16/29.02.2004
Чтобы был понятен текст Синодика в Неделю Православия, надо изучать историю Церкви. Почему после недели подвигов поста и молитвы Церковь дает нам столько пищи для ума? - Потому что без знания своей веры невозможно спастись. Человек, не интересующийся догматикой и равнодушный к церковному учению, впадает в прелесть. Мы должны знать догматику, чтобы не впасть в ересь. Запрет на церковное общение с еретиками, которое отлучает от Церкви. Как избежать расслабления на второй неделе поста; о правиле пощения и о келейном правиле.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершали совершенно особенный праздник, который бывает только раз в году и
называется "Торжество Православия". Он установлен более 1000 лет назад
и с тех пор всегда совершается Церковью, только добавляются все новые имена
святых защитников православия и имена еретиков, которые провозглашаются в этот
день. Потому что после 843 года, когда был установлен этот праздник, появлялись
новые ереси и новые святые, которые им противостояли, и вся эта церковная история
отражена в Синодике, читаемом в Неделю Православия. Чем лучше мы будем знать
церковную историю, особенно в том, что касается вероучения, какие были на него
нападки и как Церковь отражала эти нападки, тем более понятен для нас будет
становиться текст Синодика. Если человек находится в здравом уме и способен
учиться, и достаточно молод, то, конечно, необходимо знать церковную историю
хотя бы настолько, чтобы почти все в этом Синодике в Неделю Православия понимать.
Конечно, это потребует нескольких лет изучения, но это не то, что надо на несколько
лет все бросить и ничего другого не делать, а просто надо постепенно все больше
узнавать о православии, и тогда все или почти все станет понятно из того, что
говорилось в этом Синодике, который мы сейчас читали.
А мы лучше сейчас сосредоточимся на другом вопросе: почему так получается, что
после недели, которая была посвящена подвигам воздержания и молитвы, богослужениям,
- после этого вдруг дается столько пищи для ума? Ведь мы привыкли слышать -
это раздается из самых разных углов, - что надо жить в простоте, надо смиряться,
надо поститься, молиться, а умствовать это дело не наше. Правда, чье - непонятно,
но по крайней мере, не наше. Вот это можно слышать с самых разных сторон, но
только не из Церкви. Потому что Церковь призывает абсолютно каждого христианина
узнавать свою веру. И это не просто желательно и полезно, а абсолютно необходимо,
потому что невозможно спастись человеку, который не хочет узнавать свою веру.
Потому что для человека, который просто молится и не хочет думать о догматике,
не хочет думать об этих самых ипостасях и сущностях, потому что ему это неинтересно,
ему приятно помолиться, чтоб на душе стало хорошо, - такой человек неминуемо
впадает в прелесть. Он не в состоянии разобраться между православной верой и
неправославной, особенно в тех случаях, когда эти различия не очень заметны
внешним образом. Конечно, хорошо, когда придешь к католикам, а у них богослужение
не похоже на православное; но если придешь, например, к другим католикам - униатам,
то у них богослужение может быть точно таким же, а отличается только тем, что
папу Римского поминают вместо другого епископа. А тут еще надо знать, какое
значение имеет поминовение епископа, - может, и ничего, какая разница, какого
поминают, лишь бы молитва была хорошая… Так тоже многие думают и поэтому относятся
к вере безразлично.
Но конечно,
на самом деле как раз очищение нашего ума, для которого в числе прочего дается
пост - потому что это очищение происходит и через воздержание, и через молитву,
- происходит таким образом, что наш ум становится более способным к восприятию
церковного учения, к восприятию той самой догматики, какое-то понимание которой
нам жизненно необходимо, чтобы не впасть в ересь. И вот к этому, в частности,
призывает нас сегодняшний праздник Торжества Православия. И надо подчеркнуть,
что этот праздник продолжается две недели, потому что в следующее воскресенье
совершается память святителя Григория Паламы, которому сегодня пели "вечную
память" и учение которого сегодня провозглашалось очень длинно в Синодике
в Неделю Православия. Вот, специально такой богословский праздник в честь этого
святого установлен в следующее воскресенье, т.е. во вторую Неделю Великого поста,
для того, чтобы продолжить нынешний праздник Торжества Православия. Вот насколько
важно во время поста обращаться к догматике. Т.е. не только к аскетическим творениям
святых отцов обращает нас пост, хотя, конечно, в первую очередь к аскетическим
- это основа всего, это безусловно так, без этого ничего быть не может, - но,
во вторую очередь и обязательно (а не так, что это второстепенно и можно этим
пренебречь) он обращает нас к догматике, что и произошло сегодня и будет продолжаться
еще в следующее воскресенье; с этого именно мы и начинаем пост.
