16/29.05.2004
Зачем нужны особые дни поминовения усопших. Что помогает нашей молитве. Важность связи с усопшими в Православной Церкви. Ошибочность мнения протестантов относительно молитвы за усопших. Почему важно за них молиться. Живые живут и за усопших. Почему нужно причащаться в Родительские субботы.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня одна
из двух Вселенских Родительских суббот - день, когда Вселенская Церковь совершает
память всех от века почивших православных христиан, день накануне Троицы. И
в каждый из таких дней те, у кого умерли близкие, приходят, чтобы особенным
образом помолиться о упокоении их душ. Хотя, конечно, это нужно делать каждый
день, и во время каждого богослужения в Церкви православные христиане молятся
об упокоении душ своих близких. Конечно, если рассуждать по-христиански, хоть
бы даже и никто не умер из наших близких, мы все равно должны считать своими
близкими всех православных христиан, и поэтому мы все равно должны молиться.
Но, к сожалению, такое соображение на нас плохо действует. А по мере того, как
копится количество родственников, близких и знакомых, которые оказываются в
мире ином, все более и более актуальным для нас становится этот день. И потому,
хотя и естественно, что самыми постоянными прихожанами в такие дни в храмах
оказываются люди наиболее пожилые, все-таки постепенно прибавляются и те, которые
гораздо младше.
Для чего нам даны эти дни? Конечно, для того, чтобы особым образом помолиться
всей Церковью о всех православных христианах, и чтобы нам напомнить о том, что
нужно о них молиться. Но разве так мы забываем? Мы же и так вроде бы не забываем.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо представлять себе, что такое молитва.
Мы обычно
не забываем о том, что Бог есть, мы не становимся неверующими людьми, но мы
почему-то начинаем вести себя, как неверующие: забываем молиться, забываем уповать
на Бога и, начинаем рассуждать в разных житейских ситуациях, которые с нами
приключаются, совершенно как язычники. Для того чтобы мы этого не забывали,
существует такая рамка, на которую дальше надо натягивать всю нашу жизнь. Это
церковные богослужения; какой-то минимум этих богослужений для нас обязателен,
чтобы на них всегда ходить в церковь; это также наши утренние и вечерние молитвы,
которые мы читаем ежедневно. Пусть и небольшое время в течение суток мы этому
уделяем, но все-таки тут дорого то, что это делается каждый день. И когда у
нас есть такие вехи, тогда мы приучаемся потихоньку молиться в течение и всего
остального времени, потому что, конечно, христиане должны, как говорит апостол
Павел, молиться непрестанно.
И вот, то
же самое, но особым образом, относится и к молитвам об усопших. Конечно, мы
всегда должны о них молиться и должны подразумевать молитву об усопших в любой
нашей молитве, даже когда мы говорим: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя грешнаго", - этим мы подразумеваем и все наши потребности духовные,
а молиться об усопших это тоже духовная потребность, поэтому даже таким образом
мы молимся об усопших. Но все-таки, чтобы мы не забывали об этом, чтобы мы как
бы не выходили из колеи, чтобы мы сохраняли форму, существует такая рамка -
церковное богослужение, когда особым образом поминаются усопшие. Это бывает
каждую субботу, потому что субботнее богослужение всегда является заупокойным.
Но некоторые субботы оказываются особенно важными, и из этих особенно важных,
так называемых Родительских суббот, когда особенным образом совершается поминовение
усопших, особенно выделяются две - суббота перед Масленицей и суббота перед
Троицей.
Но что же
значит - молиться за усопших, и почему это трудно? Потому что, собственно говоря,
это так же трудно, как вообще жить по-христиански. Потому что христианская жизнь
без молитвы за усопших и невозможна. И недаром христиане с самых первых веков
излюбленными местами совершения своих богослужений избирали христианские кладбища,
и недаром мы сейчас служим литургию на мощах святых, которые зашиты в антиминс,
т.е. тоже, можно сказать, на кладбище, как, бывало, служили раньше на гробах
святых мучеников. То есть связь с уже усопшими православными христианами для
Православной Церкви настолько важна, что вне этой связи нельзя быть и христианином.
Протестанты хотя и не утверждают, как безбожники, что если человек умер, то
его больше нет, хотя они и верят в бессмертие души и в воскресение плоти, но
считают, что уже никакой связи у живых с усопшими нет, потому что как уже определилось
при смерти человека, так все и будет. Они думают, что для души, которая уже
не связана с телом, т.е. для нематериального мира, продолжают действовать наши
законы времени. Но для души, которая не связана с материей, и для всего, что
не связано с материей, время не существует, и поэтому различать для души умершего
настоящее, прошлое и будущее в том смысле, в каком мы это делаем, живя на земле,
это просто грубая ошибка. И конечно, получается, что для душ усопших имеет значение
то, как мы за них молимся, а то, как они за нас молятся на том свете, если они
получили спасение души, имеет значение для живущих на этом свете. И это не только
если усопшие - такие святые, которых прославила Церковь, но даже если они просто
праведно пожившие люди.
Но что же
все-таки значит - молиться за усопших православных христианах? Поскольку у нас
с ними общая жизнь, поскольку мы все находимся в Теле Христовом, то коль скоро
мы еще пребываем на земле и можем за них молиться, то наша обязанность - по-христиански
жить и за себя, и за них, и именно это делает наши молитвы доходчивыми до Бога.
Потому что, конечно, мы можем просить у Бога всего, чего угодно, но не все наши
молитвы будут услышаны. Бог не выполняет наши капризы, Он выполняет наши истинные
желания, если они согласны с Его волей. А если наше истинное желание, согласное
с Его волей, конечно, заключается в том, чтобы усопшие получили спасение души,
то это подразумевает, что тем более у нас есть желание самим получить спасение
души, и, следовательно, мы не просто будем читать какие-то молитвы, а будем
еще и соответствующим образом подвизаться. И пример такого подвига как раз и
являет любимая святая нашего города блаженная Ксения Петербуржская, вся жизнь
которой и весь подвиг, который она в течение своей жизни совершала, были как
раз таким способом прожить христианскую жизнь за ее рано умершего мужа. Но там
было это показано и объяснено, что она живет за своего мужа; однако и все те,
у кого умирают близкие люди, должны тоже жить, понимая, что они живут и за них
тоже. Если мы становимся христианами, то мы становимся христианами и за них
тоже, чтобы за них молиться. И они за нас молятся, чтобы мы были христианами.
В этом и проявляется единство Церкви, единство и живых, и усопших православных
христиан, которые действительно составляют единое Тело Христово.
И поэтому,
конечно, совершенно противоестественно, когда люди, приходя в Родительскую субботу
в церковь, приходя на литургию, не причащаются. Потому что как раз причастие
и является главным в этой общей жизни, которая у нас с усопшими, и причастие
это самое важное. И потому приходить подавать записки, но не причащаться, -
это как бы писать начальнику на клочке бумажки: "Сделай мне то и то",
- а самому при этом к нему даже и не являться, бросая свое прошение под дверью,
вместо того чтобы постараться придти в приемный день, получше выглядеть, подготовиться
к этому и самому лично принести начальнику свое прошение. Мы должны именно сами
придти к Богу, правильно подготовившись, т.е. подготовившись, прежде всего,
к причастию. А тогда даже уже не так важно, подадим мы свою записку или нет,
потому что имена наших усопших все равно у нас в голове, и Бог их знает. Поэтому
будем стараться жить и за себя, и за наших усопших, и получать молитвенную помощь
всех от века почивших православных христиан. Аминь.
Обсудить
можно
|