3/16.11.2003
Воскрешение дочери Иаира. Господь возводил от меньших чудес к большим. Исцеление кровоточивой женщины. В одних случаях Господь скрывает Свои чудеса, а в других нарочно заставляет рассказывать о них - почему? Христианские истины нужно открывать людям постепенно - сначала более готовым к принятию, а потом через них всем остальным. Пока мы усвоили какие-то христианские истины только умом, а в жизнь свою их не воплотили, мы не можем их проповедовать. Нужно поменьше учить других, как им жить по-христиански.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
слышали евангельское чтение о воскрешении дочери Иаира. Это было одно из чудес,
совершенных Господом для того, чтобы уверить людей в возможности собственного
воскресения: ведь если Он мог воскрешать других мертвецов, то и Сам Он воскреснет.
И это было первое из такого рода чудес. Потому что дочь Иаира только что умерла.
Когда начальник синагоги Иаир пришел к Господу, она еще была жива, но болела
и была при смерти, и пока Господь шел к ней, она успела умереть. И хотя уже
все в доме знали, что она умерла, Господь все-таки сказал, что она не умерла,
а спит, и когда Он ее воскресил, то повелел никому ни о чем не говорить. Следующее
воскрешение мертвого - это будет воскрешение сына Наинской вдовы, когда уже
нельзя было сделать вид, что мертвый не умер, потому что он будет воскрешен
во время погребальной процессии. А следующим будет воскрешение Лазаря, когда
мертвый не только уже умер, но начал разлагаться. Так постепенно Господь приводил
от меньших чудес к большим.
И еще можно
вспомнить, что до того, как Он начал воскрешать мертвых, т.е. до воскрешения
дочери Иаира, были и другие чудеса - в основном изгнания бесов и исцеления.
И как раз рассказ о сегодняшнем чуде вплетается рассказ об одном из таких исцелений.
Потому что когда Господь шел в дом Иаира, Его окружала толпа, и к Нему прикоснулась
некая женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением и потратила все
свое имение на врачей, но не один из них не смог ней помочь. И эта женщина исцелилась
и хотела утаиться. Но Господь стал спрашивать, кто к Нему прикоснулся. И когда
она увидела, что ей не утаиться, она призналась, и тогда Господь сказал ей:
"Вера твоя спасе тя", - т.е. вера женщины не только исцелила ее, но
и спасла. В одном случае - при воскрешении дочери Иаира - Господь заповедует
никому не говорить и Сам скрывает, что воскресил мертвую, пытаясь убедить окружающих,
что девочка не умерла, а заснула, и что Он просто исцелил ее болезнь; и в то
же время, исцелив от болезни женщину, когда исцеленная вполне успешно утаилась,
Он утаиться ей не дал, а заставил ее признаться и поставил ее перед всеми в
пример. Вот какое противоположное поведение. Но мы можем вспомнить, что когда-то
Он исцелял и других больных и часто говорил им, чтобы они об этом никому не
рассказывали. А вот тут Он, наоборот, исцелил и Сам заставил рассказать. Почему
такая противоположность в поведении? А если говорить о воскрешении мертвых,
то воскрешение Лазаря будет при большой толпе народа, в результате чего потом
при входе в Иерусалим Господа тоже будут встречать толпы народа как великого
чудотворца. Почему такое разное поведение?
Потому что
людей надо постепенно приучать ко всем истинам, относящимся к Царствию Небесному
и к Мессии, и нельзя сразу говорить все. Сначала надо, чтобы утвердились ближайшие
ученики, а потом уже все остальные. В комнату, где лежала мертвая дочь Иаира,
Господь взял с собой, кроме ее родителей, только ближайших учеников - Петра,
Иакова и Иоанна, тех же самых, которые были и при Преображении, когда Господь
показал им тайны Царствия Божия, которые еще никому в то время не были показаны.
