14/27.06.2004
Почему св. Мефодий низложил всех иконоборцев со священных степеней и принял в Церковь только в качестве мирян. Урок для нашего времени: надо быть очень осторожными относительно ереси экуменизма, она - как холера. Почему экуменизм опасен.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память великого исповедника православия - святителя Мефодия, патриарха
Константинопольского. Патриархом он был только в последние годы своей жизни,
с 843 по 847 год, до самой своей кончины. А исповедником он был всю свою жизнь,
потому что почти всю его сознательную жизнь в Византии господствовала ересь
иконоборчества, и святой Мефодий, конечно, ее не признавал и, хотя и не был
тогда епископом, подвергался большим гонениям, был заключен в пещере, много
всего претерпел, но никогда не отрекался от православной веры - а в то время
это означало не отрекаться от исповедания почитания святых икон, - и поэтому
он остался не поколеблен всякими прилогами вражиими. И поэтому когда в 843 году
было восстановлено иконопочитание, он был одним из тех, на кого опиралась Церковь,
и именно его избрали в патриархи, и до самой своей кончины он был патриархом.
Первое, что
сделал святитель Мефодий, когда был избран патриархом, это было лишение Империи
и самого себя почти всего клира, потому что почти все священники, которые в
то время были в наличии, были либо рукоположены епископами-иконоборцами, либо
были из тех, кто сначала обещал еще при святых патриархах Тарасии и Никифоре
хранить православие, но потом отрекся от этого исповедания и перешел на сторону
иконоборцев. И святой Мефодий сказал, что никого из них принимать нельзя в сущем
сане - ни епископов-еретиков, ни рукоположенных ими, ни отступников от православия,
даже если они покаются в ереси. И вот, хотя почти все бывшие иконоборческие
епископы и клирики покаялись, потому что людям свойственно каяться и вообще
колебаться вместе с "линией партии", так сказать, покаяние их было
принято, а сан - нет. То есть им разрешалось войти в Церковь в качестве мирян,
а вот доверять им священное служение уже никто не стал, несмотря на то, что
это уже второй раз за достаточно короткое время - чуть больше полувека - было
восстановлено иконопочитание и осуждено иконоборчество, и в первый раз, когда
иконоборцы покаялись на VII Вселенском Соборе, их, тем более рядовых священников,
которых было очень много, оставили служить. Но во второй раз их уже не простили.
Почему? И вот тут патриарх Мефодий и другие сторонники этой крайней меры объясняли
ее так: при первом восстановлении иконопочитания ересь иконоборчества считалась
новой и прежде не осужденной, и поэтому хотя и нельзя было в нее впадать, но
по-человечески этот грех был извинителен, и потому еще можно было доверить священнослужение
тем, кто каялись в этом грехе и его осознавали; но те люди, которые уже после
всех объяснений, после решений VII Вселенского Собора все равно отпали в ту
же самую ересь, не вняли совершенно ясным разъяснениям Церкви по этому вопросу,
которые были у них перед глазами, и потому даже при их покаянии Церковь из осторожности
не должна доверять им священнослужение, и снисхождения к ним уже быть не могло.
Спасения в Церкви их никто не лишал, как миряне они могли в нее войти, а какое-либо
служение церковное поручается по особому доверию, и никто из тех еретиков, которые
даже и покаялись, но отпадали раньше в ересь уже осужденную, такого доверия
уже не удостаивался.
Вот так это
произошло при святом Мефодии, и он не остановился перед огромным социальным
потрясением, которое эта мера вызвала. Потому что мало того, что изменение государственной
и церковной политики, когда государственной религией вместо иконоборчества стало
православие, затрагивало интересы очень многих людей, причем интересы практические
и вполне материальные (это касается не только церковных деятелей, но и государственных
лиц, которые с ними связаны), и было само по себе потрясением, на которое, однако,
пошли; но этого оказалось мало. А когда лишили почти всю Церковь духовенства,
то это затрагивало уже почти каждую деревню, и конечно, это уже совсем взбудоражило
всю империю, и прошло несколько лет, прежде чем удалось пополнить ряды духовенства.
Но тем не менее, на это пошли, и мера эта действительно оказалась правильной,
потому что это способствовало очищению Церкви, а социальное напряжение удалось
пережить, и все-таки и православие, и Империя устояли, потому что в таких случаях
и Бог помогает.
И вот, какой
это дает урок для нашего времени? Мне кажется, совершенно очевидный. Потому
что главная ересь, которая господствует в наше время, это ересь экуменизма.
