"Яко един от древних".
Слово в день памяти святого Иоанна Кронштадтского

20.12/2.01.2004

Св. Иоанн - один из главных святых ХХ века. Он жил в постоянной суете и на людях, но непрестанно молился. Стать святым через одну деятельную добродетель нельзя, поскольку много помогали ближним и еретики, и нехристиане. Св. Иоанн отличался от других много помогавших ближним людей тем, что он непрестанно молился и был православным догматически. Правильное богословие он стяжал не из учебы, а через молитву. Святым становятся через правую веру, которая побуждает молиться и творить добро ближним, соблюдая заповеди.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память любимого и в нашем городе (особенно, конечно, в нашем городе), и во всем мире святого - Иоанна Кронштадтского, которого действительно почитают далеко за пределами Русской Церкви, и нельзя даже сказать, что в Греции его почитают меньше, чем у нас. Весь мир его принял как одного из самых главных святых ХХ века, который, хотя он умер в самые первые годы ХХ века, в 1908 году, предсказал те катастрофы, которые предстояло в ХХ веке пережить всем людям и, в частности, Православной Церкви, которая будет внешним образом разрушена. Особенно он это предсказывал в проповедях, которые произносил в дни российской смуты 1905 года. Но еще больше он известен был тем, что постоянно помогал всем находившимся вокруг него людям, и даже нельзя сказать, что это были только православные христиане; он действительно помогал всем, кого встречал, - а он жил в Кронштадте, но почти каждый день бывал в Петербурге. Его жизнь была такова, что дома у него оставалось времени побыть одному примерно два часа в сутки, и большую часть этого времени он молился, а не спал, потому что для молитвы в уединении у него тоже больше времени не было. Но, конечно, все время, которое он проводил в разъездах и прочих делах, он тоже молился и учил этому всех остальных. Потому что если вообще православному христианину, если он куда-то идет, надо помнить о том, как бы не отпасть от Бога, и держать про себя молитву, то тем более в наше время, которое не менее суетно, чем во времена святого Иоанна Кронштадтского, нам надо, занимаясь своими делами и оказываясь среди всяких хлопот и суеты, держать все-таки самое главное - молитву.

И вот, зная житие святого Иоанна, многие люди думают, что если постоянно помогать ближним, совершать разные добрые дела и особенно дела деятельной добродетели, дела милостыни, которыми был так прославлен, совершенно справедливо, Иоанн Кронштадтский, то так вот и можно стать святым и спастись. Но надо сказать, что это глубокое заблуждение. Потому что если по-христиански и внимательно читать житие святого Иоанна Кронштадтского и просто рассматривать его жизнь, те факты о нем, которые нам известны, то выводы надо сделать совершенно противоположные. Никогда невозможно стать святым через внешние добродетели, будь то добрые дела по отношению к ближним, милостыня и т.д.; собственно говоря, через это нельзя даже и спастись, хотя в какой-то мере, которая нам доступна, и чем больше, тем лучше, это делать необходимо. Необходимо, но не достаточно. Потому что мы видим, что не меньшие труды, чем святой Иоанн Кронштадтский, в служении ближним несли, например, разные католики, не все из которых даже считаются в Римской церкви святыми. А если посмотреть за пределами христианской религии, то много каких-нибудь индуистов, буддистов и, наверное, и мусульман, которые тоже так прожили. И поэтому говорить, что мы почитаем во святых Иоанна Кронштадтского потому, что он был хорошим человеком и много помогал ближним, - это глубокое догматическое заблуждение, которое не только не является для нас спасительным, но, к сожалению, является душевредным. Потому что надо смотреть, чем святой Иоанн, являвшийся с житейской точки зрения хорошим человеком, много помогавшим ближним, отличался от многочисленных не менее хороших людей, с точки зрения житейской, которые не меньше его помогали ближним, но принадлежали к другим религиям, католичеству или индуизму? Чем он от них отличался? Тут два самых главных отличия.

