24.10/6.11.2003
Житие св. Арефы: гонения от экуменистов и от безбожников. Христианство с мучениками - для нас самое близкое. Надо особенно молиться мученикам, потому что мы не знаем, как может обернуться в будущем наша сравнительно мирная эпоха.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память мученика Арефы, который пострадал в 523 году, и других святых,
носивших это имя. Среди них - преподобномученик Арефа, который пострадал в 1932
году, один из новомучеников Российских. Его жизнь показывает прихожанам нашего
храма, насколько еще недавно Новомученики и Исповедники Российские жили среди
нас. Я уж не говорю о том, что наш первый настоятель о. Александр тоже может
быть отнесен к Новомученикам Российским. Но даже если говорить о пострадавших
во время советских гонений, то можно видеть, насколько это все близко, потому
что мученик Арефа это родственник одной из наших прихожанок.
Судьба святого
Арефы была во многом типичной. Он был валаамским монахом и во время революции
остался на острове Валаам, который оказался в то время за границей, на территории
Финляндии; но несмотря на то, что советской власти на Валааме не было, тамошних
монахов постигло гонение от еретиков-новостильников - их стали заставлять переходить
на новый стиль, а этот переход был только частью программы по экуменизации Церкви,
и правительство Финляндии очень на этом настаивало, а тех монахов, которые не
соглашались, изгоняли из монастыря. И вот, монахи, которые остались верны православному
преданию, вынуждены были покинуть остров Валаам и уехать кто куда. Некоторые
поехали, например, в Париж и обосновались там, а часть монахов испросила у советского
правительства разрешение и вернулась из эмиграции. Эти монахи стали жить в Петербурге,
т.е. в той части России, которая была традиционно тесно связана с Валаамом;
здесь у них был дом возле Смоленского кладбища, где они устроили что-то вроде
монастыря. И вот, они там жили - в самом конце 20-х годов это еще было возможно
- так жить.
Но как раз
в то время, когда они вернулись в Россию, произошел раскол митрополита Сергия
(Страгородского), который летом 1927 года издал свою "Декларацию",
а уже с 1928 года, когда стали видны дела, последовавшие за Декларацией, православные
верующие стали от него отделяться как от узурпатора церковной власти и раскольника.
И вот, эти монахи, которые жили возле Смоленского кладбища, тоже отделились
от митрополита Сергия. Этим они не изменили свою судьбу, а только ее ускорили,
потому что в самом начале 30-х годов гонения обрушились прежде всего на тех,
кто не имел общения с митрополитом Сергием, хотя монахов, которые имели общение
с ним, тоже гнали. В начале 30-х годов в Петербурге была проведена операция
ОГПУ по уничтожению монашества - всех арестовывали и ссылали. Вот тогда арестовали
и всех тех монахов, которые вернулись с Валаама. Им присудили различные сроки
ссылок в Казахстане; дорога была тяжелой, и в дороге некоторые и умерли. И вот,
празднуемый сегодня мученик Арефа тоже не доехал до Казахстана и умер по дороге.
День его кончины точно неизвестен, и поэтому память его совершается в день его
именин.
Так получается,
что память мучеников сегодня объединяет мучеников, живших на всем протяжении
христианской истории: мученик Арефа Награнский жил в начале VI века, а мученик
Арефа Валаамский жил в начале ХХ века. И получается, что христианство с мучениками
- оно для нас самое близкое. Еще в XIX веке и в начале ХХ-го люди думали, что
времена христианских мучеников отошли в далекое прошлое. Священномученик митрополит
Вениамин Петроградский, когда был маленьким, мечтал стать мучеником и очень
жалел, что эти времена миновали. Но вот, оказалось, что времена эти не миновали
для огромного числа людей. И хотя мы сейчас живем уже в другую эпоху, не в ту,
когда пострадал мученик Арефа Валаамский, но мы могли убедиться, что и в нашу
эпоху тоже возможно стать мучеником, хотя количество этих мучеников значительно
меньше, чем после революции, но они есть, и еще неизвестно, какие времена нас
ожидают. Поэтому будем молиться всем христианским мученикам, а особенно, конечно,
тем, которые были близки к нашим условиям, как вот сегодняшний мученик Арефа.
Потому что мы не знаем даже о своей собственной эпохе, в которую живем, как
она обернется, и может быть мы, так же как в свое время митрополит Вениамин,
ошибаемся, думая, что живем в мирное время; и в любом случае наше время далеко
не такое мирное, как до революции, и значит, могут быть всякие обстоятельства.
Поэтому пока
есть время, надо стремиться употребить его с пользой для нашей души - молиться
и каяться. Аминь.
Обсудить
можно
|