6/19.01.2004
Какой смысл праздника и что знают о нем в народе. Св. вода - врачевство духовное; но в Церкви как аптеке - не все лекарства полезны всем и каждому. Чтобы получить полезное лекарство, нужно сначала пойти к врачу; в Церкви доктор - церковное учение. Кто употребляет св. воду, а живет не по-христиански, тому это будет только в осуждение. Св. вода, в отличие от причастия, дается всем, но использовать ее надо разумно. Надо делать то из христианских дел, о чем мы уже знаем, и все время стараться узнать о христианстве больше, чтобы исправлять свою жизнь.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем праздник Богоявления или Крещения Господня. Крещением он называется
потому, что в этот день Господь крестился от Иоанна в Иордане, а Богоявлением
он называется потому, что во время Крещения Господня Он явился как Сын Божий,
потому что глас с неба, т.е. глас Отца сказал: "Это Сын Мой возлюбленный",
- и в виде голубя символически явился Дух Святый, не потому, что Он воплотился
в голубя - Дух Святой не воплощался ни в голубя, ни в какое-либо другое плотское
существо, - а потому, что символическая фигура голубя явила присутствие Святого
Духа, чтобы все могли его увидеть, потому что Сам по Себе Святой Дух не виден.
И поэтому праздник называется также и Богоявлением.
А у нас сейчас
что знают об этом празднике? Что это праздник, когда храмы наиболее посещаемы
за целый год. Столько народу, сколько приходит в этот день в церковь, не бывает
даже на Пасху; Пасха только на втором месте идет, потому что на Пасху надо приносить
освящать куличи, которые люди сами должны приносить из дома или из магазина,
а на Богоявление получают нечто материальное, что из дома приносить не надо,
- прямо в храме уже все и дают, - т.е. воду. И вот, люди, которые приходят в
церковь раз в год получить эту воду, они, конечно, хорошо делают, потому что
они знают, что есть такой вот праздник, когда раздается святая вода, и что святая
вода является святыней и нужна для того, чтобы людям была какая-то польза. И
конечно, очень хорошо, если кто-то так думает, потому что это все совершенно
верно.
Но для того,
чтобы от полезных вещей получить пользу, нужно знать, для чего они употребляются.
Мы, например, знаем, что в аптеке продаются всякие полезные лекарства; но это
не побуждает нас к тому, чтобы всю зарплату потратить, чтобы купить все подряд
лекарства и сразу съесть. Потому что эффект такого поступка для нас очевиден:
если мы и не совсем сразу умрем - может быть, и откачают, поскольку реанимации
у нас работают в городе достаточно хорошо, - но ничего хорошего для нас от этого
не будет. И вот, не надо думать, что в Церкви врачевство духовное, т.е. тоже
своего рода лекарство, преподается иначе. В Церкви тоже можно получить совершенно
не то лекарство, которое нужно человеку в данный момент, хотя, конечно, в Церкви
подаются именно лекарства, и каждому из нас лекарство нужно. Но в Церкви, как
в аптеке: в аптеке подаются разные лекарства, и надо смотреть, что именно нам
прописывает доктор и покупать лекарства по рецепту; а если человек ни разу у
доктора не был, а просто пришел купить что попало, то понятно, что ничего хорошего
из этого не получится. А что же в Церкви? Кто там является доктором? Доктором
здесь является церковное учение; не надо думать, что это священник; священник
является как бы низшим медперсоналом или кем-то вроде фармацевта, если сравнивать
с аптекой; а врачом является Господь, является через Церковь. Потому что Церковь
учит нас, как нам вообще жить, что нам нужно делать в жизни, чего нам, наоборот,
нужно не делать, о чем мы должны стараться. Нам назначается курс лечения, который
состоит не только из приема таблеток и лекарств, а, прежде всего из образа жизни,
который соответствует нашему состоянию и показывает, насколько мы здоровы. И
вот, из того образа жизни, который нам предписывается Церковью, мы можем уже
сделать какие-то выводы, и в соответствии с этим употреблять те или иные лекарства.
Понятно, что
большинство людей, которые приходят в Церковь раз в год и, строго говоря, почти
ничего не знают о христианстве, они не могут жить полноценной церковной жизнью,
никто из них не может сразу так вот придти и начать исповедаться, причащаться.
Хотя, конечно, хорошо знать, что это нужно делать, к этому готовиться и когда-нибудь
для этого созреть; но начинать надо не с этого. Можно ли начинать с того, чтобы
придти, набрать святой воды и потом как-то там ее пить или кропить квартиру?
