22.03/4.04.2004
Вайи - знак победы на суде. Христос пришел не судить мир, но суд все равно происходит. Второе пришествие Христа будет только для мира, а не для Церкви. Христос будет творить суд вместе с праведниками. Кто не принимает слова истинной Церкви, тот уже осужден еще до второго пришествия. Вход Господен в Иерусалим прообразует второе пришествие, а дети, встречающие Его с вайями, прообразуют тех, кто будет оправдан на суде. Праздник, когда надо не забывать и о покаянии.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем один из великих Господских праздников - Вход Господень в Иерусалим.
Значение этого праздника отчасти для нас очевидно, потому что мы встречаем Христа,
Который явился для того, чтобы нас спасти, для того, чтобы умереть, но потом
и воскреснуть, и мы Его приветствуем потому, что Он только что совершил чудо
воскрешения Лазаря, и самое главное, потому что Он совершит то, на что Он этим
чудом указывал, а именно - воскреснет Сам, чтобы и нас воскресить с Собою. Это
наиболее очевидный смысл сегодняшнего праздника, это все очень важно, но мы
должны стараться не останавливаться на этом, а стараться понять глубже, что
же имеется в виду в этом празднике, и на что в нашей христианской жизни этот
праздник указывает. И вот здесь мы должны смотреть, что Христа встречают дети
с вайями, т.е. с ветвями. Это тоже богослужебный ритуал, но совершенно особого
праздника - праздника, который у евреев назывался "Судный день" и
праздновался в сентябре месяце. И те, кто носил эти ветви, делали это в знак
того, что они победили на суде и оказались оправданы. И вот, какое же отношение
имеет этот праздник к встрече Христа? Вот какое.
Если мы посмотрим
в Евангелие, то увидим, что Господь говорит, что Он пришел не судить этот мир,
но в то же время говорит: "Ныне суд миру сему", - т.е. как бы Сам
Себе противоречит, говоря, что не пришел судить, и в то же время говоря, что
уже сейчас, когда Он пришел, настал суд миру сему. И это не случайное противоречие.
В другом месте Он, посылая Своих учеников, 70 Апостолов, на проповедь, говорит
так: "Кто примет ваше слово и уверует, тот будет спасен, а кто не примет
и не уверует, тот уже осужден". То есть получается опять же, что суд уже
совершается, причем не только через Христа, но и через Его посланцев. И в другом
месте, в Евангелии от Иоанна, Господь говорит: "Если бы Я к ним не пришел,
и они не видели бы того, что Я делаю, то они не имели бы вины, что не уверовали.
Но так как они все это видели и слышали, что Я говорил и делал, то они не имеют
извинения в своем грехе", - т.е. здесь опять дается понять, что происходит
суд, хотя прямо и не говорится об этом. Значит, выходит, что Христос пришел
не на суд, а все равно суд совершается. То есть тут какое-то противоречие, и
как все многочисленные противоречия, содержащиеся и в Ветхом, и в Новом Завете,
оно существует для того, чтобы, как объясняют святые отцы, мы не останавливались
на очевидном и буквальном смысле, как это делают иудеи, которые "распинают
Христа, живущего за буквой Писания", - распинают Его тем, что останавливаются
на буквальном смысле Писания. А мы должны искать более глубокого и более сокровенного
смысла.
И если мы
будем этот смысл искать, то мы вспомним, что Евангелие говорит нам о двух пришествиях
Христа - о первом и о втором. И второе пришествие будет со славою и с судом.
Но по отношению к Церкви пришествие только одно, потому что для того, чтобы
второе пришествие можно было назвать вторым, должно быть отшествие; а какое
же может быть отшествие Христа от Церкви? Из мира Христос, безусловно, вышел
и потом придет со славою. Здесь все понятно: Он вознесся из мира и вернется.
Но в отношении к Церкви это совершенно не так, потому что Церковь есть Тело
Христово, из которого Христос никогда не выходил и выйти не может, а значит,
Ему не нужно туда и возвращаться, раз Он оттуда не уходил. Поэтому не может
быть никакого второго пришествия в Церковь, а наоборот, вся Церковь будет вместе
со Христом вторым пришествием для мира, и творить суд Христос будет вместе с
праведниками, которые "сядут на престолах, чтобы судить 12 колен израилевых",
как Он Сам об этом говорит. То есть именно Тело Христово во всей полноте, которое
будет в конце времен, которое постепенно наполняется через то, что появляются
новые люди, которые спасаются, - именно оно, т.е. Церковь, и будет судить весь
мир, и второе пришествие Христа в мир это есть пришествие Тела Христова, т.е.
всей Церкви. Это очень понятно из Апокалипсиса, где говорится, что праведники
будут вместе с Агнцем, т.е. со Христом, судить весь мир.