Она, конечно, имеет в себе некое новое содержание, которое довольно трудно понять,
в чем состоит. Но кроме этого, она имеет в себе и некое очень старое содержание,
совершенно понятное, и нам не надо ничего нового узнавать, кроме самых элементарных
вещей, о церковной вере, для того чтобы понять, что экуменизм является ересью,
- не для того, повторяю, чтобы понять, в чем состоит эта ересь как ересь, а
для того, чтобы понять, что это ересь. А именно, экуменизм предполагает, что
те ереси и ответвления от христианства, которые продолжают сами себя считать
христианством, но были в свое время осуждены святыми отцами как ереси и исповедуют
разные уже осужденные Церковью учения, - что они на самом деле не являются полным
отпадением от Церкви. Это говорится, например, о монофизитстве, которое осуждено
и анафематствовано Церковью уже много веков назад, о католичестве, а также,
хотя и менее открыто, о несторианах и разных протестантах. И получается, что
если мы начинаем обсуждать саму возможность того, что решения, когда-то соборно
принятые Церковью по поводу той или иной ереси, были, может быть, "слишком
резкими", или что мнения святых отцов относительно отсутствия благодати
таинств и вообще христианства у еретиков были "преувеличены", - если
мы начинаем обсуждать мысль, что это может быть не так, значит, мы начинаем
обсуждать возможность, что Церковь могла ошибиться в своем суждении. Точнее,
мы начинаем рассматривать возможность того, что святые отцы не видели, где есть
Дух Святой, а где Его нет, чтобы вынести окончательные приговоры ересям. А это
значит, что мы, просто даже вступая с таких позиций в диалог с еретиками, отказываемся
от православия. Тем более мы отказываемся от православия, когда начинаем молиться
с разными еретиками. Тогда мы и сами становимся такими же еретиками. И поэтому
не может быть никакого снисхождения к ереси экуменизма, не может быть оправдания,
что это ересь новая и малопонятная. К сожалению, это ересь хотя и новая, но
включающая в себя сразу все старые - именно сразу все. Поэтому совершенно справедливо
в Греции назвали ересь экуменизма "всеересью", потому что она включает
в себя все старые ереси.
Потому надо
быть осторожным с ересью экуменизма. Надо действительно понимать, что в сообществах,
зараженных экуменизмом, совершены очень большие церковные преступления, даже
большие, чем просто впадение в ересь. Потому что эти люди не просто ошиблись
в чем-то конкретном, но принципиально отвергли вразумляющий голос Церкви, и
такие люди в Церкви не могут пребывать. И даже если принимать их покаяние, надо
быть очень осторожными в отношении их дальнейшего служения в Церкви в священном
сане. Хотя, конечно, нельзя говорить, что мы тут всегда должны следовать примеру
святого Мефодия. Но с другой стороны, мы видим, что в подавляющем большинстве
(хотя есть и много исключений) духовенство Московской патриархии, переходящее
в Истинную Церковь, оказывается плохим и неустойчивым и часто либо уходит куда-то
еще, либо возвращается обратно в патриархию. А те, которые остаются в Церкви,
это тоже зачастую не лучшие священники. Поэтому к ереси экуменизма надо относиться
как к опасной заразе, которая распространяется не так, как некоторые инфекционные
болезни, которыми заразиться достаточно трудно, как например, проказа, а так,
как распространяется какая-нибудь холера или сибирская язва, и поэтому надо
далеко от этой ереси отходить и не приближаться к ней.
И это очевидным
образом касается нашего современного быта, потому что все мы потому и не ходим
в Московскую патриархию, что она заражена этой самой ересью экуменизма. И надо
также внутренне понимать, что мы не устоим в нашем исповедании православия,
если не будем вести соответствующим образом внутреннюю жизнь. Потому что мы
либо будем отвлекаться на какие-то грубые соблазны и через это отпадать от церковной
жизни самым элементарным образом, либо будем как-то самоуспокаиваться на том,
что пришли в Истинную Церковь - ведь это хорошо и располагает к тому, чтобы
на этом успокоиться, а потом, пожалуй, сделать логичный вывод, что мы лучше
всех, что мы лучше тех, кто не пришел в Истинную Церковь. В последнем случае
мы, может быть, даже и не впадем в какие-то грубые грехи, но нам это будет и
не нужно, потому что мы гораздо глубже впадем в такие внутренние грехи, которые
нас сделают ничем не лучше еретиков и будут вполне достаточны для нашей погибели.
Поэтому будем стараться держать и хранить православие и внешне, и внутренне:
внешне - через пребывание в Истинной Церкви и причащение именно там, где есть
истинная Евхаристия, а внутренне - живя так, чтобы не отпадать от того, чему
мы причащаемся внешне, чтобы не отпадать своим умом от Тела Христова, которому
мы причащаемся. Аминь.
Обсудить
можно
|