6/19.12.2003
Церкви нужны не только святые борцы за православие, но и святые, которые общались с народом и помогали людям в житейских нуждах. Но далеко не все люди, которым помогали святые чудотворцы, спасались. Однако, некоторые все же, получив удовлетворение житейских нужд, потом все-таки уподоблялись Апостолам, бросившим чудесный улов рыбы и пошедшим за Христом, - и в этом обращении хотя бы немногих смысл служения святых чудотворцев.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,
- одного из тех святых, которые прославились среди простого народа. Это значит,
что он известен не какими-то подвигами в защиту православия от еретиков, и то,
что говорится в поздних житиях о его участии в I Вселенском Соборе, совершенно
недостоверно, - на самом деле святитель Николай жил в VI веке, на 200 лет позже.
Но тем не менее, на таких людях держится православие, и без них тоже не было
бы Православной Церкви.
Когда-то Православная
Церковь состояла из небольшого количества христиан, которые жили во враждебном
окружении, и христианские общины мирян напоминали монашеские, и так было до
IV века. В IV веке оказалось, что христиан стало много, они стали наполнять
собой города и села, и среди них жили такие люди - иногда это были епископы,
как вот святитель Николай или патриарх Александрийский Иоанн Милостивый; но
чаще такие люди находились среди священников, и как раз ближайший к нам пример
это святой Иоанн Кронштадтский, - которые постоянно общались со своей паствой,
с простыми людьми и даже с теми, кто не принадлежал к их пастве, потому что,
может быть, они были неверующими или еретиками, или язычниками. И всем этим
людям в их житейских нуждах, исполнение которых само по себе никак не могло
доставить кому-либо Царствие Небесное, эти святые, тем не менее, помогали -
и не только материально, как могли бы помочь и другие люди, не только благотворительностью
занимались (хотя это все тоже было, и без этого не обходилось, потому что в
этом также состоит обязанность христиан), но помогали также и молитвами, и часто
при этом происходили разные чудеса. И самый близкий к нам по времени святой
- это, может быть, святитель Иоанн Максимович, архиепископ Шанхайский, который
умер в 1966 году. Все такие святые подражали святителю Николаю.
У многих людей,
которые сейчас приходят в Церковь, возникает такое недоумение: а, собственно,
что эти святые такого хорошего сделали? Конечно, они были людьми праведными,
но что уж их так особо почитать? Ведь в православии они, можно сказать, никого
особо не воспитывали; большинство из тех, кто не был православным и получил
от них какие-то благодеяния и даже чудеса, так и не изменяли свою жизнь и не
пришли в Церковь, и у каких-то простых людей были, может быть, гораздо большие
успехи по обращению к православию других, чем у этих святых. И что же такого
здесь особенно святого? Но тут надо понимать, что и без простого удостоверения
силы Божией для людей, которые иначе бы и не поняли, что есть сила Божия, если
бы их это напрямую не коснулось, их самих или их близких в понятных им житейских
нуждах, болезнях или еще в каких-то обстоятельствах, - без этого Церковь тоже
не устояла бы. Конечно, мы можем сказать, и это тоже будет правильно, что если
человек живет в Церкви, исполняет более-менее регулярно все обряды, не совершает
каких-то грубых грехов, но в то же время живет какими-то мирскими интересами
и молится Богу, потому что хочет не испытывать нужды, чтобы близкие его были
здоровы и не умирали, то такой человек, если и получит удовлетворение каких-то
своих просьб, то все равно это будет награда на земле, а Царствия Небесного
он при этом не получит и своей души не спасет, и такой человек вполне может
попасть в ад. Это, безусловно, так. И не надо думать, как думают очень многие,
что если толпы людей ходили за такими вот общающимися с народом подвижниками
как святой Николай или, может быть, какие-то монастырские старцы поскромнее,
как например в России в XIX веке, то все эти толпы народа так вот и спасались.
Совершенно не обязательно. Потому что теми интересами материальными и земными,
преимущественно ради которых они ходили за этими святыми, спастись было нельзя.
Хотя, конечно, та помощь, которую они получали, оберегала их от совершения каких-то
грубых грехов, и в этом смысле это было им во спасение, но это уже косвенно.
Однако, мы не видим другого, - хотя можем знать, что оно точно было, но не знаем,
в каких именно случаях (можно только сказать, что таких случаев было меньшинство),
- что люди, получившие удовлетворение каких-то своих грубых нужд, потом дальше
уподоблялись Апостолам, которые тоже когда-то получили от Спасителя удовлетворение
своей грубой нужды, когда они ловили рыбу и всю ночь ничего не могли поймать,
а утром Господь сотворил чудо, и они поймали огромное количество рыбы, когда
уже не чаяли. И действительно, грубая потребность их удовлетворилась чудесным
образом. Но как они на это отреагировали? Они эту рыбу просто бросили, не взяли
ее, а пошли за Спасителем. И вот, среди тех людей, которые получают благодеяния
от Бога через святых подвижников, тоже оказываются некоторые - конечно, их меньшинство,
но тем не менее, они бывают, - которые либо сразу, а еще чаще не сразу бросают
эти ненужные, в общем-то, мирские блага, если не внешним образом бросают, то
внутренне, потому что перестают к ним прилепляться, и идут за Спасителем, за
Господом, Который совершает эти чудеса, или Сам по Себе, или через таких святых,
как святитель Николай или святой Иоанн Максимович. И вот, Апостолы свидетельствуют
нам, что такое обращение возможно, и это значит, что оно совершилось не только
с Апостолами, но будет совершаться и дальше с разными христианами, и таким путем
люди приходят к спасению.
И поэтому
не зря трудились те святые, которые так вот подвизались среди массы христиан,
которым христианство по-настоящему неинтересно, и даже среди не христиан. Можно
ли сказать, что у этой деятельности был очень маленький коэффициент полезного
действия? - Можно сказать. Но Господь и Сам про Себя говорит, что у Него тоже
маленький коэффициент полезного действия. Если вспомнить, что Он об этом говорит
в Евангелии, то Он говорит, что немногие спасутся, что узок путь, ведущий в
Царствие Небесное, и немногие идут им. То есть проповедано Царствие Небесное
многим, а идут туда немногие, и значит у Самого Господа коэффициент полезного
действия маленький. И когда Господь Иисус Христос жил на земле и проповедовал,
то тоже немногие последовали за Ним, а много было таких, которые кричали: "Распни
Его!" Поэтому не надо думать, что ученики могут быть больше Учителя. Все
святые, и в том числе святитель Николай или близкие к нам по времени Иоанн Кронштадтский
и Иоанн Максимович, они действительно проповедовали очень многим, огромному
количеству людей, гораздо большему, чем проповедовали многие другие святые,
но, тем не менее, даже у них очень немногие обращались в православие и спасались.
Но такие были, их не могло не быть, и то, что кажется небольшим в человеческих
глазах, оказывается большим в Царствии Небесном. И поэтому Церковь чтит таких
святых, и мы, если хотим понимать святость именно по-церковному, тоже должны
чтить таких святых и в меру сил подражать также и им. А кто не может им подражать
непосредственно, тот должен, по крайней мере, ценить их подвиг, и поскольку
все мы нуждаемся в каких-то благодеяниях в нашей временной жизни и частенько
обращаемся к Богу с молитвами о том, чтобы получить то или другое благодеяние
Божие, мы должны молиться, прежде всего, о том, чтобы по молитвам святых, через
которых мы получаем эти благодеяния, нам получить самое главное благодеяние,
а именно Царствие Небесное. Аминь.
Обсудить
можно
|