20.12/2.01.2004
Св. Иоанн - один из главных святых ХХ века. Он жил в постоянной суете и на людях, но непрестанно молился. Стать святым через одну деятельную добродетель нельзя, поскольку много помогали ближним и еретики, и нехристиане. Св. Иоанн отличался от других много помогавших ближним людей тем, что он непрестанно молился и был православным догматически. Правильное богословие он стяжал не из учебы, а через молитву. Святым становятся через правую веру, которая побуждает молиться и творить добро ближним, соблюдая заповеди.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память любимого и в нашем городе (особенно, конечно, в нашем городе),
и во всем мире святого - Иоанна Кронштадтского, которого действительно почитают
далеко за пределами Русской Церкви, и нельзя даже сказать, что в Греции его
почитают меньше, чем у нас. Весь мир его принял как одного из самых главных
святых ХХ века, который, хотя он умер в самые первые годы ХХ века, в 1908 году,
предсказал те катастрофы, которые предстояло в ХХ веке пережить всем людям и,
в частности, Православной Церкви, которая будет внешним образом разрушена. Особенно
он это предсказывал в проповедях, которые произносил в дни российской смуты
1905 года. Но еще больше он известен был тем, что постоянно помогал всем находившимся
вокруг него людям, и даже нельзя сказать, что это были только православные христиане;
он действительно помогал всем, кого встречал, - а он жил в Кронштадте, но почти
каждый день бывал в Петербурге. Его жизнь была такова, что дома у него оставалось
времени побыть одному примерно два часа в сутки, и большую часть этого времени
он молился, а не спал, потому что для молитвы в уединении у него тоже больше
времени не было. Но, конечно, все время, которое он проводил в разъездах и прочих
делах, он тоже молился и учил этому всех остальных. Потому что если вообще православному
христианину, если он куда-то идет, надо помнить о том, как бы не отпасть от
Бога, и держать про себя молитву, то тем более в наше время, которое не менее
суетно, чем во времена святого Иоанна Кронштадтского, нам надо, занимаясь своими
делами и оказываясь среди всяких хлопот и суеты, держать все-таки самое главное
- молитву.
И вот, зная
житие святого Иоанна, многие люди думают, что если постоянно помогать ближним,
совершать разные добрые дела и особенно дела деятельной добродетели, дела милостыни,
которыми был так прославлен, совершенно справедливо, Иоанн Кронштадтский, то
так вот и можно стать святым и спастись. Но надо сказать, что это глубокое заблуждение.
Потому что если по-христиански и внимательно читать житие святого Иоанна Кронштадтского
и просто рассматривать его жизнь, те факты о нем, которые нам известны, то выводы
надо сделать совершенно противоположные. Никогда невозможно стать святым через
внешние добродетели, будь то добрые дела по отношению к ближним, милостыня и
т.д.; собственно говоря, через это нельзя даже и спастись, хотя в какой-то мере,
которая нам доступна, и чем больше, тем лучше, это делать необходимо. Необходимо,
но не достаточно. Потому что мы видим, что не меньшие труды, чем святой Иоанн
Кронштадтский, в служении ближним несли, например, разные католики, не все из
которых даже считаются в Римской церкви святыми. А если посмотреть за пределами
христианской религии, то много каких-нибудь индуистов, буддистов и, наверное,
и мусульман, которые тоже так прожили. И поэтому говорить, что мы почитаем во
святых Иоанна Кронштадтского потому, что он был хорошим человеком и много помогал
ближним, - это глубокое догматическое заблуждение, которое не только не является
для нас спасительным, но, к сожалению, является душевредным. Потому что надо
смотреть, чем святой Иоанн, являвшийся с житейской точки зрения хорошим человеком,
много помогавшим ближним, отличался от многочисленных не менее хороших людей,
с точки зрения житейской, которые не меньше его помогали ближним, но принадлежали
к другим религиям, католичеству или индуизму? Чем он от них отличался? Тут два
самых главных отличия.
