7/20.06.2004
Притча про птиц небесных и два ее толкования среди верующих: псевдо-христианское и вообще не христианское. Святоотеческое толкование ее: заботиться о делах нужно, но не нужно беспокоиться о том, каков будет результат, от нас не зависящий, а предаваться в волю Божию.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
слышали в Евангелии знаменитое поучение Господне о том, что мы никак не хуже,
чем крины сельные или птицы небесные, о которых Господь заботится, и поэтому
Отец наш Небесный о нас тем более позаботится, потому что мы для Него ценнее,
чем все эти не имеющие разумной души существа, и поэтому мы не должны бояться
и думать о том, что мы будем есть, что пить и во что одеваться.
И обычно среди
православных людей это место из Евангелия очень популярно и имеет в основном
два толкования, которые очень легко уживаются в одном и том же человеке, несмотря
на свою противоположность. Первое толкование состоит в том, что человек говорит:
"Все будет, как Бог даст; зачем нам беспокоиться об этом или о том",
- имея при этом в виду, что тот, кому он это говорит, беспокоиться будет и побеспокоится
за него. То есть хотя он и говорит, что "Бог даст", но на самом деле
он имеет в виду, что Бог-то, конечно, даст, но через того конкретного Петю или
Васю, которому он все это объясняет. Поэтому такое понимание этого места из
Евангелия служит для того, чтобы нам получать оправдание нашего желания перевесить
ответственность с себя на наших ближних, создать им какие-то неудобства, заставить
их разбираться в ситуации; зато оказывается, что мы живем по Евангелию - ни
о чем не печемся и не беспокоимся.
А второе понимание
этого евангельского отрывка гораздо более разумное, правда, совершенно не христианское,
хотя оно и лучше первого, потому что, по крайней мере, с житейской точки зрения
оно разумно. Оно заключается в том, чтобы вообще не принимать эти евангельские
слова во внимание. Тут сказано что-то непонятное, и я лучше честно скажу себе,
что не понимаю, о чем тут говорится, и потому буду делать так, как понимаю -
т.е. буду и беспокоиться обо всем, и заботиться. Но тогда, конечно, получается,
что люди, которые так живут не по-христиански, через эти заботы получают много
нервных расстройств, и вообще жить им тяжело, и они постоянно живут с какой-то
неудовлетворенностью; в общем, с ними происходит то же, что и с нехристианами.
Но по крайней мере, эти люди не будут повинны в искажении смысла евангельских
слов, а будут повинны лишь в том, что их отвергли из-за их непонятности.
Святые отцы,
конечно, не рекомендуют ни первого понимания, ни второго. Но то, что они рекомендуют,
весьма далеко отстоит от наших обычных бытовых стандартов и, к сожалению, даже
от тех стандартов поведения, которые бытуют у людей, именующих себя православными
христианами. Потому что, конечно, буквальное исполнение этих слов - жить, как
птица или как растение - не может быть настоящим смыслом. Есть в Евангелии некоторые
места, которые, если исполнять их буквально, приводят к чему-то совершенно бессмысленному.
Вот здесь как раз тот самый случай. Потому что Господь совсем не заповедует
нам жить, как растение или животное. Он нам заповедует жить, как человек. Но
в чем-то - т.е. тут уже не буквальное понимание - мы должны уподобиться этим
самым растениям и животным. Возникает вопрос, в чем. И здесь ни в коем случае
Господь не говорит, что люди, занимающиеся тем, что как-то что-то планируют,
что-то делают, берут на себя какую-то ответственность, поступают уже по этому
самому как-то плохо. Наоборот, святые отцы, начиная с Апостолов, вынуждены были
брать на себя очень даже большую ответственность за других, занимались всякими
житейскими вещами, в том числе сбором денег, милостыни, хозяйственными вопросами
и т.п. Если мы возьмем Послания апостола Павла, то все эти темы там присутствуют.
То есть очень много нарушений там видно слов Спасителя, если их понимать буквально.
И отсюда мы должны сделать вывод, что в буквальном смысле их понимать просто
нельзя, т.е. буквального смысла это поучение не имеет никакого, а имеет только
внутренний и глубинный. То есть мы все-таки должны беспокоиться о том, что нам
предстоит делать. Но как беспокоиться? - Речь, конечно, об этом.
Мы должны
быть неподвижными в отношении того, получится у нас то или иное дело или не
получится, удастся или неудачно, потерпим мы поражение или одержим победу. Все
это нас должно волновать столь мало, чтобы нас можно было сравнить с растениями
и животными, которые никак не могут интересоваться подобными вещами, потому
что у них нет разумной души. У нас есть разумная душа, мы можем волноваться
из-за подобных вещей; но это грех, и из-за подобных вещей мы волноваться не
должны. То есть мы не должны беспокоиться и внутренне суетиться из-за того,
чем мы обязаны заниматься в своей жизни. Есть у нас в жизни обязанности, и никто
не говорит, что мы должны их с себя сбрасывать или перекладывать на кого-то;
нет, мы должны их исполнять. Но, исполняя эти обязанности, мы должны внутренне
оставаться безразличными к тому, что получится.
Но тогда какой
стимул заниматься чем бы то ни было? Если это дело нужное, и мы понимаем, что
оно нужное, мы все равно будем этим заниматься, понимая, что конечный результат
зависит от воли Божией, которая, в свою очередь, зависит и от нашего усердия,
и от многих других факторов, которые нам даже бесполезно пытаться понять. Мы
должны намечать какую-то цель для любого нашего действия, но мы должны помнить,
что кажущаяся нам правильность этой цели может оказаться только кажущейся. Надо
просто знать, что результат любой ситуации, в которой мы окажемся, будет таков,
чтобы как-то содействовать нашему исправлению, чтобы укреплять в нас веру, чтобы
приводить нас к покаянию. И поэтому Господь все управит так, чтобы мы получили
душевную пользу. А что должно быть фактически на земле, чтобы мы получили душевную
пользу, мы не знаем. Да, мы можем догадываться об этом, исходя из евангельских
и святоотеческих поучений, но догадка это не знание, это не более, чем догадка;
поэтому мы должны прежде всего знать - и это самое главное поучение, - что мы
не знаем и окончательно никогда не будем знать, что для нас полезно, но есть
Бог, Который знает это и печется о нас. И поэтому волноваться нам не о чем.
И независимо от того, получится или не получится у нас то дело, которым мы сейчас
заняты, мы должны понимать, что Бог нас не оставит ни в том, ни в другом случае,
и ни тот, ни другой исход этого дела не является показателем того, оставил нас
Бог или не оставил, потому что мы заранее знаем, что Он оставить нас не может.
Об этом тоже многократно говорится в Библии. И поэтому мы должны иметь веру
и упование. И тогда получится, что мы действительно не будем беспокоиться о
том, во что нам одеться, что мы будем есть и т.п., и будем уподобляться этим
красивым цветам и замечательным птицам. Аминь.
Обсудить
можно
|