13/26.10.2003
Притча о сеятеле. Одни люди вообще не принимают слово Божие, т.к. обуреваемы миром. Другие принимают с радостью, но при притеснениях не устаивают; для таких даже и в мирное время хождение в Церковь по сути не приносит плода, если они не изменятся внутренне. Часто мы сами бываем своими гонителями. Но самый "любимый" наш случай - семя, упавшее в терние: в нашей душе растет слишком много другого рядом со словом Божиим. Господь - "Бог-ревнитель", Он хочет быть в нашем сердце всецело, чтобы ничего и никого другого, кроме Него, там не было.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
слышали в Евангелии от Луки притчу о сеятеле, где рассказывается о том, как
некий сеятель вышел сеять семя свое, и некоторые семена упали у дороги, и птицы
их склевали, и они вообще не проросли; другие попали на каменистую почву, где
им не хватало воды, и они едва смогли пробиться и тут же зачахли; другая часть
этих семян упала в терние, и выросло терние вместе с этими семенами и заглушило
их ростки; но некоторая часть семян попала на добрую почву, в доброе место и
принесло стократный плод, т.е. на каждое одно семя вышло сто принесенных.
И Господь
объясняет эту притчу Своим ученикам: семя есть слово Божие, а упавшее на пути,
т.е. туда, где оно вообще не могло прорасти, потому что там сразу же его растащили
птицы, это те люди, к которым слово Божие попадает, а они его не принимают,
потому что они настолько обуреваемы всякими житейскими хлопотами, а лучше сказать
- одержимы бесами, потому что обуреваемость от мира это тоже есть разновидность
бесовского одержания, и они даже не воспринимают семя, которое есть слово Божие.
Этот случай всем более менее понятен и очевиден.
А вот дальше
притча говорит о других случаях, когда слово Божие не дает никакого плода. Когда
семя падает на каменистую почву, то оно подобно тем людям, которые сначала принимают
слово Божие, а потом, как Господь объясняет, когда начинаются какие-нибудь гонения,
то они сразу же отпадают. И вот, не надо это понимать только в самом буквальном
смысле слова (как и вообще все Евангелие не надо понимать только буквально),
как будто бы речь идет только о гонениях физических. Когда оказывается, что
вера неудобна, когда возникают какие-то физические ущемления верующих, тогда
действительно верующие начинают отпадать; мы это, конечно, знаем из истории
и, к сожалению, не только из нее. Вот, окажись у нас сейчас приход опять без
храма, как это в свое время с нами уже было, станет как-то неудобно молиться,
будут какие-то тесные квартиры и неизвестно что, - и очень значительная, боюсь
даже, что и большая часть наших прихожан просто исчезнет: они будут ходить либо
в Московскую патриархию, либо вообще никуда. И сейчас эти люди, хотя и ходят
в нашу Церковь, они фактически являются как раз теми людьми, которых Господь
в этой притче сравнивает с семенем, упавшим на каменистую почву: оно вроде бы
с радостью принято и как-то прорастает, но оно просто не успеет дожить до того
времени, когда будет какой-то плод, т.е. по сути оно бесплодно; т.е. такое вот
принятие истинной веры, когда человек не может сопротивляться каким-то притеснениям,
хотя бы минимальным, даже если гонений нет и внешне все нормально, внутренне
это все такие ростки, которые не способны плодоносить. И в общем-то для таких
людей бесполезно и в мирное время ходить в нашу Церковь, если они не покаются
и не изменятся, потому что, конечно, многие начинают так, а потом меняются,
- и тогда, конечно, полезно им вначале ходить даже и так. Поэтому, собственно,
Церковь никого и не выгоняет и не проводит каких-то там исследований и следствий
по поводу того, кто и как в нее ходит. Тот или иной настрой ходящих в Церковь
людей - это дело их совести, и Церковь это допускает в надежде, что они изменятся;
если же не изменятся, то тогда никакого плода не будет, даже если на самом деле
никаких гонений не возникнет и никто внешним образом не отпадет. Хотя вот некоторые
отпадают просто от того, что находят храм ближе к дому; это значит, что они
просто ничего не понимают.