Потому что нужно, чтобы сначала те, кто более подготовлен к приятию христианской
истины, ее увидели и приняли, а потом уже с помощью принявших ее она показывается
всем остальным. Так христианство распространяется вширь, когда оно охватывает
новых и новых людей. Сначала узнают христианскую истину те, кто по высоте своей
собственной жизни как-то были к этому более подготовлены, а потом уже с их помощью
узнают эту истину все остальные, и одни становятся проповедниками для других.
Но, помимо
всего прочего, эта последовательность чудес объясняет нам и то, как мы сами
должны воспринимать христианство лично для себя, и как мы должны проповедовать
его другим. Обычно начинается наша вера с чего-то достаточно хрупкого и небольшого.
Если мы уясняем какую-то важную истину, относящуюся к христианской вере, то
самое глупое, что мы можем сделать, даже если мы ее на самом деле уяснили и
это на самом деле истина (и даже особенно именно тогда), - это рассказывать
об этом другим. Потому что мы, хотя, может быть, и поняли это, но в жизни своей
это еще никак не воплотили; мы это поняли только умственно. Поэтому если мы
будем кому-то другому об этом рассказывать, то мы передадим ему тоже только
какую-то картинку, существующую у нас в уме, в воображении, наше умственное
представление - а оно всегда будет достаточно искаженным по отношению к истине.
А когда мы его передадим, то просто будет эффект испорченного телефона. Даже
наш рассказ об этой истине будет заведомо неполноценным для слушающего нас человека.
Но еще и хуже того: говоря о том, чего мы сами не понимаем, - потому что только
лишь головное понимание какой-либо христианской истины это не есть ее настоящее
понимание, - мы в то же время свидетельствуем и самой нашей жизнью; а пока мы
не усвоили своей жизнью эту христианскую истину, получается, что жизнью своей
мы свидетельствуем не о ней, а о чем-то другом, может быть, совершенно противоположном.
И потому восприятие другими людьми христианской истины будет искажено через
такую нашу проповедь. И об этом говорит апостол Павел, укоряя христиан, что
через них "имя Божие хулится у язычников". Потому что действительно,
если мы будем говорить другим о том, какие мы христиане и как хорошо быть христианином,
то имя Божие будет через нас в поношении.
К сожалению мы и по своей жизни, и по жизни многих наших православных знакомых
можем видеть, как это происходит: кто-то обращается к вере, а потом начинает
за уши тащить туда всех своих близких, приставать к ним, чтобы они постились,
молились, ходили в церковь, хотя он сам толком не понимает, что такое вера и
зачем она нужна. И очень часто люди, которые вот так агрессивно относятся к
своим ближним, заставляя их быть христианами, сами постятся и молятся, но не
надо обольщаться насчет качества этих его деяний. Одно дело - исполнять какие-то
заповеди Божии, в том числе поститься и ходить в церковь, потому, что ты действительно,
с помощью Божией, победил хотя бы только те страсти, которые мешают это делать,
и хотя бы только в той степени, которая для этого минимально необходима, а другое
дело - делать это просто потому, что ты сейчас это решил, может быть, просто
на усилии воли. Потому что усилие воли часто тоже питается страстями, например,
тщеславием: хорошо быть православным; все мои знакомые, которых я уважаю, православны;
православные постятся и ходят в церковь; значит, если я не буду поститься и
ходить в церковь, я буду хуже других; это плохо и неприлично. Конечно, это рассуждение
построено на тщеславии, которое тоже может заставлять нас соблюдать какие-то
внешние добродетели. При соблюдаемой таким образом внешней добродетели будет
больше греха, чем добродетели. Я не говорю, что с грехом такого рода надо бороться
несоблюдением добродетели; с одним грехом не борются другим грехом. Соблюдать
эти добродетели, конечно, надо, но надо при этом каяться в тщеславии, понимать,
что, хотя ты их соблюдаешь из послушания заповедям, но получается это у тебя
только благодаря твоей побочной мотивации - из тщеславия. Поэтому и не нужно
никому ставить себя в пример. Не только прямым текстом не ставить себя в пример,
но и косвенно, когда мы начинаем кому-то объяснять, что надо делать что-то такое,
что мы сами внешним образом делаем. Надо понимать, что если даже мы внешним
образом что-то делаем, то внутренним образом мы, может быть, ничего не делаем
или, еще хуже, делаем что-то совсем другое - например, удовлетворяем своему
тщеславию. И поэтому надо стараться поменьше говорить другим, что им надо делать
и как им быть христианами.
