О правильном отношении к близким.
Слово в Неделю Всех Святых

24.05/6.06.2004

Евангельское чтение о том, чтобы оставить ради Царствия Небесного всех родных. Как это совместить с заповедью, что о родных нужно заботиться? Заповеди надо исполнять прежде всего духовно, а буквально их не всегда полезно исполнять. Каждый человек с Богом один на один. Кто наши ближние? Мы должны относиться к близким бесстрастно. Терпение и смирение при смерти близких уподобляет нас мученикам и всем святым.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память всех святых. И в евангельском чтении, которое специально назначено для этого праздника, объясняется, кто такие были святые, почему они стали святыми. И объясняется там это как раз в тех самых словах, которые очень не любят цитировать. Вообще, очень характерно, что те, кто любит говорить, какая хорошая книжка Евангелие, и как оно согласно с общечеловеческими ценностями, они что-то оттуда любят цитировать, а что-то не цитируют никогда. А именно, сегодня было сказано, что те, кто откажутся ради Царства Небесного от сестры, жены, детей, отца, матери, брата и т.д., те получат во сто раз больше в Царствии Небесном. "Сторицею" по-славянски значит именно "в сто раз больше", т.е. мало того, что здесь много родственников, то там будет их в сто раз больше. Вот именно так становятся святыми. А если задуматься над этой фразой, а не вычеркивать ее из Евангелия, как это делает большинство его читателей, если все-таки осознать, что она там содержится и задуматься, то мы сразу увидим, что получается, что Евангелие говорит нам нечто совершенно противоположное той мотивации, по которой обычно приходят в Церковь.
Потому что в Церковь приходят никак не для того, чтобы потерять жену, отца, мать, братьев, сестер, детей, а для того, чтобы, наоборот, их приобрести, чтобы они жили и сохранялись как можно дольше. И вот, получается, что мы идем в церковь молиться за близких, то мы делаем как раз прямо противоположное тому, что сказано в Евангелии, и не получаем от этого спасения, и получается грех. И действительно, это так, но в то же время это и не так. Потому что недаром святые отцы говорили, и в Ветхом Завете сказано, а Евангелие это подтверждает, что нужно приходить в церковь, чтобы молиться за всех своих близких. Как же тогда совместить это очередное противоречие в Евангелии? А мы знаем, что в Евангелии все основные истины высказаны так, что они встречают в Евангелии же противоречия. То есть там дается какое-нибудь ясное и понятное объяснение того, что нужно делать, чтобы достигнуть хорошего результата; и если мы дальше не читаем, то начинаем радоваться, что мы теперь все поняли, как жить; а если мы почитаем дальше, то на ту же самую тему мы получим противоположное объяснение и видим, что ничего мы не поняли. И вот как раз в отношении заботы о близких - это типичный пример: получается, что молиться за них вроде бы и надо, а вроде бы и не надо…

А речь тут идет, конечно, вот о чем. Мы должны молиться об их участи, о том, чтобы они получили жизнь вечную, не о том, чтобы у них было поменьше всяких бед (хотя, конечно, мы не должны им желать никаких бед), а о том, чтобы они все получили Царствие Небесное. И в этом отношении мы должны молиться за наших близких, и в этом состоит наша христианская обязанность. А молиться о том, чтобы нам с ними никогда не разлучаться, мы не только не имеем права, но такая молитва вообще безумна, потому что мы знаем, что нет абсолютно ни одного близкого нам человека, с которым нам не придется когда-нибудь расстаться. Ведь как минимум кто-то из нас умрет первым - и вот уже и разлука в житейском смысле. Вместо этого Евангелие заповедует нам совсем другое отношение к разлуке: если мы хотим идти путем спасения, подражать святым и исполнять заповеди, мы должны внутренне расстаться с теми, с кем мы не расстались еще внешне. Это и означает отказаться от отца, матери, братьев и сестер и получить их сторицею в Царствии Небесном. Потому что, конечно, далеко не все из христиан и, что гораздо важнее, далеко не все из святых действительно уходили куда-то в пустыню или в чужую землю и теряли связь со всеми своими родственниками по плоти. Многие это делали и исполнили заповедь именно буквально; но хотя заповедь эта и может быть исполнена буквально, не всем и не всегда полезно ее так исполнять. А по внутреннему смыслу всегда полезно всем исполнять заповеди. Все заповеди имеют духовный смысл, который нужно исполнять всем. А многие заповеди имеют какой-то вещественный, телесный смысл, который полезно исполнять далеко не всегда, а может быть, и вообще не полезно, как например, заповедь об обрезании, которое для христиан никакой пользы не имеет, хотя у многих христиан она сохраняется, например, в Египте и в Эфиопии.