Но гонениями
с точки зрения внутренней жизни можно назвать и всякие заботы житейские, которые
очень часто отвлекают человека от Церкви. Например, бывает так, что какая-нибудь
девушка была религиозной, а потом вышла замуж, и ей просто стало как-то некогда
ходить в Церковь, и она все забыла. Не то чтобы она против Церкви или решила
вместо истинной веры впасть в какую-нибудь ересь, а просто ей стало как-то не
до того. Это вот тоже разновидность гонения. Это гонение не от злых властей,
а от мира, т.е., в конечном счете, от единственных наших гонителей - бесов.
Потому что мы знаем, что люди, становящиеся нашими гонителями, все равно суть
орудия бесов. А бесы действуют не всегда через других людей; часто они действуют
через нас самих или через наших ближних, которые нам хотят только добра. Вот
такое бывает.
Но самый,
конечно, наш "любимый" случай, если мы истинно-православные христиане,
это когда семя падает в терние. Т.е. оно и растет, и гонения выдерживает, а
плода не приносит все равно, потому что семя-то у нас, конечно, растет - слово
Божие - и никуда даже не девается, но это не самое главное и не самое большее
из того, что у нас растет. А у нас растут все цветы, как хотел Мао Цзедун, и
у нас не понять, где там слово Божие растет, слишком много вокруг еще разных
растений… Это значит, что мы как-то ухитрились - а это, в общем, при желании
можно - вписать свою христианскую жизнь в наши разные прочие развлечения и удовольствия.
В конце концов есть же такие люди, для которых церковная жизнь составляет большое
удовольствие и интерес. Может быть, им богослужение нравится просто как времяпровождение;
может быть, оно им и не нравится, и приходится себя заставлять, но по крайней
мере, им нравится эта среда общения; а если даже и не это для них главное, то
все равно часто человек, если он как-то связан с Церковью, и в мире чувствует
себя уверенно - он не боится многих вещей, которых мирские люди боятся, и вообще
он оказывается в мирских делах сильнее, по сути дела, чем неверующие или нецерковные
люди. Вот за одно это можно полюбить Церковь и не отпадать от нее даже во время
гонений. Но все равно такая любовь к Церкви сама по себе не даст никакого плода.
Точнее, она даст только такой плод, который является наградой в мире сем, и
поэтому она никак не приведет в Царствие Небесное. И если говорить о притче,
то это, конечно, соответствует семени, упавшему в терние.
Потому что
Господь еще в Ветхом Завете объясняет это, когда говорит: "Аз есмь Бог
ревнитель; да не будут тебе бози инии разве Мене", - т.е. Господь хочет,
чтобы мы не только были к Нему привязаны, но чтобы мы не были привязаны ни к
кому больше. Он есть "Бог-ревнитель" и Он хочет, чтобы в нашем сердце
никого не было, кроме Него. А вот если там будет Он, тогда там будут и все те,
кто в Нем, - и тогда у нас будет потихоньку вырабатываться то отношение к людям
и вещам, которое имеет Бог.
И вот, такое
терние - оно самое трудно ощутимое и трудно понимаемое из того, что мешает спасению
истинно-православных христиан, которые вроде бы и в нужную Церковь пришли, и
стараются подвизаться и жить по-христиански, и не впадают в разные грубые грехи.
Но у них, тем не менее, есть много возможностей впадать в другие грехи, и эти
возможности обычно с восторгом используются.
Но все-таки
не все так плохо, и среди тех вариантов, которые Господь описывает, есть еще
один вариант, четвертый, когда семя падает на добрую землю, где терний оказывается
немного, по крайней мере, не настолько много, чтобы его заглушить. И вот, будем
стараться, чтобы около нас было поменьше этого терния, чтобы мы могли все время
оглядываться и находить ростки терния и вовремя их выпалывать. Аминь.
Обсудить
можно
|