Но кроме того,
это обращение к догматике нам нужно для того, чтобы понимать повседневные нормы
нашей жизни. Потому что сегодня мы, в частности, провозгласили анафему тем,
кто не только сам исповедует различные ереси, но и тем, кто находится в общении
с еретиками. Потому что, действительно, мы, может быть, в уме и не держим никаких
неправославных лжеучений - например, сейчас всюду распространена ересь экуменизма,
и, может быть, мы сами с ней не согласны и искренне считаем, что она подлежит
анафеме, - но при этом мы регулярно или иногда приходим в такие храмы, где поминают
экуменических епископов, где поминают, скажем, патриарха Алексия и прочих епископов,
которые молятся с еретиками, а значит, сами такие же еретики. И через такое
церковное общение с еретиками мы, конечно же, становимся еретиками. Поэтому
святой Феодор Студит, которому сегодня тоже пели "вечную память",
говорил, что еретиком является не только тот, кто исповедует ересь, но и тот,
кто находится в общении с еретиками. Конечно, в общении на улице мы можем находиться
с кем угодно; не это общение имеется в виду. Конечно, и при общении на улице
можно согрешить, если как-то не так поговорить, но можно ведь и не согрешить
- и нужно не согрешить. Господь Иисус Христос на улице общался с кем угодно,
даже с врагами Божиими, и это нормально, тем более, что через общение христиан
с врагами Божиими некоторые из них становятся друзьями Божиими, и мы это можем
вспомнить и по себе. Тем более, что мы и сами, может быть, не стали еще друзьями
Божиими, а уж врагами были точно, но через общение с какими-то православными
людьми все-таки обратились в православие. Поэтому такое общение может быть и
хорошим.
Но когда мы
слышим церковные запреты на общение с еретиками, то, конечно, имеется в виду
запрет на какое бы то ни было молитвенное общение с еретиками. Поэтому в нашей
Церкви - собственно, не в нашей только, а вообще в Православной Церкви так все
строго относительно этого: или ты общаешься только с Православными Церквами
и в их храмах молишься и участвуешь в богослужении, а тем более причащаешься,
или ты не можешь ходить в нашу Церковь. И об этом, собственно говоря, еще Апостольские
правила заповедуют, что тот, кто молится с еретиками, если он в сане, то да
будет извержен и отлучен, а если мирянин, то просто отлучен от Церкви, - и это
происходит автоматически. Т.е. те, кто приходит на какое-то богослужение к католикам
или другим еретикам, например к экуменистам, в храмы Московской патриархии,
если они там просто стоят и смотрят и молятся как-то сами, то это их личное
дело; но если они участвуют в тамошнем так называемом богослужении, то тогда,
конечно, они совершают то, что безусловно подпадает под прещение Апостольских
правил, и это есть совершенно автоматическое отлучение от Церкви. Поэтому надо,
чтобы все наши прихожане это помнили. А то бывают такие случаи, что кто-то вдруг
пойдет на отпевание или на венчание в Московскую патриархию. Конечно, у нас
у всех есть знакомые, которые являются прихожанами Московской патриархии; это
дело их совести, нам не нужно совершенно их судить за общение с экуменистами;
они могут нас пригласить, и мы можем к ним пойти, хотя лучше всего приходить
на светскую часть этих процедур, а не в храм; но в крайнем случае можно пойти
и в храм, но если уж мы туда заходим, то надо просто тихо постоять где-то сзади.
Но ни в коем случае не следует участвовать там в молитвах, и уж тем более (я
даже и говорить об этом подробно не буду) нельзя участвовать во всяких там молебнах
и панихидах, пусть даже у чтимых мощей, например, в часовне Ксении Блаженной,
которую мы все почитаем, - потому что эти молебны и панихиды служатся не православными
священниками, а экуменистами, т.е. находящимися в общении с экуменическим епископатом
Московской патриархии.
Вот это -
санитарные нормы. Если мы их не соблюдаем, ничто остальное нам не поможет. Потому
что тщетна молитва, если человек находится вне Церкви и думает, что так и надо.