И получается,
что если мы можем принять Христа уже в этой жизни, то мы, собственно, принимаем
или отвергаем и первое, и второе Его пришествие. Если Христос нам не проповедан
в этой жизни - а таких людей очень много даже до сего дня, а раньше их было
еще больше, - то мы не виноваты в том, что Его отвергли. А в чем мы виноваты
и что за нами числится хорошее, это скажет суд Божий, и о каждом таком человеке
будет свое определение. Но если мы уже сейчас можем придти к истинной Церкви
- речь идет, конечно, об истинной Церкви, а не о всяких еретических сообществах,
будь то сообщества протестантские, или экуменические, или какие-то еще, потому
что они тоже не дают возможности принять истину, - если у нас есть возможность
принять истину, а мы ее не приняли, то тем самым мы становимся отверженными
уже и для второго пришествия. То есть мы сами навлекаем на себя таким образом
окончательный суд Божий, и к нам относится слова, сказанные Христом в Евангелии
ученикам, что кто не примет слова Апостолов, тот уже осужден. Собственно, слово
истинной Церкви, проповедь которого мы можем принять или не принять, это и есть
то самое слово, которое Апостолы понесли в мир.
И вот, вход
Господня в Иерусалим прообразует Его второе пришествие. Пока еще приходит только
один Господь, к Телу Христову еще никто не присоединился, еще не было тайной
вечери, еще не воскрес Христос, еще ни один из учеников не укрепился силою свыше
в Пятидесятницу, ничего этого еще нет, и Господь Иисус Христос, Который в тот
момент представлял всю полноту Тела Христова (Апостолы еще не были в Церкви
Нового Завета), - Он и явился в Иерусалим, прообразуя будущее Свое явление во
всей полноте Тела Христова в мир. И тех, кто победил на суде, прообразовали
дети, которые несли ветви - знаки оправдания на суде, знаки победы, "победы
знамения", как поется в сегодняшнем тропаре. А почему не все люди вообще
иерусалимские, многие из которых тоже, может быть, ликовали, а именно дети послужили
для этого прообразования? Потому что Господь говорит: "Если не будете,
как дети, не войдете в Царствие Небесное", - и дети, которые тоже бывают
очень разные (и дети тоже могут грешить; если ребенок до 7 лет не исповедуется,
это не значит, что он не грешит, а просто он не может исповедаться, ему недоступна
такая форма покаяния, хотя грех уже доступен), являются тут не более, чем символом
- символом тех, кто, независимо от своего возраста, окажется со Христом и будет
оправдан на суде. Поэтому же, прообразуя это событие, пророк Давид говорит в
псалме: "Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу". То есть, несмотря
на то, что Господа встречали не младенцы, которые, естественно, не могли физически
это делать, все же на тех самых младенцев, о которых говорил пророк Давид, указывал
детский возраст тех, кто встречал Господа.
И вот еще
почему вход Господень в Иерусалим прообразует суд. Если мы будем читать об этом
событии в Евангелии от Луки, то мы несколько более точно представим себе, что
происходило при этом событии. Куда был вход? - Не просто в Иерусалим, а в Храм.
Потому что, войдя в Иерусалим, Господь прошел в Храм и очистил его, выгнав оттуда
тех, кто там торговал, и сказав: "Дом Мой дом молитвы наречется".
А очищение Храма - это уже совершенно ясное указание на суд и на очищение оскверненного
Храма Божия. Конечно, больше всего он был осквернен теми, можно сказать по-современному,
еретиками (хотя тогда так не выражались), т.е. теми, кто представлял священство
и совершал богослужение, но на самом деле внутренне они отпали от Бога, что
и показали уже совсем вскоре, распяв Христа. Но прежде чем их дом "останется
пуст", прежде чем раздерется церковная завеса, Господь прообразовательно
указал на это через очищение внешних помещений Храма (не Святого Святых), выгнав
оттуда тех, кто там торговал.
Таким образом,
вход Господень в Иерусалим особым образом указывает нам на суд Божий. И говоря
о самих себе, мы должны тоже понимать, что когда мы молимся Господу, когда мы
призываем Его (а мы в той или иной форме должны это делать постоянно), то мы
призываем на себя суд Божий, мы ставим себя перед Его судом, поэтому мы и просим
Его, чтобы Он нас помиловал, чтобы Он не по справедливости, как мы того заслуживаем,
нас судил, а по Своей милости, исходя из того, что если Он будет нас судить
милосердно, мы воспользуемся этим, чтобы исправиться. И поэтому сегодняшний
праздник - это, с одной стороны, торжество оттого, что к нам приходит Господь,
а с другой стороны, это торжество должно быть растворено покаянием. Поэтому
не случайно перед Своими страстями Господь так торжественно вошел в Иерусалим,
хотя до этого он приходил туда неоднократно, но делал это незаметно, - и, соответственно,
не случайно это празднование попадает на последние дни Великого поста. И вот,
будем стараться постоянно ставить себя перед Господом, чтобы Господь пришел
к нам, т.е. в нашу душу, как в Иерусалим, - а для этого будем стараться постоянно
держать молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!"
Аминь.
Обсудить
можно
|