Мы должны внутренне понимать, что мы пребываем с Богом, и что каждый из наших близких пребывает с Богом один на один. Как со своей смертью каждый будет один на один, так и с Богом каждый один на один. Поэтому внутренне мы должны принимать только Бога, а также тех людей, которых нам Бог поставил в качестве ближних, - а это не обязательно наши родственники. Может быть, какие-то из наших родственников нам вообще ближними не окажутся, потому что мы потеряем с ними всякую связь, а тот, кто совсем нам не родственник, окажется нам ближним, - как это и в житейских отношениях бывает, когда, например, два человека вступают в брак и из чужих становятся родственниками. Так это и в духовной жизни, где все отношения духовного родства, если можно так выразиться, строятся на том, что не имеют никакого отношения к родству телесному или плотской дружбе.

Но вот как же святые исполняли то, о чем мы читали сегодня в Евангелии? Конечно, применительно к святым мученикам это понять очень просто, потому что действительно они самим своим мученичеством доказали, что нет ничего среди житейских связей и отношений, что они ставили бы выше своих отношений с Богом. Это понятно; но ведь большинство святых и просто христиан мучениками не являются. И как же они тогда достигают Царствия Небесного, разве для них это неосуществимо? Конечно, осуществимо, потому что по внутреннему смыслу все заповеди осуществимы для всех. Как же они осуществляются? Они осуществляются тогда, когда мы относимся к своим близким без страстной привязанности. Мы должны их любить, мы должны заботиться о спасении их души, мы должны о них молиться и делать все, что от нас требуется, в том числе житейское, чтобы помочь им, но мы должны к ним относиться бесстрастно. А бесстрастное отношение, как говорят святые отцы, проявляется прежде всего в том, как мы смиряемся с потерей, если нам случится потерять что-либо. И вот, всем нам приходится переносить смерть близких, и это является самым большим житейским испытанием, какое только может у нас быть. Но если мы христиане, то мы понимаем, что, собственно говоря, здесь никакого испытания нет, потому что потеря человека на земле не является его потерей в Царствии Небесном, хотя есть нечто другое, а именно грехи, что действительно является потерей человека и что гораздо хуже физической смерти человека, если он даже еще и не умер. Правда, если он еще не умер, то сохраняется надежда на покаяние, хотя он может и не воспользоваться этой возможностью, а тогда лучше ему и умереть. Если же мы расстраиваемся просто из-за того, что близкий наш человек умер, то, естественно, здесь есть нечто человеческое, чему не чужд был и Христос, когда Он плакал над Лазарем, однако мы должны внутренне понимать, несмотря на всю нашу скорбь при таких случаях, что Господь от нас никого не отрывает, если только мы сами не отрываемся грехами. И поэтому мы должны здесь проявить терпение. Проявляя такое терпение и смирение перед волей Божией, которая разлучает нас с близкими людьми, мы как бы уподобляемся мученикам и всем святым, т.е. мы можем через это, хотя, конечно, не только через это, участвовать в том подвиге, который несли все святые и который составляет сущность их жизни, несмотря на то, что образы жизни у них были самые различные. И вот, у каждого из нас свой путь, свой образ жизни, но, тем не менее, с точки зрения внутренней, мы должны все жить одним и тем же, а именно тем самым, чем жили и святые, т.е. мы должны во всех обстоятельствах обращаться к Богу и стараться от Него никогда не отворачиваться, и особенно это заметно бывает в тех случаях, когда нам приходится переносить смерть наших близких. Поэтому будем молиться всем святым о том, чтобы они помогли нам шествовать их путем и переносить, подобно первым христианам, все, что случится с нами в нашей жизни, и сподобиться Небесного Царствия. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz