22.12/4.01.2004
Память кого сегодня совершается. Две родословных Христа в Евангелии, их отличия и символический смысл. Символический смысл семи седмиц поколений. Давид и Салафииль. Последний, седьмой род - христиане. Мы должны понимать, что живем в последние времена, и ничего из внешнего не бояться, а внимать себе. Бояться надо только греховных соблазнов. Как через нашу реакцию на ближних можно понять наши грехи.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память Святых отец. Перед Рождеством Христовым две очень похожих недели,
т.е. два воскресных празднования. Одно было в прошлое воскресенье, называется
Неделя Святых праотец, а другое сегодня, называется Неделя Святых отец. В чем
отличие? Ведь очень много сходного: и там, и там празднуются святые Ветхого
Завета. Если просто смотреть по названию, то и непонятно, в чем там отличие,
но реально в Неделю Святых праотец празднуются все вообще святые Ветхого Завета,
потому что в общем смысле все они подготовили пришествие Спасителя, и поэтому
уместно в подготовительный период к Рождеству Христову их праздновать. В сегодняшнее
воскресенье празднуется память не всех вообще святых Ветхого Завета, а только
тех, от кого Христос произошел по плоти. Хотя в родословных Его упоминаются
некоторые люди не святые и даже такие, которые прокляты - это всякие цари, которые
были после Соломона в Израиле, несколько поколений, - и их память во святых
не совершается, но среди предков Христа по плоти было много праведников Ветхого
Завета, в том числе и тех, память которых мы совершали в прошлое воскресенье,
и вот их память совершается. И поэтому сегодня читалось Евангелие от Матфея
не просто о Рождестве Христовом, хотя до этого мы тоже дочитали, а главная часть
его занимала родословная Иисуса Христа.
Из Евангелия
мы знаем две родословных Иисуса Христа: одна в Евангелии от Матфея, другая в
Евангелии от Луки, - и они очень сильно различаются, причем не только тем, что
одна идет от предков к потомкам, а другая в обратном порядке, от Иосифа к Богу;
и не только тем, что нынешняя родословная в Евангелии от Марка восходит к Аврааму,
а в Евангелии от Луки - к Богу; они также отличаются и некоторыми именами, и
вообще у них разные концепции. Каждая из этих родословных на самом деле не является
перечнем всех поколений, какие только были, и это видно из того, что, например,
родословная в Евангелии от Луки противоречит Библии. В Библии написано, какие
были цари в Израиле, бывшие потомками Давида и Соломона, от которых произошел
Христос, но родословная в Евангелии от Луки проклятых царей пропускает вообще,
потому что они не были наследниками благословения, а то, что они являлись наследниками
Давида по плоти, - это в данном случае неинтересно. Это значит, что обе родословных
имеют символический смысл. И на самом деле даже количество имен в этих родословных
не является равным числу поколений, которые прошли в реальной жизни, а названы
те имена, которые почему-либо значимы. В Евангелии от Луки это имена тех, через
кого действительно шло благословение Божие, а в Евангелии от Матфея это имена
и тех, через кого благословение не шло, но которые выражают, тем не менее, какой-то
важный символический смысл. И сегодняшнее чтение указывает нам на этот смысл.
А именно,
в конце этого перечня поколений сказано, что от Авраама до Давида - 14 поколений,
от Давида до преселения вавилонского - еще 14 поколений, и от преселения вавилонского
до Иисуса Христа - еще четырнадцать поколений. Три раза по 14 или, лучше сказать,
чтобы было еще понятнее, шесть раз по семь. И получается, что в начале седьмой
седмицы поколений является Христос, и новым поколением, седьмым родом, оказываются
христиане - последний род, потому что семь означает полноту времен, это основное
значение числа семь как сакрального числа в Ветхом Завете. И вот, символическое
число поколений, которое означает полноту всех родов до конца мира, до второго
пришествия, должно быть равно семи седмицам, семь на семь - сорок девять. И
вот, шесть седмиц прошло до Иисуса Христа, а седьмая продолжается сейчас. И
не надо думать, что раз сейчас у нас прошло уже больше семи поколений, то и
вся эта концепция неверна, - хотя некоторые из первых христиан думали, что счет
поколений тут надо понимать буквально, что семь поколений после Христа пройдет,
и тогда уже будет второе пришествие; но это ниоткуда не следует на самом деле.
Посмотрим,
каково символическое значение тех людей, которые были до Христа, согласно прочитанной
сегодня родословной. Началось все с Авраама. Кто такой был Авраам? Он принял
обетование от Бога, и что он сделал после этого? Он оставил дом отца своего
и пошел в чужую землю, туда, куда ему повелел Бог, - и через это он как раз
и стал образом Христа, Который тоже в некотором смысле оставил Отца Своего небесного
и пришел в землю чужую, точнее, Сам, можно сказать, стал землей, потому что
человек сделан из земли, как сказано в Библии. Отсюда понятно, что Авраам является
в особенной степени, далеко не в той, в которой вообще все праведники, в том
числе Ветхого Завета, являются образом Христа, а в большей степени, и ему был
дан завет. Дальше мог бы идти Моисей, но, как ни странно, идет не он, а Давид.
Давид с Моисеем - тоже близкие фигуры, потому что Давид это первый царь, и он
был образом Мессии; Сам Мессия - это как бы новый Давид, именно так о Нем пророчествует
Писание, и Мессия в особом смысле называется Сыном Давидовым, потому что очень
ясно говорится в Писании, что именно из царского рода Давида произойдет Мессия.
Давид известен тем, что он построил храм. Если Авраам жил еще в палатках, потому
что жил кочевым образом, то Давид решил построить храм, собрал для него все
необходимое, и уже сын его Соломон его построил. Дальше говорится о преселении
вавилонском, после чего первое имя, которое называется, - это имя Салафииля.
Салафииль является отцом Зоровавеля, о котором говорит ряд книг Ветхого Завета,
где рассказывается о том, как после преселения вавилонского Храм поднимали из
развалин, и именно Зоровавель сделал это в конце VI века до Рождества Христова,
и его отец Салафииль называется в родословной, а это означает, что в той общине,
в которой было написано Евангелие от Матфея, Салафииля особо почитали. И можно
спросить: куда же это почитание делось потом? Если кто-то читал славянскую III
Книгу Ездры, которая на греческом языке вообще не сохранилась, а на славянский
была переведена с латыни (очень поздний плохой перевод), на латыни она сохранилась
хорошо, а еще лучше сохранилась на эфиопском языке, - то вот там как раз этот
самый Ездра в начале говорит, что его зовут Салафииль, то есть это второе имя
Ездры. И вот, из этого Апокалипсиса Ездры понятно, что речь идет о пророке,
от имени которого был написан весь этот апокалипсис, и этот пророк сам был образом
Христа. И как раз с тем преданием, с той традицией, которая отражена в III Книге
Ездры, как раз и связано упоминание переселения вавилонского и Салафииля.
А дальше является
Христос и начинается наше поколение, поколение христиан, наша седмица родов,
самая последняя, в которой мы находимся и которая соответствует последним временам.
Как говорят святые отцы, последние времена - это те, в которые уже ничего не
будет; они наступили, когда Христос воплотился, и воплощение Христово - это
начало последних времен, потому что в мировой истории после воплощения Христова
уже ничто не происходило и не могло произойти, и не произойдет, кроме одного
-сама история закончится. Потому что история этого мира имела начало и будет
иметь конец. И вот, она закончится на нас и через нас. И слова Христа о конце
света: "Не прейдет род сей, дондеже вся сия будут", - могут быть как
раз отнесены к нашей символической седмице родов, которые являются новым и последним
родом христиан. И вот, мы должны себя чувствовать так же, как чувствовали себя
первые христиане, потому что с тех пор ничего не изменилось. А это значит, что
мы должны ощущать себя находящимися на самой последней кромке истории. И поэтому
мы не должны ужасаться, когда происходят те страшные вещи, о которых говорится
в Евангелии, - войны, землетрясения, и все прочее, потому что "надлежит
всем сим быти"; правда, в Евангелии сказано, что "не тогда есть кончина",
а будет и еще нечто худшее. Но наше дело - не бояться тех бед, которые могут
произойти, а внимать самим себе, потому что ни с каким человеком ничего произойти
не сможет, кроме того, что он сам допустит, если не будет стараться очищать
свою душу, потому что тогда Господь будет его вразумлять, причем по-разному
- и какими-то жизненными трудностями, которые заставляют человека задуматься,
правильно ли он живет, и попущением впадать в разные грязные грехи, чтобы сам
человек, наконец, заметил свою греховность, впав не в такие грехи, в которых
он себя легко оправдывает и говорит, что ничего нет, а в такие, которые он не
может не заметить. Вот, если мы будем внимать себе, то тогда нам не надо бояться
того, что может произойти с окружающим миром.
А самое худшее,
что с нами может произойти, - это не какие-то бедствия и разные внешние неприятности,
а только одно - когда мы принимаем внушения диавола, которые приходят в наш
ум или непосредственно от бесов (а мы часто думаем, что это наши собственные
мысли), или через злых людей, или даже не через злых людей, а через наших ближних
(недаром в Евангелии сказано, что "враги человеку домашние его"),
но все равно через всех этих людей действуют бесы. И поэтому не надо винить
окружающих людей в чем бы то ни было, а надо думать о том, что мы принимаем
всякие соблазны, - и вот этого, действительно, бояться нам надо. А чтобы соблазнов
не принимать, нужно молиться и каяться, постоянно держать Иисусову молитву и
постоянно каяться.
И если все
время стараться каяться, то очень быстро обнаруживается, что грехи наши как-то
быстро кончаются, и мы вдруг становимся безгрешными: приходим на исповедь, и
сказать нам нечего… То есть каемся мы так хорошо, что это не может не вызвать
подозрения. И вот, чтобы эти подозрения рассеять, лучше всего посмотреть на
то, как мы относимся к нашим ближним, насколько часто мы начинаем раздражаться
от их недостатков. Обычно мы говорим: "Нет, я не раздражаюсь, а просто
их замечаю". Хорошо. Тогда сформулируем так: насколько часто мы испытываем
некоторый внутренний дискомфорт по отношению к нашим ближним, которые делают
что-нибудь; насколько часто нам хочется их поучать, когда они не являются нашими
детьми или подчиненными и не просят у нас совета; насколько часто нам хочется
кому-то сказать, чтобы просто "отвести душу", какие плохие какие-то
там наши знакомые или родственники. Все это означает, что наше настроение отнюдь
не мирное, что нас все это задевает. А это значит, что то, в чем нас люди задевают,
то и является нашими грехами, помимо того, что сама такая наша реакция на людей
греховна. Ближние, раздражающие нас, показывают нам, чем действительно нас можно
задеть. И вот этого-то нам нужно бояться, об этом мы должны думать постоянно.
А то, что мир находится в таком угрожающем положении, что он когда-нибудь кончится,
что даже пока он не кончается, в нем происходят и будут происходить всякие страшные
вещи, - все это нас по-настоящему может задеть только тогда, когда мы сами распустимся,
когда мы потеряем внутреннее внимание. В житиях святых, в том числе и ветхозаветных,
мы видим очень много примеров, когда люди, имевшие внутреннее внимание и молитву
к Богу, оставались твердыми, что бы с ними ни происходило, хотя, правда, не
всегда им это давалось достаточно легко, как можно видеть, например, из Книги
Иова, где главный герой подвержен очень сильным борениям, но выходит из них
победителем. Дай нам Бог хотя бы с борениями победить и не отпасть от Бога.
Господь да подаст нам одну часть с нашими предками Христа, то есть со всеми
богоотцами, праотцами Христовыми по плоти, память которых мы совершаем сегодня.
Аминь.
Обсудить
можно
|