17/30.01.2004
В последние времена христиане лишатся почти всех храмов. Св. Антоний являет нам пример христианской жизни. О подражании святым - исход из дома и преселение в пустыню. Царство Небесное - не плата за праведность.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
в Евангелии от Марка слышали, как ученики подошли к Господу, и один из них восторгался
храмом, какое это величественное здание, - на что Господь ему сказал, что скоро
придет время, когда камня на камне от него не останется. И как Его поняли ученики
- и правильно поняли, судя по Его ответам, - это приближение кончины времен.
Действительно, в конце времен рушатся храмы истинного Бога. И если уже началом
конца времен было само пришествие Спасителя, после которого рухнул иерусалимский
Храм, то постепенно храмов у христиан становится все меньше; и хотя после пришествия
Христова было построено много христианских храмов, но в настоящее время они
большей частью либо разрушены, либо обращены во что-то нецерковное, либо находятся
в распоряжении у еретиков, и это относится не только к России, но и к другим
странам, где еще остались православные храмы. Итак, храмов у православных становится
все меньше, и действительно, чем ближе к последним временам, тем менее презентабельными
становятся те храмы, в которых собираются христиане. Но мы знаем, что до III
века включительно христиане молились в основном по домам, где были домовые церкви.
И вот это в большой степени относится сейчас и к нашей Российской Церкви, потому
что сейчас большинство приходов нашей Церкви не имеют своих храмов, а служат
или по квартирам, или в деревенских домах; это может когда-нибудь произойти
и с нашим приходом, и хотя, во всяком случае, в ближайшее время наш храм сохранится,
но мы, видимо, потеряем в течение нынешнего 2004 года еще некоторые храмы, в
которых пока что совершаются богослужения. Поэтому надо относиться к этому как
к нормальному, и понимать, что это, с одной стороны, это происходит за наши
грехи, а с другой стороны, для нашего вразумления, чтобы мы старались более
соответствовать идеалу христианской жизни.
И вот, празднуемый
сегодня святой Антоний Великий как раз показывает нам пример христианской жизни.
В неправильном, неправославном понимании Антоний Великий является просто каким-то
одним из первых изобретателей пустынножительства и не более того. Хотя и это
тоже много, но ведь, с другой стороны, никто из нас не является пустынножителем
и вряд ли когда-нибудь им станет, да и вообще в наше время пустынножителей очень
мало, потому что мало осталось мест для пустынной жизни; и даже само монашество
(а святой Антоний является не только начальником пустынножительства, но также
и одним из основателей монашества) это такой подвиг, который в наше время избирают
немногие, а большинство христиан живет в миру, даже если они неженаты или не
замужем, - как это, впрочем, было и во времена св. Антония и в первохристианское
время. Но можно и в миру жить по-монашески, поэтому подражать святому Антонию
надо. В чем же это подражание может выражаться, если мы живем не в пустыне и
даже не в монастыре? Как всякое подражание святым, оно должно быть подражанием
их внутреннему устроению.
Каково же
было внутреннее устроение святого Антония? Это было разъяснено многократно и
в его поучениях, которые до нас дошли, и в тех свидетельствах отцов-пустынников,
которые жили одновременно с ним или на поколение позже, которые были близки
к нему по времени и сами от него учились. Чему они от него научились? Они от
него научились самому главному - тому, что они сами определили как подражание
Аврааму. Есть некоторые люди, подобные святому Антонию и подобные Аврааму, которые
получают некий особый призыв от Господа, и тогда они не медлят оставить все.
Конечно, можно получить призыв от Господа, но не оставить все, - и такой пример
есть как раз в Евангелии в лице Иуды, который был призван Господом и внешним
образом за Ним пошел, но, как оказалось, внутренне он пошел вовсе даже не за
Ним, и это было еще хуже, чем если бы он вообще не стал Апостолом. Конечно,
таких людей, как святой Авраам или святой Антоний, немного, но многие другие
люди видят их пример и, если хотят, могут им подражать. И большинство монахов
- оно именно подражает таким подвижникам, как святой Антоний. И мы тоже должны
стараться ему подражать. Потому что это подражание выводит нас из той суеты,
в которой мы жили, выводит нас из наших грехов - а выводит это из наших грехов
потому, что выводит нас вообще из той жизни, в которой мы жили и совершали эти
грехи. Потому что в той жизни, которой мы жили, когда не хотели жить исключительно
ради Бога, мы постоянно впадали в эти самые грехи; и даже если мы в них каялись,
то хотя они нам оставлялись, мы их потом повторяли снова и снова. А для того,
чтобы их не повторять, мало в них раскаяться, точнее говоря, нужно раскаяться
в них глубоко, а глубокое раскаяние приводит к тому, что мы начинаем менять
свою жизнь и отходим от тех ситуаций, в которых мы согрешали. И тогда мы вместе
со святыми Авраамом и Антонием выходим из дома отца нашего, как было заповедано
Аврааму, и если не внешне, то всегда внутренне переселяемся в пустыню.
И именно тогда
мы становимся участниками Нового Завета, потому что если Ветхий Завет заключался
в том, чтобы не нарушать заповедей и не подвергаться наказанию, которого заслуживают
их нарушители (как и в государстве подвергается наказанию тот, кто нарушает
законы), то в Новом Завете мы принимаем нечто большее, что заповедью не является,
а является добровольным посвящением нашей жизни Богу, - и это и есть то, за
что даруется Царство Небесное. Потому что Царство Небесное не может быть просто
отсутствием наказания, поскольку отсутствие наказания не предполагает награды
- мы не получаем награды за то, что просто соблюдаем то, что положено. Также
Царство Небесное в собственном смысле не является и воздаянием за нашу праведность,
потому что вся наша праведность, какой только человек может достигнуть, не может
быть такова, чтобы справедливой платой за нее было бы Царство Небесное, которое
есть жизнь с Богом. Потому что Бог превосходит любую плату, которая может казаться
справедливой за какие бы то ни было добродетели. Если мы говорим о воздаянии
святых, о том, что они получили награду за свои подвиги, то либо мы имеем в
виду награду не в собственном смысле, а в метафорическом, имея в виду то, что
они избавились от грехов - именно это является платой за добродетель в собственном
смысле слова. А для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, в котором не был
Адам, даже когда он был еще безгрешным, для этого мы должны добровольно отречься
от своей жизни, точнее, сами от себя - от своей мирской жизни и мирских привычек,
от того, от чего мы испытываем душевный комфорт, - и вот тогда мы будем подражать
святому Антонию и получим не только оставление грехов, но и Царство Небесное.
Аминь.
Обсудить
можно
|