И вообще,
для всего этого существуют аскетические правила, подробно описанные в святоотеческой
литературе, - что если нет каких-то исключительных обстоятельств (а обычная
наша жизнь с нашими домашними не является такими обстоятельствами), то мы не
должны говорить другим ни о чем таком, о чем нас не спрашивают. Мы должны делать
свое, знать свое дело, стараться исполнять заповеди, с себя спрашивать за их
неисполнение, и в то же время не требовать их исполнения ни от кого другого,
даже если наши близкие тоже как-то хотят быть христианами. Не наше дело их контролировать,
насколько они хорошие христиане. Тем более не наше дело им что-то объяснять
и говорить. Конечно, мы имеем некоторую обязанность по христианскому воспитанию
детей, которым мы должны что-то объяснять, когда они нас не спрашивают; но если
это не наши дети (а бывает, что это, наоборот, наши родители), мы просто никакого
права не имеем их учить. Они сами спросят в какой-то момент или, может быть,
начнут подражать, не спрашивая, или спросят у кого-то другого (это, кстати,
еще и лучше). Конечно, этого может и не произойти, но чаще всего бывает именно
так. И вот тогда, действительно, получится, что они отфильтруют тот поток, который
идет к ним от нас, - поток информации, в котором содержится не только проповедь
христианства, к сожалению, а гораздо больше всяких наших страстей и грехов.
Т.е. если мы и проповедуем христианство, то это не чистый напиток, а очень мутная
смесь, и если люди будут пытаться ее принять внутрь, то, скорее всего, они отравятся.
Поэтому надо, чтобы те потоки, которые исходят к людям от нас, как-то фильтровались.
И вот, поэтому нам и не надо проявлять лишней инициативы. И Господь это образно
показывает через постепенное увеличение чудес.
Только тогда,
когда чудеса Господни переходят на какой-то другой уровень, становится возможным
говорить о том, что было на предыдущем уровне. Так же и во всей христианской
жизни. И именно сегодняшний рассказ особенно это подчеркивает. Потому что сколько
было лет дочери Иаира? Ей было 12 лет. А сколько лет была в болезни кровотечения
исцеленная жена? Тоже 12 лет. Здесь подчеркивается, что есть некая преемственность
между этими чудесами. Но и само число 12 является в Священном Писании символическим.
Оно обычно означает полноту народа Божия. Не полноту вообще, которую означает
число 7, и не полноту жизни вечной, которую обозначает число 8, а полноту народа
Божия. Потому что 12 колен Израилевых, и по этому количеству 12 апостолов. И
вот, полнота народа Божия имеет отношение к этим двум историям, об исцелении
женщины и о воскрешении дочери Иаира, потому что образно здесь говорится об
ицелении и воскрешении всего Израиля, всей той части рода человеческого, которая
станет Новым Израилем. Потому что этот Новый Израиль будет очищен от болезни
кровотечения, которое является в Священном Писании образом скверны, т.е. очищен
от греха и, будучи мертвым, воскреснет. Вот о чем говорит нам сегодняшний рассказ.
Поэтому будем понимать его богословски и догматически и в то же время будем
понимать его применительно к жизни каждого из нас, чтобы нам как можно меньше
говорить, т.е. не говорить никогда без необходимости о том, что касается христианской
жизни и добродетелей, но в то же время стараться их совершать. Аминь.
Обсудить
можно
|