Конечно, если человек находится вне Церкви и начинает молиться, то эта молитва
приведет его в Церковь. А если он находится вне Церкви и считает, что так и
хорошо, просто хочется помолиться, то он впадет в прелесть и ни в какую Церковь
не придет. Поэтому мы должны помнить, что если мы не хотим погубить все наши
другие труды - да уж ладно там с трудами, самое главное - вообще погубить свою
душу, мы должны держаться Православной Церкви, молиться в любой из Истинно-Православных
Церквей, в их приходах или молиться дома сами, но только не оскверняться молитвенным
общением с еретиками и ни в коем случае не присутствовать на таких службах,
где служат священники, поминающие экуменистов. Вот и об этом нам говорит сегодняшнее
богослужение, Синодик в Неделю Православия. Потому что если пост это воздержание
от всякого зла и от всякого безобразия, то тем более таким злом, от которого
надо воздерживаться, является общение с еретиками.
И, начиная
вторую седмицу Великого поста, будем стараться избежать обычной ошибки, которая
происходит с нами в это время, а потому каждый год надо о ней напоминать. Прошу
прощения за то, что я повторяюсь. Обычно начинается расслабление, потому что
таких частых богослужений обязательных уже нет. И вот, это расслабление может
погубить все, если только у кого есть, что погублять; ну, а если кто-то ничего
не накопил, то и не накопит, и пост пройдет напрасно. Поэтому надо не расслабляться,
несмотря на то, что в Церкви такого ритма богослужений, как на первой седмице,
уже нет. Если бы он сохранялся, то просто мы бы не выдержали; больше богослужений
- это не всегда лучше. Люди должны, к тому же, исполнять трудовые обязанности,
которые есть почти у всех, и которые на одну неделю можно как-то отложить (скажем,
на первую и на последнюю неделю поста), но на весь пост - это нереально. Надо
работать, надо ходить в церковь, сколько можно, а не сколько мы, может быть,
мечтали бы. Но надо стараться все время хранить сердечное внимание, а этому
помогают некоторые внешние средства, которыми никогда не надо пренебрегать.
Прежде всего, относительно воздержания в пище надо стараться держаться церковного
устава настолько, насколько это позволяет здоровье и привычки, т.е. не ослаблять
строгость поста. Я напоминаю, что по уставу в будние дни поста положено сухоядение,
т.е. даже нормальной вареной пищи не положено, не говоря о подсолнечном масле
и прочих роскошествах и излишествах. А сухоядение это что-то типа хлеба или
каких-то овощных консервов и сырых овощей и фруктов, а также чай и кофе. А в
субботу и воскресенье в течение всего Великого поста дозволяется вино и елей,
т.е. и вареная пища, и постное масло, и даже алкогольные напитки, но, разумеется,
в умеренном количестве. А рыба дозволяется только на праздник Входа Господня
в Иерусалим, в Вербное воскресенье, и на Благовещение. Пост помогает сдерживаться
и дисциплинирует.
Кроме того,
надо помнить, что вот, пришли мы сегодня в храм, кто-то причастился; и если
мы начнем прямо сейчас мысленно готовиться в следующий раз к тому, чтобы придти
и причаститься, то тогда будет лучше; а если мы этого делать не будем, то тогда
мы, скорее всего, расслабимся и еще неизвестно, доживем ли мы до пятницы, когда
у нас будет литургия Преждеосвященных Даров, или до воскресенья, когда опять
будет воскресная литургия… Надо понимать, что каждый раз может быть последним,
и стараться сохранить то, что у нас осталось после последнего раза, и стараться
это все время обновлять - обновлять только одним способом - покаянием: "Господи,
помилуй!" Стараться понять те грехи, которые мы совершили после последнего
причастия, в них каяться мысленно и потом, когда будет случай, покаяться на
исповеди.
А также, особенно
в те дни, когда мы не можем придти в церковь, нужно держать свое келейное правило.
У каждого из нас непременно должно быть какое-то домашнее келейное правило,
которое мы совершаем в течение всего года, какой-то минимум молитв. В Великий
пост, по крайней мере, в те его дни, когда мы не можем добраться в храм, к этому
должно быть что-то прибавлено. Я не знаю, что; это все очень индивидуально,
и я никому ничего не буду советовать; но общая такая рекомендация есть, она
очень помогает. В частности, это могут быть или какие-то молитвы, или псалтирь,
или четки, или земные поклоны, или и то, и другое, - но тут тоже не надо слишком
увлекаться. Потому что, повторяю, больше - это не всегда лучше. И постараемся
теперь отнестись к уже прошедшей первой седмице Великого поста как к таким рельсам,
на которые Церковь хочет нас поставить. И вот, теперь наша задача - по ним ехать,
чтобы добраться до дня Святого Воскресения, т.е. Пасхи. Аминь.
Обсудить
можно
|