2/15.02.2004
Неделя о Страшном суде связана с прощением грехов и обид; с очищением грехов связан и праздник Сретения. Перед постом надо простить обиды и испросить прощение. Ближние показывают нам, с чем мы должны бороться в себе.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем одновременно празднование Недели о Страшном суде (она же Неделя Мясопустная,
т.е. то воскресенье, после которого начинается масляница) и праздник Сретения
Господня. Когда-то, если очень глубоко копать и далеко смотреть в историю, то
окажется, что это был один и тот же праздник, когда календарь был другой. И
смысл его заключался в том, что действительно воспоминалось то событие, которое
еще не наступило - страшный и окончательный суд. И как оно воспоминалось? Оно
воспоминалось так, что все старались испрашивать друг у друга прощения за обиды,
за грехи и за какие-то, может быть, не отданные долги или не исполненные обязательства,
которые не было возможности исполнить - и вот, отчасти это перенеслось на наше
Прощеное воскресенье, - и собирались на богослужение, главная которого часть
связана с прощением грехов.
И то же самое
мы видим в празднике Сретения. Если мы читаем евангельский рассказ о Сретении
Господнем, то, казалось бы, там ничего такого нет; но если мы посмотрим богослужение
праздника, то мы увидим там совершенно другое. В стихирах и припевах праздника,
которые поются на 9-й песни канона, и в иконографии праздника Сретения Богородица
сравнивается с клещами; к Ней обращаются: "Клеще таинственная, како угль
носиши?" - т.е. Младенец Христос называется углем, а угль это на христианском
Востоке одно из названий Причастия, Тела Христова. И Христос, являющийся во
время Сретения как Младенец, являлся некоторым святым и во время литургической
жертвы в виде закалаемого Младенца. И вот, Богородица это клещи, которые держат
этот угль. Но что это за клещи и уголь, откуда это взялось? Конечно, это взялось
из Библии. Это видение пророка Исаии, который видел серафима, который взял клещами
некий уголь, вложил пророку в уста, чтобы уста очистились. И вот, до сих пор
в чине причащения, правда, только причащения священнослужителей, в нашем обряде
после причастия Крови Христовой из чаши говорится: "Се, прикоснися устом
моим и устне мои очисти". То есть причастие это и есть тот самый угль,
который очищает наши уста и который был пророчески виден Исаией, и который явился
в Сретение Господне. Вот так сочетаются эти два праздника - день суда и очищения
перед судом, смысл которого больше всего сохранился и подчеркивается в празднике
Недели Мясопустной, Недели о Страшном суде, и Сретения Господня.
Мы должны
понимать, что мы не просто встречаем Христа как Младенца, но должны понимать
именно таинственный смысл этого события, потому что никакого другого смысла
в нем и нет, никакого житейского смысла в ветхозаветном обряде для нас быть
не может. Потому что какой может быть житейский смысл в принесении на 40-й день
в церковь младенца? - Никакого житейского смысла нет, а есть смысл таинственный,
и он состоит в том, что на самом деле приносится угль, который есть причастие
и который был виден пророком Исаией, который серафим держит клещами, являющимися
образом Богородицы, для того, чтобы вложить в нас и освятить нас, очистить и
освятить. Вот, собственно, смысл происходящего. И удивительно, что иногда так
бывает - возможно, это первый и последний раз в нашей жизни, - когда праздники
Недели о Страшном суде и Сретения Господня совпали.
А что мы должны
из этого вынести? Церковь, особенно в эту Неделю, а не в следующую даже, готовит
нас к Великому посту. Фактически, сейчас богослужение Великого поста. Может
быть, кто-то запомнил, что в сегодняшнем апостольском чтении из первого Послания
апостола Павла к коринфянам говорилось про брашно, которое нас не поставляет
пред Богом и не нужно само по себе, - а такое чтение уместно как раз читать
накануне поста, когда брашно кончается, а не накануне масленицы, когда брашна
становится как раз даже больше, чем обычно. Но это потому, что у нас это чтение
из иерусалимского богослужения, где пост был на одну неделю длиннее, и вместо
масленицы как раз была неделя поста. И сегодня Церковь как раз готовит нас к
посту. Как нам в него войти?
В него надо
войти прежде всего, конечно же, с покаянием. Но покаяние прежде всего предполагает,
что нам надо испросить, прежде всего внутренне, а потом только внешне (внешне
это не всегда уместно и не всегда возможно, но внутренне это всегда необходимо)
прощения перед теми, кого мы как-либо обидели, и, самое главное, на кого мы
сами обижаемся. Обычно мы считаем, что мы ни на кого не обижаемся. Но потом
оказывается, что вот тот человек нам неприятен поэтому, а другой - потому, и
что-то в нем и одно плохо, и другое плохо, и то нас раздражает, - и вот, выясняется,
что, хотя мы ни на кого не обижаемся, но обижены на всех. И вот, поэтому надо
стараться это в себе замечать и всегда быть благодарным человеку, который ведет
себя с тобой так, что позволяет тебе заметить, что ты и на него обижаешься,
и что вообще тебя задевают всякие обиды. Это самое полезное, что для нас могут
сделать посторонние - показать нам наши собственные грехи, что мы на кого-то
обижаемся или чего-то от кого-то хотим и потом негодуем, если этого не получаем…
Вот, со всем этим надо кончать. И сегодня как раз такой день, когда надо на
этом сосредоточиться. И тогда можно думать, что и к нам, сотворившим милость,
если мы ее сотворим, тоже суд будет с милостью. Аминь.
Обсудить
можно
|