1/14.02.2004
Эта суббота связана с воспоминанием Страшного суда. Правильно молиться об усопших может только тот, кто все время пребывает во внутреннем трезвении и готовности к смерти. Молитва языческая и молитва христианская. Единственная опасность и единственная радость для христианина.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем один из двух в году главных праздников, когда Церковь поминает всех
от века почивших православных христиан. Другое название этих дней - Вселенские
Родительские субботы. Одна из них бывает перед праздником Святой Троицы, а другая,
как сегодня - перед Масляницей. И смысл этих поминовений усопших, конечно, всегда
один и тот же, потому что мы поминаем усопших, чтобы облегчить их посмертную
судьбу, и чтобы они молились за нас, потому все христиане молятся друг за друга,
и живые, и усопшие; но есть некоторые особенности у каждой Родительской субботы,
есть они и у сегодняшней. Сегодняшняя Родительская суббота связана с завтрашним
воспоминанием Страшного суда, и в богослужении говорится о том времени, когда
все усопшие должны будут воскреснуть, и о том, что те, кто в тот момент будут
еще жить на земле, будут испытывать перед концом света всевозможные бедствия,
всевозможные страхи, но они не должны бояться и должны быть готовыми к наступлению
всех этих событий.
Как же быть
готовым к наступлению этих событий? В Евангелии от Луки, которое мы сегодня
читали, Господь как раз об этом нам и говорит - что мы должны бодрствовать и
молиться, т.е. мы должны все время ставить себя перед судом Божиим, и тогда
мы сможем сами быть готовыми к тому, что наша жизнь на земле внезапно прекратится,
и мы перейдем в мир иной; и лишь постольку, поскольку мы сами к этому готовы,
мы можем молиться об усопших. Потому что часто бывает так, что у человека кто-то
из близких умер, ему как-то жалко, горестно, и если у него есть хоть какое-то
христианское воспитание, он старается молиться об усопшем. Или бывает еще и
так, что у человека кто-то жив, к кому он сильно привязан, и он старается о
нем молиться. Но молитвы эти бывают весьма малоэффективными или даже часто просто
бесполезными. Почему? Потому что на самом деле человек не молится, а хочет просто
какой-то для себя корысти - например, ощутить какое-то единение с умершим человеком
или как-то обезопасить жизнь человека, к которому он привязан; но все это делают
и язычники, и ничего христианского в такой молитве нет, хотя бы она и была обращена
к христианскому Богу, а не к языческим богам. Потому что главное в молитве не
то, о чем просишь, а то, как просишь. Если просить у христианского Бога чего-то
по-язычески, то получишь то же самое, что и язычники. Ведь нельзя же сказать,
что язычники ничего не получают, - что-то и они получают, иначе они бы уже все
вымерли, но они живут и имеют даже что-то хорошее в своей жизни. И если мы,
христиане, будем жить по-язычески, то мы тоже что-то будем иметь, хотя, вероятно,
меньше, потому что мы должны молиться иначе, и Господь будет нас вразумлять
и наказывать так, как Он не вразумляет и не наказывает язычников.
Но как же
нам молиться по-христиански? Как же нам об усопших, а заодно и о живых молиться
по-христиански? Я не разделяю тут усопших и живых, потому что молиться о них,
в общем-то, надо одинаково. Молиться о ком-то может только тот, кто прежде всего
молится о себе. Если мы сами по себе не молимся, если мы сами для себя и ради
себя не призываем помощь Божию, чтобы нам покаяться, чтобы нам бодрствовать,
чтобы нам не отпадать от Бога своей мыслию, а тем более всеми своими делами,
то было бы опаснейшим и очень глупым заблуждением думать, будто мы сможем молиться
о ком-то другом. Хотя, может быть, о ком-то другом нам и хочется молиться, и
мысль наша может концентрироваться в молитве за него, и мы совсем не так, как
о себе, начинаем молиться за него, но все это разгорячение крови, все это житейские
привязанности, все это язычество и не имеет пред Богом никакой ценности. А для
того, чтобы нам молиться за кого-то так, чтобы это имело ценность пред Богом,
чтобы молитва за другого, будь то усопшего или живого, была услышана, мы прежде
всего должны молиться сами за себя, и тогда мы будем молиться за всех, кто около
нас, живых и усопших.
И поэтому
будем опять и опять вспоминать слова Господа, которые сегодня мы слышали в Евангелии:
"Бодрствуйте и молитеся". Бодрствовать в буквальном смысле слова,
т.е. не спать круглосуточно, мы не можем, но стараться бодрствовать прежде всего
духовно мы можем и должны. И поэтому будем понимать, что, хотя бы нас сейчас
отвлекало очень многое другое, очень много каких-то развлечений, каких-то интересов
или, наоборот, каких-то опасностей житейских, которых мы сейчас боимся, все
это не имеет никакого для нас значения; прежде всего мы должны смотреть только
на Бога, и единственная для нас опасность и единственная радость связаны только
с Богом - опасность в том, чтобы от Бога отпасть, а единственная радость и интерес
в том, чтобы с Богом быть. Тогда мы будем молиться и об усопших, и о живых,
и сами придем с теми, о ком молимся, в Царствие Небесное. Аминь.
Обсудить
можно
|