Первое из
них раньше бросается в глаза даже, может быть, и не очень внимательному наблюдателю:
отец Иоанн Кронштадтский все совершал со внутренней молитвой, и молитва эта
была обращена не к каким-то индуистским божествам и не к ложному богу католиков,
а именно к Тому Богу, Которого чтит Святая Церковь, к Богу Истинному. И что
это была за молитва? Сам святой Иоанн не скрывал этого, и мы знаем от него самого,
что это была за молитва. Это была молитва Иисусова, которую он сам творил постоянно
и которой он завещал молиться всем. И вот, уже даже если мы будем чуть-чуть
внимательнее читать то, что говорил отец Иоанн Кронштадтский об Иисусовой молитве,
зачем она нужна и почему такая польза от призывания имени Божия, то мы увидим
тогда вторую и самую главную черту святого Иоанна - он был догматически православным.
Он не просто был хорошим человеком и творил дела добродетели, он не просто молился,
как многие тоже молятся из хороших людей, но не становятся от этого святыми
и даже неизвестно, спасаются ли, а он молился чисто. А кто молится чисто, тот
всегда приходит к истинному богословию. И недаром у святых отцов появилось такое
изречение, еще в IV веке, что "кто чисто молится, тот истинный богослов,
и кто истинный богослов, тот чисто молится".
Поэтому хотя святой Иоанн Кронштадтский не изучал православного богословия,
а даже гораздо хуже - он закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, где
его всему обучали, как не надо, по учебникам, составленным католиками или протестантами,
или их компиляторами, которые смешивали одно с другим и получали все равно отраву,
- несмотря на это в его творениях совершенно не заметно этой самой богословской
школы, которая была совсем неправославной, а заметно, что школа у него святоотеческая,
хотя читать в большом количестве труды святых отцов для него было невозможно,
потому что он проводил время не в ученых занятиях, и у него был такой образ
жизни, что изучать святых отцов ему было некогда, хотя он и знал греческий язык,
которому учили в Академии. Но наше спасение не может зависеть от того, сколько
книжек мы прочитали; и если не через книжки, то как-то иначе Господь всем открывает
все, что нужно для спасения. Вот, святому Иоанну Он в основном открывал все
не через книжки, а через молитву. И поэтому, из-за того, что молитва его была
чистой, у него прояснялось и разумение догматики. И читая его труды, практически
невозможно вычитать ничего из того, о чем тогда писали и учили преподаватели
духовных академий. Зато можно вычитать то, что святой Иоанн даже и не мог нигде
прочитать в то время, но что точно совпадало с учением святых отцов. И конечно,
не в последнюю очередь таково его учение о богословском обосновании молитвы,
о значении призывания имени Иисусова для освящения всей нашей жизни, для того,
чтобы мы себя ставили постоянно пред Богом, каялись и просвещались. Также это
касается и других вопросов догматики.
Поэтому действительно
святой Иоанн Кронштадтский был "яко един от древних", т.е. не такой
святой, которого христиане современности готовы признать святым из-за оскудения
святых, подобных древним, а святой, дающий именно такое представление о святости,
которое в течение всего существования Церкви в ней было. Итак, по-настоящему
житие святого Иоанна Кронштадтского говорит нам о том, что мы спасаемся и становимся
святыми тогда, когда принимаем во всей полноте учение Церкви. Это, прежде всего,
правильная вера, православная вера, без которой, как сказано в Новом Завете,
"невозможно угодить Богу". И именно эта вера и побуждает нас постоянно
молиться и постоянно призывать имя Божие, как говорит Псалмопевец: "Предзрех
Господа предо мною выну", т.е. все время перед собой видел Господа. И эта
же вера, а не что-то другое, побуждает творить всякие добрые дела по отношению
к ближним, добродетели внешние. Потому что всякий внешний поступок судится не
по тому, что он приносит много пользу или, может быть, вред, а судится он по
тому намерению, с которым он совершен, точнее, ради чего он совершен. Бывают
разные мотивации поступков. Бывают греховные мотивации; бывают хорошие мотивации,
но такие, которые не дают жизни вечной, а просто делают тебя хорошим человеком
в этом мире; но для того, чтобы спастись, мы должны постоянно иметь одну мотивацию
- что мы помогаем ближним потому, что такова наша вера, таково учение Церкви,
потому что мы имеем такие заповеди. И вот, именно тогда и наши внешние дела,
которыми был так знаменит святой Иоанн Кронштадтский, послужат нашему спасению.
И именно этому научает нас его жизнь. Аминь.
Обсудить
можно
|