Можно, и это хорошо; но если делается только это, а больше ничего не делается,
то тогда это будет плохо; тогда нам, скорее всего, будет грозить наказание Божие
за то, что взяли святыню, а используем ее не во благо. Потому что если в этих
комнатах, которые вы сегодня покропите святой водой, совершаются всякие беззакония
и абсолютно нехристианские поступки, то зачем тогда на это просить благословение
Божие? Это будет только надругательство, и мало того, что не оставятся те грехи,
которые будут там совершаться, но будет еще и гораздо худший грех поругания
святыни. А если человек пьет святую воду, но при этом не собирается стараться
как-то каяться и жить по-христиански, то это тоже будет только поношение святыни
и надругательство.
И вот, конечно,
хорошо брать святую воду, и она достается тем, кто изъявляет желание ее взять;
это такое лекарство, которое в Церкви дают без рецепта, если сравнивать с аптекой.
Это не то, что, например, причастие, которое дается только тем, кто ходит в
церковь и исповедуется и причащается регулярно, - и поэтому тем из захожан,
кто заодно с походом за водой решили сегодня причаститься, пришлось всем отказать,
потому что причастие дается не всем подряд, а только тем, кто готовился, причем
готовился всей жизнью своей. А вот святая вода - это такое лекарство, которое
отпускается без рецепта, пожалуйста; но даже и такие лекарства надо принимать
в соответствии со своим состоянием и если ты хочешь выздороветь. Например, если
человек хочет болеть, то зачем ему лекарства? А в Церкви лекарства таковы, что
если человек хочет болеть, т.е. продолжает совершать все те же грехи, продолжает
жить так же не по-христиански, как раньше, то эти лекарства не только ему не
помогут, но, может быть, ему от них будет еще и хуже. Поэтому принимать святую
воду, окроплять ею помещения, пить ее - это все очень хорошо, но, повторяю,
только тогда, когда мы собираемся и стараемся жить по-христиански, когда мы,
в меру нашего нынешнего понимания того, что такое христианская жизнь, а что
такое нехристианская жизнь (а это понимание есть у каждого, хоть какое-то),
в меру того понимания, которое нам Бог уже дал, стараемся исполнять то, о чем
мы знаем, что это правильно, если мы в Бога верим. Если мы будем совершать те
христианские дела, которые мы уже знаем, и просить на это помощи Божией, и тогда,
когда мы будем пить святую воду, нам это тоже будет помогать жить по-христиански;
а вот пить святую воду, врачевство духовное, чтобы потом совершать грехи, т.е.
продолжать болеть, - совершенно незачем; лучше уж тогда поскорей умереть или
оставаться больным. Ведь здоровье от Бога нам нужно тогда, когда мы хотим употребить
силы на покаяние, на то, чтобы загладить прошлые грехи, чтобы подвизаться в
добродетели в оставшиеся дни нашей жизни. Вот тогда святая вода будет нам во
здравие, в том числе и тела, но, прежде всего, души; а тело является органом
души, и здравие тела нужно, если оно нужно, только для здравия души. И вот,
будем стараться жить по-христиански в меру того, что мы знаем сейчас, - это
уже будет хорошо.
Но есть одна
вещь, которую мы все должны знать уже сейчас, как бы мы ни были далеки от христианства.
Очень важная заповедь - стараться узнать о христианстве больше. Если мы сейчас
знаем нечто малое, в это малое должно входить наше старание узнать большее.
Не надо это делать слишком поспешно, потому что от поспешности в этом деле ничего
хорошего не выходит, но надо это делать планомерно и старательно, чтобы наше
стремление избежать поспешности не служило отговоркой для нашей лени и нежелания
исправлять и менять свою жизнь.
Вот у нас
тут есть такая небольшая брошюрочка про исповедь, где написано, какие бывают
основные грехи; это вот и есть те пункты, по которым нужно исправлять свою жизнь,
и некоторые из них всем, здесь присутствующим, очевидны, так что и в книжку
не надо смотреть, а некоторые другие воспринимаются людьми часто совершенно
иначе, как что-то нормальное, совершенно не являющееся грехом. И часто люди
не пытаются избавиться от каких-то грехов не потому, что не могут, не потому,
что не хотят, а просто потому, что не знают, что это грехи и что от них надо
избавляться. Поэтому надо стараться узнавать, в чем состоит христианское учение.
И вот это должно быть главным. Если человек приходит в церковь раз в год за
водой, то это само по себе - совершенно тупое и бессмысленное занятие, от которого
только вред. А чтобы от него была польза, надо начать с того, чтобы приходить
не только за водой, а для того, чтобы что-нибудь узнать о христианстве. И да
подаст нам всем Господь узнавать что-то новое о христианстве в течение всей
нашей жизни и усваивать это, чтобы придти в Царствие Небесное. Аминь.
Обсудить
можно
|