Первое из них раньше бросается в глаза даже, может быть, и не очень внимательному наблюдателю: отец Иоанн Кронштадтский все совершал со внутренней молитвой, и молитва эта была обращена не к каким-то индуистским божествам и не к ложному богу католиков, а именно к Тому Богу, Которого чтит Святая Церковь, к Богу Истинному. И что это была за молитва? Сам святой Иоанн не скрывал этого, и мы знаем от него самого, что это была за молитва. Это была молитва Иисусова, которую он сам творил постоянно и которой он завещал молиться всем. И вот, уже даже если мы будем чуть-чуть внимательнее читать то, что говорил отец Иоанн Кронштадтский об Иисусовой молитве, зачем она нужна и почему такая польза от призывания имени Божия, то мы увидим тогда вторую и самую главную черту святого Иоанна - он был догматически православным. Он не просто был хорошим человеком и творил дела добродетели, он не просто молился, как многие тоже молятся из хороших людей, но не становятся от этого святыми и даже неизвестно, спасаются ли, а он молился чисто. А кто молится чисто, тот всегда приходит к истинному богословию. И недаром у святых отцов появилось такое изречение, еще в IV веке, что "кто чисто молится, тот истинный богослов, и кто истинный богослов, тот чисто молится".
Поэтому хотя святой Иоанн Кронштадтский не изучал православного богословия, а даже гораздо хуже - он закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, где его всему обучали, как не надо, по учебникам, составленным католиками или протестантами, или их компиляторами, которые смешивали одно с другим и получали все равно отраву, - несмотря на это в его творениях совершенно не заметно этой самой богословской школы, которая была совсем неправославной, а заметно, что школа у него святоотеческая, хотя читать в большом количестве труды святых отцов для него было невозможно, потому что он проводил время не в ученых занятиях, и у него был такой образ жизни, что изучать святых отцов ему было некогда, хотя он и знал греческий язык, которому учили в Академии. Но наше спасение не может зависеть от того, сколько книжек мы прочитали; и если не через книжки, то как-то иначе Господь всем открывает все, что нужно для спасения. Вот, святому Иоанну Он в основном открывал все не через книжки, а через молитву. И поэтому, из-за того, что молитва его была чистой, у него прояснялось и разумение догматики. И читая его труды, практически невозможно вычитать ничего из того, о чем тогда писали и учили преподаватели духовных академий. Зато можно вычитать то, что святой Иоанн даже и не мог нигде прочитать в то время, но что точно совпадало с учением святых отцов. И конечно, не в последнюю очередь таково его учение о богословском обосновании молитвы, о значении призывания имени Иисусова для освящения всей нашей жизни, для того, чтобы мы себя ставили постоянно пред Богом, каялись и просвещались. Также это касается и других вопросов догматики.

Поэтому действительно святой Иоанн Кронштадтский был "яко един от древних", т.е. не такой святой, которого христиане современности готовы признать святым из-за оскудения святых, подобных древним, а святой, дающий именно такое представление о святости, которое в течение всего существования Церкви в ней было. Итак, по-настоящему житие святого Иоанна Кронштадтского говорит нам о том, что мы спасаемся и становимся святыми тогда, когда принимаем во всей полноте учение Церкви. Это, прежде всего, правильная вера, православная вера, без которой, как сказано в Новом Завете, "невозможно угодить Богу". И именно эта вера и побуждает нас постоянно молиться и постоянно призывать имя Божие, как говорит Псалмопевец: "Предзрех Господа предо мною выну", т.е. все время перед собой видел Господа. И эта же вера, а не что-то другое, побуждает творить всякие добрые дела по отношению к ближним, добродетели внешние. Потому что всякий внешний поступок судится не по тому, что он приносит много пользу или, может быть, вред, а судится он по тому намерению, с которым он совершен, точнее, ради чего он совершен. Бывают разные мотивации поступков. Бывают греховные мотивации; бывают хорошие мотивации, но такие, которые не дают жизни вечной, а просто делают тебя хорошим человеком в этом мире; но для того, чтобы спастись, мы должны постоянно иметь одну мотивацию - что мы помогаем ближним потому, что такова наша вера, таково учение Церкви, потому что мы имеем такие заповеди. И вот, именно тогда и наши внешние дела, которыми был так знаменит святой Иоанн Кронштадтский, послужат нашему спасению. И именно этому научает нас его жизнь. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz