30.11/13.12.2003
Св. Андрей - покровитель Константинополя. Преемственность второго и третьего Рима. Третий Рим рухнул по причине своих беззаконий, и мы живем на развалинах. Преемственность с Византией и дореволюционной Россией сохранилась только в Церкви. Современное положение Церкви похоже на ее положение во время языческой империи первого Рима, и мы должны держаться преемственности с Апостолами и жить апостольской жизнью первых христиан.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память апостола Андрея Первозванного, который с некоторых пор, а именно
с XI века, особенно почитается на Руси. И это не случайно. На Руси он стал особо
почитаться потому, что он считался еще раньше покровителем Константинополя.
И именно этот Апостол, как говорится в преданиях о его житии, проповедовал христианство
в землях, где был впоследствии основан Константинополь, а также и в других областях
черноморского побережья, некоторые из которых впоследствии вошли в состав Российской
империи. Рассказы о том, что святой апостол Андрей проповедовал на месте будущего
града Киева появились как раз в ознаменование того, что Киев это и есть новый
Константинополь, в знак преемственности между Константинополем и Киевом.
Как мы знаем,
спустя еще несколько веков, когда Константинополь пал - это было уже в XV веке,
и столицей Руси в это время была уже Москва, а не Киев, - преемственность между
Россией и Византией стала очень важной, потому что именно Россия превратилась
в единственное христианское государство, которое поддерживало всех православных
христиан, не только тех, которые жили на его территории и были его гражданами,
но и тех, которые жили на территории других стран, в том числе Турецкой империи,
на территории которой в то время оказался Константинополь. И именно тогда была
попытка сделать Москву Третьим Римом. Точнее, в этом было призвание Москвы,
чтобы стать Третьим Римом, и можно сказать, что она и стала Третьим Римом. Но
теперь, оглядываясь на пройденную историю православного российского государства,
которое продолжалось с XVI века, когда была основана российская монархия и Москва
была провозглашена Третьим Римом, по ХХ-й, - можно сказать, что там было очень
много ошибок и, более того, тяжелых прегрешений против православия, в том числе
не только таких, которые бывают во всяком государстве, потому что "нет
человека, который бы не согрешил", но и таких, каких никогда раньше не
бывало в православной Византийской империи. Поэтому мы можем сказать, к сожалению,
что Третий Рим оказался третьего сорта. И он рухнул по причине своих собственных
беззаконий. Собственно, и два первых Рима рухнули по той же причине, но особенно
это касается третьего.
И вот, теперь,
вроде бы, мы живем на развалинах империи, и эти развалины уже настолько разбросаны,
что даже и не видно, что было на их месте; мы живем на постсоветском пространстве,
т.е. не пойми где. И тем не менее, у нас остается Российская Церковь. Хотя почти
все церковное здание, существовавшее до революции, рухнуло, и остались одни
подвалы и катакомбы, на основании которых мы пытаемся создать что-то сейчас,
когда внешние условия позволяют это как-то делать, - тем не менее, только в
Церкви и сохранилась преемственность с Церковью Византийской и с Церковью Российской,
которая была до революции. И мы сейчас должны стараться не повторять грехов
и ошибок наших предков, особенно российских предков, за чьи ошибки нас постигло
такое несчастье в 1917 году и в последующее время, и стремиться строить церковную
жизнь так, как Господь велит. Потому что теперь мы уже оказываемся в ситуации,
приближенной не к третьему Риму и не ко второму, а к первому, когда была языческая
Римская империя. Сейчас большинство государств мира, в том числе и наша Россия,
являются языческими, но в этих государствах живет небольшое число православных
христиан, которые составляют истинную Церковь и которые должны держать преемственность
с Апостолами. И, собственно говоря, если Церковь во все века - и когда были
христианские государства, и когда их не было - стремилась сохранять преемственность
с Апостолами, то тем более мы должны это делать сейчас. И мы знаем, что не только
во времена самих Апостолов, но и много поколений после Апостолов нигде не было
христианского государства, нигде Церковь не поддерживалась извне, а наоборот,
часто подвергалась гонениям, и гораздо более жестоким, чем сейчас подвергаемся
мы; и тем не менее, Церковь стояла. И поэтому сейчас можно сказать, что мы не
только удалились от апостольских времен в силу того, что прошло много времени
и уже очень изменилась наша цивилизация по сравнению с I веком, когда проповедовали
Апостолы, но мы и приблизились к апостольским временам, потому что опять мы
оказались небольшим количеством христиан в языческом мире. Но если мы будем
подражать Апостолам сейчас, это совсем не значит, что опять когда-нибудь Церковь
станет мощной и сильной и опять возникнут христианские государства. Хотя мы
не можем этого исключить теоретически, но было бы безумием на это рассчитывать,
и, более того, скорее, мы должны считать, что этого уже никогда больше не будет,
потому что конечное поражение всех христианских государств и самой Церкви как
земной организации (но, конечно, не как мистического Тела Христова) - все это
нам предречено в Священном Писании, в Новом Завете. И вполне может быть, что
происходящее сейчас в мире - это как раз уже те времена, о которых там предсказано.
Но это, собственно говоря, для нас не очень и важно. То есть важно, но не очень.
Гораздо важнее
для нас то, что касается прямо нашего спасения. А это другое, это то, что мы
сами можем жить по-христиански. Если по состоянию мира, в котором мы живем,
мы приблизились к апостольским временам, то тем легче нам самим жить апостольской
жизнью. И нам надо стараться этим пользоваться, и когда мы молимся Апостолам,
особенно совершая празднования в их честь, как сегодня, мы должны обращаться
к ним с молитвами, чтобы они нас утвердили в апостольской жизни, про которую
Господь сказал им самим и, надо полагать, и всем, кто последовал за их проповедью:
"Се посылаю вас, яко овцы посреде волков". Вот, мы сами должны быть
этими овцами посреди волков. И в то же время мы должны, по другим словам Господа,
быть "мудрыми, как змеи и кроткими, как голуби". "Овцы"
- это не значит "бараны", вопреки тому, что иногда думают про идеал
православного человека. Итак, будем стараться это исполнять, быть овцами стада
Христова и не быть баранами и подражать апостольской жизни. Аминь.
Обсудить
можно
|