово Божие, а упавшее на пути, т.е. туда, где оно вообще не могло прорасти, потому что там сразу же его растащили птицы, это те люди, к которым слово Божие попадает, а они его не принимают, потому что они настолько обуреваемы всякими житейскими хлопотами, а лучше сказать - одержимы бесами, потому что обуреваемость от мира это тоже есть разновидность бесовского одержания, и они даже не воспринимают семя, которое есть слово Божие. Этот случай всем более менее понятен и очевиден.

А вот дальше притча говорит о других случаях, когда слово Божие не дает никакого плода. Когда семя падает на каменистую почву, то оно подобно тем людям, которые сначала принимают слово Божие, а потом, как Господь объясняет, когда начинаются какие-нибудь гонения, то они сразу же отпадают. И вот, не надо это понимать только в самом буквальном смысле слова (как и вообще все Евангелие не надо понимать только буквально), как будто бы речь идет только о гонениях физических. Когда оказывается, что вера неудобна, когда возникают какие-то физические ущемления верующих, тогда действительно верующие начинают отпадать; мы это, конечно, знаем из истории и, к сожалению, не только из нее. Вот, окажись у нас сейчас приход опять без храма, как это в свое время с нами уже было, станет как-то неудобно молиться, будут какие-то тесные квартиры и неизвестно что, - и очень значительная, боюсь даже, что и большая часть наших прихожан просто исчезнет: они будут ходить либо в Московскую патриархию, либо вообще никуда. И сейчас эти люди, хотя и ходят в нашу Церковь, они фактически являются как раз теми людьми, которых Господь в этой притче сравнивает с семенем, упавшим на каменистую почву: оно вроде бы с радостью принято и как-то прорастает, но оно просто не успеет дожить до того времени, когда будет какой-то плод, т.е. по сути оно бесплодно; т.е. такое вот принятие истинной веры, когда человек не может сопротивляться каким-то притеснениям, хотя бы минимальным, даже если гонений нет и внешне все нормально, внутренне это все такие ростки, которые не способны плодоносить. И в общем-то для таких людей бесполезно и в мирное время ходить в нашу Церковь, если они не покаются и не изменятся, потому что, конечно, многие начинают так, а потом меняются, - и тогда, конечно, полезно им вначале ходить даже и так. Поэтому, собственно, Церковь никого и не выгоняет и не проводит каких-то там исследований и следствий по поводу того, кто и как в нее ходит. Тот или иной настрой ходящих в Церковь людей - это дело их совести, и Церковь это допускает в надежде, что они изменятся; если же не изменятся, то тогда никакого плода не будет, даже если на самом деле никаких гонений не возникнет и никто внешним образом не отпадет. Хотя вот некоторые отпадают просто от того, что находят храм ближе к дому; это значит, что они просто ничего не понимают.

Но гонениями с точки зрения внутренней жизни можно назвать и всякие заботы житейские, которые очень часто отвлекают человека от Церкви. Например, бывает так, что какая-нибудь девушка была религиозной, а потом вышла замуж, и ей просто стало как-то некогда ходить в Церковь, и она все забыла. Не то чтобы она против Церкви или решила вместо истинной веры впасть в какую-нибудь ересь, а просто ей стало как-то не до того. Это вот тоже разновидность гонения. Это гонение не от злых властей, а от мира, т.е., в конечном счете, от единственных наших гонителей - бесов. Потому что мы знаем, что люди, становящиеся нашими гонителями, все равно суть орудия бесов. А бесы действуют не всегда через других людей; часто они действуют через нас самих или через наших ближних, которые нам хотят только добра. Вот такое бывает.

Но самый, конечно, наш "любимый" случай, если мы истинно-православные христиане, это когда семя падает в терние. Т.е. оно и растет, и гонения выдерживает, а плода не приносит все равно, потому что семя-то у нас, конечно, растет - слово Божие - и никуда даже не девается, но это не самое главное и не самое большее из того, что у нас растет. А у нас растут все цветы, как хотел Мао Цзедун, и у нас не понять, где там слово Божие растет, слишком много вокруг еще разных растений… Это значит, что мы как-то ухитрились - а это, в общем, при желании можно - вписать свою христианскую жизнь в наши разные прочие развлечения и удовольствия. В конце концов есть же такие люди, для которых церковная жизнь составляет большое удовольствие и интерес. Может быть, им богослужение нравится просто как времяпровождение; может быть, оно им и не нравится, и приходится себя заставлять, но по крайней мере, им нравится эта среда общения; а если даже и не это для них главное, то все равно часто человек, если он как-то связан с Церковью, и в мире чувствует себя уверенно - он не боится многих вещей, которых мирские люди боятся, и вообще он оказывается в мирских делах сильнее, по сути дела, чем неверующие или нецерковные люди. Вот за одно это можно полюбить Церковь и не отпадать от нее даже во время гонений. Но все равно такая любовь к Церкви сама по себе не даст никакого плода. Точнее, она даст только такой плод, который является наградой в мире сем, и поэтому она никак не приведет в Царствие Небесное. И если говорить о притче, то это, конечно, соответствует семени, упавшему в терние.

Потому что Господь еще в Ветхом Завете объясняет это, когда говорит: "Аз есмь Бог ревнитель; да не будут тебе бози инии разве Мене", - т.е. Господь хочет, чтобы мы не только были к Нему привязаны, но чтобы мы не были привязаны ни к кому больше. Он есть "Бог-ревнитель" и Он хочет, чтобы в нашем сердце никого не было, кроме Него. А вот если там будет Он, тогда там будут и все те, кто в Нем, - и тогда у нас будет потихоньку вырабатываться то отношение к людям и вещам, которое имеет Бог.

И вот, такое терние - оно самое трудно ощутимое и трудно понимаемое из того, что мешает спасению истинно-православных христиан, которые вроде бы и в нужную Церковь пришли, и стараются подвизаться и жить по-христиански, и не впадают в разные грубые грехи. Но у них, тем не менее, есть много возможностей впадать в другие грехи, и эти возможности обычно с восторгом используются.

Но все-таки не все так плохо, и среди тех вариантов, которые Господь описывает, есть еще один вариант, четвертый, когда семя падает на добрую землю, где терний оказывается немного, по крайней мере, не настолько много, чтобы его заглушить. И вот, будем стараться, чтобы около нас было поменьше этого терния, чтобы мы могли все время оглядываться и находить ростки терния и вовремя их выпалывать. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz