6/19.05.2004
Очередное "противоречие" в Евангелии. Люди не веруют во Христа, или веруют, но не живут по вере, т.к. для них важнее житейское. Такие люди сами отвергают спасение и осуждают сами себя. Поэтому они осуждены, хотя Господь их и не судит.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в
последний день Пасхи, так называемое Отдание Пасхи, когда мы в последний раз
совершаем богослужение, наполненное пасхальными песнопениями, и когда завершается
самая праздничная часть периода 50 дней между Пасхой и праздником снисхождения
Св. Духа на Апостолов, т.е. Пятидесятницей или Троицей. В этот день евангельское
чтение всегда бывает одно и то же - то, которое мы сегодня прочитали. И вот,
не знаю уж, почему, оно, с одной стороны, может показаться очень обнадеживающим,
а если вчитаться глубже, то оно, конечно, остается обнадеживающим, но совсем
не в том смысле, потому что оно становится еще и страшным. Казалось бы, оно
заканчивается словами Христа о том, что кто не поверит Его словам, того Господь
не судит, потому что Он пришел не для того, чтобы судить мир, а для того чтобы
спасти мир. И по буквальному смыслу этих слов можно подумать, что Христос будет
спасать всех, даже, может быть, и тех, кто не поверит Его словам. Но есть и
другие слова в Евангелии - мы сегодня их не читали, но мы знаем, что они есть,
- которые имеют прямо противоположный смысл: Христос говорит, что тот, кто не
поверит Его словам (это сказано в том же самом Евангелии от Иоанна, которое
мы сегодня читали), тот уже осужден - тем самым, что отверг эти слова. И как
же это сочетается?
Если вдуматься
в сегодняшнее евангельское чтение, то как раз и будет понятно, как это сочетается.
Там сначала Господь говорит о фарисеях, которые в Него не веруют. Почему? Потому
что об этом предрек еще пророк Исаия, который говорил, что они будут видеть,
но не увидят, будут слышать, но не уразумеют, потому что Господь не даст им
этого разумения. А не даст Он им его потому, что они его не хотят, а желают
совершенно другое. А потом Евангелие говорило о том, что многие из начальников
и знатных иудеев тоже поверили во Христа, однако они в этом не признавались,
потому что боялись фарисеев, которые могли бы отлучить их от синагоги. То есть
они боялись людского осуждения, боялись оказаться изолированными от общества,
- т.е. всего лишь страха человеческого и притом весьма небольшого, потому что
даже жизнь бы их в этом случае ничего особенно не угрожало бы. Но они все равно
боялись, и поэтому они тоже были как неверующие. И про них, как объясняет Евангелие,
тоже изрек пророк Исаия примерно теми же самыми словами - что Мессии люди не
поверят, потому что они отяжелели слухом, т.е. имеется в виду, что они привязаны
к житейскому больше. То есть даже если многие люди слышат и веруют, что Христос
- это именно Христос, т.е. Помазанник и Мессия, то все равно они еще больше
привязаны к житейскому, и потому не начинают жить в соответствии с этой верой,
а продолжают жить так, как они жили раньше, в соответствии с их житейскими интересами.
И одним из таких людей Господь и вовсе не дает узнать о Христе и уверовать,
а другим дает, но они все равно не пользуются этой возможностью. Потому и получается,
что такие люди сами от Бога отпали. Потому что они или по устроению своей души,
которую видит Бог, или не только по устроению души, но и по своему поведению,
которое проявляет это устроение, как вот эти князья, которые не исповедовали
Христа по страху человеческому, - они от Христа отрекаются. Поэтому такие люди
сами отказываются от Царствия Небесного, потому что нет никакого Царствия Небесного,
кроме Самого Христа, кроме пребывания в Теле Христовом. И кто на земле от него
отказывается, тот сам себя осудил. И вот, этим - тем, что он сам себя осудил,
- можно объяснить, почему человек оказывается осужденным, хотя Христос его не
судит.
Христос говорит,
что Он никого не судит, потому что Он пришел спасти мир. Но это не значит, что
никто не будет осужден, потому что люди сами подпадают под осуждение. А когда
Господь говорит, что суд происходит, Он этим утверждает не то, что судит Он,
а то, что человек, отвергший Его слова, уже осужден. Кем он осужден, Господь
не говорит, но мы можем это понять - он осужден самим собой, потому что он выбрал
путь в погибель. И, собственно говоря, этот выбор является даже не причиной
его осуждения, а одновременно и причиной осуждения, и самим этим осуждением,
потому что он не выбрал пребывание в Царствии Небесном.
И вот, постараемся
поэтому помнить, что Господь к нам пришел, что мы уже услышали Его проповедь,
а значит, Господь видит, что в нашей душе есть какая-то возможность и желание
стать людьми православными и верующими и спастись, живя именно ради Бога, а
не ради тех житейских вещей, ради которых мы живем обычно. И нам остается только,
можно сказать, немногое - все время следовать этому своему желанию, которое
ведет нас к спасению души, ведет нас к Богу, и всегда избегать того, чтобы отклоняться
налево и направо, к разным нашим другим привязанностям, будь то к житейскому
или к нашей собственной гордости, которая еще хуже отстраняет нас от Царствия
Небесного. Вот таким поучением, получается, и напутствует нас праздник Пасхи,
который завершается именно на этом: Христос воскрес, чтобы всех нас спасти,
и Он никого не судит, но есть некоторые люди, которые осуждают сами себя. Поэтому
постараемся не быть в их числе, и тогда спасение, которое Христос дал всему
человеческому роду, не будет нами отринуто, и тогда мы получим Царствие Небесное.
Аминь.
Обсудить
можно
|